ЕГЭ 2018 Итоговое сочинение (декабрь 2017). Все направления в одном произведении «Бесприданница» А.Н. Островского

Содержание

Слайд 2

Сюжет и композиция пьесы На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

Сюжет и композиция пьесы

На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э.

Рязанова 1984 г.
Слайд 3

Лариса Огудалова. Трагедия бедной девушки На фото кадры из фильма «Жестокий

Лариса Огудалова. Трагедия бедной девушки

На фото кадры из фильма «Жестокий романс»

Э. Рязанова 1984 г.

Фамилия порядочная… Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт, обращение свободное… …состояние небольшое, давать приданое не из чего,…
…бывать у них в доме – большое удовольствие – Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи – Не таких правил люди… хоть за Карандышева, да замуж
Не глупа, а хитрости нет… скажет, что не надо – …а бесприданницам так нельзя
…положение её незавидное… не видите…, эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой оправы требует
Я любви искала и не нашла. На меня смотрели… как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тёплого, сердечного слова.

Слайд 4

Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин» Жизненная философия На фото кадры

Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин»

Жизненная философия

На фото кадры из фильма

«Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

Главное – деньги, богатство, удовольствие, веселье и положение в обществе. Ради денег он жертвует своей любовью, готов продать свою свободу. При этом «мотоват», на себя средств не жалеет.
Все поступки мотивируются стремлением поддержать впечатление успеха и неповторимости. Ради этой цели готов на всё.
→ Самовлюблённый, торжествующий эгоист, несёт страдание и даже смерть любимой женщине.

На одном потеряю, на другом выиграю
У меня ничего заветного нет. Найду выгоду, всё продам.
Плакать в любви должны только женщины, потому что если мужчина заплачет, его бабой назовут.
У меня есть правило – никому ничего не прощать! (…) Если я кого хочу поучить, так на неделю дома запираюсь и казнь выдумываю

выделяется безрассудной смелостью, дерзостью, широтой натуры
умеет ценить красоту и талант
умён и воспитан, умеет достойно и эффектно держать себя в обществе

Лариса считает его идеалом,
потому что

Слайд 5

Юлий Капитоныч Карандышев На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э.

Юлий Капитоныч Карандышев

На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова

1984 г.

…рад-то, сияет, как апельсин. … Ему бы жениться поскорей да уехать в свое именьишко, пока разговоры утихнут, – так и Огудаловым хотелось, – а он таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а никогда их не носил. Кланяется – едва кивает; тон какой взял: прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю».
…человек самолюбивый, завистливый (Вожеватов)
…я рискнул. Я вообще всегда был выше предрассудков
(Карандышев)
Поедемте скорей в деревню! … Уедемте, уедемте отсюда! …
(Лариса Огудалова)
Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки… надо же и мне… посмеяться над ними.
…талантов у неё действительно много. Но не за них я хочу похвалить её. Главное, неоценённое достоинство Ларисы Дмитриевны…, что она умеет ценить людей. (…) Она искала для себя человека не блестящего, а достойного…
(Карандышев)

Слайд 6

Конфликты Любовный Социальный События пьесы происходят в течение одного дня, все

Конфликты

Любовный

Социальный

События пьесы происходят в течение одного дня, все персонажи прямо связаны

с историей главной героини
Лариса – красивая, умная и гордая девушка, при этом чуткая и отзывчивая. Героиня гибнет в неравной борьбе с бесчеловечным миром, в которым царствуют деньги, выгода, расчёт.
Судьба Ларисы предопределена её жалким положением в обществе с извращённой моралью и надуманными ценностями.

Окружение повлияло и на чистую, чуткую Ларису: в ней чувствуется ранняя усталость от жизни, разочарованность, внутренняя опустошённость.
В её душе происходит постепенное крушение надежд, утрата веры в любовь, дружбу, семью.
К концу пьесы она осознаёт себя вещью и от отчаяния решается «продаться» подороже, поэтому выстрел Карандышева принимает как избавление от ожидавшего её неминуемого позора.

Кнуров и Вожеватов

Харита Игнатьевна Огудалова

Лариса и Паратов

Карандышев и Лариса

На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

Слайд 7

Направление «ВЕРНОСТЬ и ИЗМЕНА» Вожеватов. …как она его любила, чуть не

Направление «ВЕРНОСТЬ и ИЗМЕНА»

Вожеватов. …как она его любила, чуть не умерла

с горя.
Лариса . Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда… Успокойтесь, он не явился, а теперь хоть и явится, так уж поздно…

На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

Впечатляющий, эффектный прожигатель жизни красавец Паратов в финале пьесы оказалсяся обычным искателем приданого богатых купчих.

Лариса любит всем сердцем, несмотря на разлуку и неблаговидные поступки своего возлюбленного. Она по-настоящему верна любимому и своему чувству.
Неверный Паратов упрекает верную Ларису в том, что она быстро его забыла и собралась замуж, заставляя её признаться, что она всё ещё любит его. Это признание тешит его самолюбие. Вместо ответного признания Паратов говорит: «Уступить вас я могу… но любовь вашу уступить было бы тяжело».
Лариса мечтает о «равной любви с обеих сторон» без слёз, Паратов же со смехом замечает, что тогда б это было «кондитерское пирожное».

Слайд 8

Направление «РАВНОДУШИЕ и ОТЗЫВЧИВОСТЬ» На фото кадры из фильма «Жестокий романс»

Направление «РАВНОДУШИЕ и ОТЗЫВЧИВОСТЬ»

На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э.

Рязанова 1984 г.

Лариса. Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей – разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь… поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты, не пропустите их! (…) Вы не понимаете, что в ваших словах обида, так, что ли?
Карандышев . Конечно, я без умыслу.
Лариса . Так это еще хуже. Надо думать, о чем говоришь.
Вожеватов главной ценностью признаёт деньги. Говорит, что способности к любви в себе не чувствует, денег лишних не передаст, о любви Ларисы к Паратову рассказывает Кнурову со смехом, в конце пьесы разыгрывает Ларису, а проиграв, усмехаясь, отмечает, что расходов будет меньше.
Кнуров вроде бы сопереживает красивой девушке в сложном материальном положении и даже готов обеспечить ей пожизненное содержание, но ждёт от неё благосклонности взамен.
Паратов, узнав, что Лариса всё ещё любит его, услышав её проникновенное пение, убеждает её уехать от жениха, с его обеда, давая ложную надежду на любовь, намекая, что бросит всё. Влюблённая и ослеплённая надеждами, Лариса уезжает с Паратовым.
Кнуров . Не весела наша прогулка будет без Ларисы Дмитриевны. Вот если бы… Дорого можно заплатить за такое удовольствие.
Вожеватов . Если бы Лариса Дмитриевна поехала, я бы, с радости, всех гребцов по рублю серебром оделил.
Паратов . Представьте, господа, я и сам о том же думаю; вот как мы сошлись.
Кнуров . Да есть ли возможность?
Паратов . На свете нет ничего невозможного, говорят философы.

Слайд 9

Направление «ЦЕЛИ и СРЕДСТВА» На фото кадры из фильма «Жестокий романс»

Направление «ЦЕЛИ и СРЕДСТВА»

На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э.

Рязанова 1984 г.

Лариса – жертва мира, в котором всё продаётся, даже любовь. Все равнодушны к её переживаниям, потому что сами не способны на глубокие чувства.
Преследуя свои цели, каждый из окружения Ларисы Огудаловой причиняет ей боль, делая её жизнь невыносимой и бессмысленной.
Разные цели, Лариса – средство достижения:
самоутвердиться (Карандышев)
потешить самолюбие, поддержать образ блестящего барина и насладиться обществом и любовью Ларисы (Паратов)
убедить воспользоваться покровительством (Кнуров)
раздобыть денег, улучшить материальное положение, сбыть дочь в «хорошие руки» (Харита Игнатьевна)

Слайд 10

Направление «СМЕЛОСТЬ и ТРУСОСТЬ» Паратов . …Я думал нынче рано утром

Направление «СМЕЛОСТЬ и ТРУСОСТЬ»

Паратов . …Я думал нынче рано утром приехать,

мне хотелось обогнать «Самолет»; да трус машинист. Кричу кочегарам: «Шуруй!», а он у них дрова отнимает. Вылез из своей мурьи: «Если вы, – говорит, – хоть полено еще подкинете, я за борт выброшусь». Боялся, что котел не выдержит, цифры мне какие-то на бумажке выводил, давление рассчитывал. Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то.

Случай с кавказским офицером
Лариса. Проезжал здесь один кавказский офицер, знакомый Сергея Сергеича, отличный стрелок; были они у нас. Сергей Сергеич и говорит: «Я слышал, вы хорошо стреляете». – «Да, недурно», – говорит офицер. Сергей Сергеич дает ему пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на  двенадцать. «Стреляйте», – говорит.
Карандышев. И он стрелял?
Лариса. Стрелял и, разумеется, сшиб стакан, но только побледнел немного. Сергей Сергеич говорит: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой, стреляет на таком же расстоянии и выбивает ее.
Карандышев. И вы послушали его?
Лариса. Да разве можно его не послушать?
Карандышев. Разве уж вы были так уверены в нем?
Лариса. Что вы! Да разве можно быть в нем неуверенной?
Карандышев. Сердца нет, оттого он так и смел.
Лариса. Нет, и сердце есть. Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним.

На фото кадр из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

Слайд 11

Аргументы к направлению «ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО» На фото кадры из фильма

Аргументы к направлению «ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО»

На фото кадры из фильма «Жестокий

романс» Э. Рязанова 1984 г.

Лариса, красивая, умная, гордая, чуткая и отзывчива девушка, гибнет в неравной борьбе с бесчеловечным миром, в которым царствуют деньги, выгода, расчёт.
Судьба Ларисы предопределена её бедностью.
Окружение повлияло и на чистую, чуткую Ларису: в ней чувствуется ранняя усталость от жизни и внутренняя опустошённость. Она перестаёт надеяться, утрачивает веру в любовь, дружбу, семью, возможность счастливого будущего.
К концу пьесы она осознаёт себя вещью, но жить в положении содержанки она не может и не хочет, поэтому выстрел Карандышева принимает как избавление от ожидавшего её неминуемого позора.