Подготовка к сочинению

Содержание

Слайд 2

Три вида тем 1.Тема-предмет 2.Тема-вопрос 3.Тема-суждение тема тезис

Три вида тем

1.Тема-предмет
2.Тема-вопрос
3.Тема-суждение
тема тезис

Слайд 3

Тема-предмет Кто (что) является кем (чем) и почему? Например, «Лирический герой стихотворений М.Ю.Лермонтова»

Тема-предмет

Кто (что) является кем (чем) и почему?
Например, «Лирический герой стихотворений

М.Ю.Лермонтова»
Слайд 4

Тема-вопрос Например, «Чему нас учит природа?»

Тема-вопрос

Например, «Чему нас учит природа?»

Слайд 5

Тема-суждение «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» А. де Сент-Экзюпери

Тема-суждение

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» А. де Сент-Экзюпери
«Я люблю,

и значит - я живу» В.С.Высоцкий
Слайд 6

Тема Тезис Почему это так? так как… аргумент 1 аргумент 2

Тема
Тезис
Почему это так?
так как…
аргумент 1 аргумент 2 аргумент 3
Что из этого следует?
Вывод

Слайд 7

План I. Введение. II.Основная часть. 1. 2. 3. 4. III. Заключение.

План

I. Введение.
II.Основная часть.
1.
2.
3.
4.
III. Заключение.

Слайд 8

Виды вступлений 1. историческое (краткая характеристика эпохи); 2. биографическое (краткая биографическая

Виды вступлений

1. историческое (краткая характеристика эпохи);
2. биографическое (краткая биографическая справка);
3. сравнительное

(сопоставление взглядов, позиций разных авторов на проблему, заключенную в формулировке темы);
4. аналитическое (анализ ключевого слова темы);
5. философское (осмысление философского понятия в формулировке темы).
Слайд 9

«Именительный темы» 1.Запишите ключевое слово. 2.Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в

«Именительный темы»

1.Запишите ключевое слово.
2.Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании

это слово.
3.Сделайте переход к теме исходного текста.
Дом… Это граница, заслон от всего внешнего и чужого, опасного и нежелательного. Если вдуматься, любой наш дом- это совокупность вечных символов (порог, кров, окно, дверь, стена), возникших с осмыслением образа границы. Но, с другой стороны, именно дом связывает человека с внешним миром.  Автор с новой силой заставляет нас ощутить глубину и важность этого понятия.
Слайд 10

«Вопросы-стимулы» 1.Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме данного текста. 2. Объясните,

«Вопросы-стимулы»

1.Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме данного текста.
2. Объясните, что поиск

ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.
Почему многие испытывают чувство одиночества? Что, вокруг никого? Почему тебя никто не хочет выслушать? Почему часто каждый занят только собой? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти автор в своём тексте… 
Слайд 11

«Картина» 1.Запишите три – четыре назывных предложения, которые рождают в сознании

«Картина»

   1.Запишите три – четыре назывных предложения, которые рождают в сознании

целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощённому в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста. 2. Сделайте переход к исходному тексту.
Путешествие с Алисой в Стране чудес. Помощь Робинзону в освоении необитаемого острова. Борьба с тёмными силами вместе с Гарри Поттером. Неужели только в детстве содержание книг воспринимается особенно ярко и эмоционально?... Об этом  пытается порассуждать  автор текста.
Слайд 12

Переход к аргументам. Клише Не случайно тема … поднимается в творчестве

Переход к аргументам. Клише

Не случайно тема … поднимается в творчестве многих

писателей…
То, что…, подтверждает и опыт художественной литературы. Теме … посвящено множество произведений как русских, так и зарубежных авторов.
Слайд 13

Аргументы. Клише Все это свидетельствует о том, что... То есть герой...

Аргументы. Клише

Все это свидетельствует о том, что...
То есть герой...
Отсюда понятно, что...
Автор

одобряет/осуждает героя / сочувствует герою...
Этот поступок героя вызывает моё восхищение/недоумение...
... вызывает у меня отторжение/неприятие...
Меня удивляет поведение героя...
Благодаря этому эпизоду мы понимаем, что...
Мне нравятся эти качества в герое, потому что...
Слайд 14

Варианты «мостиков» (переходов от одной части к другой)

Варианты «мостиков» (переходов от одной части к другой)

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Виды заключений 1) возвращение к тезису, эмоционально-личностное отношение к нему (заключение-вывод)

 Виды заключений

1) возвращение к тезису, эмоционально-личностное отношение к нему (заключение-вывод)
2) прогноз

(что будет, если… ), призыв, пожелание, связанное с тезисом (заключение-следствие)
3) мысль о том, как нужно относиться к ключевому понятию
4) пословица, афоризм.
Слайд 19

Тема «Отцы и дети в русской классике» …Итак, проблема отцов и

Тема «Отцы и дети в русской классике»

…Итак, проблема отцов и детей

не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара, как мир, и является она лишь частью той бесконечной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, плохо это или хорошо. Кроме того, в семье от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений между родителями и детьми зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы он изберѐт для себя, что для него будет ценно в жизни. Вот почему и отцы, и дети должны с равной долей уважения и внимания относиться друг к другу.
Слайд 20

Тема «Чему нас учит природа?» Итак, природа - это высшее благо,

Тема «Чему нас учит природа?»

Итак, природа - это высшее благо, которое

есть у человека. Вспоминается еще один герой - Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он считал, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но если думать подобным образом, ты никогда не поймешь всей красоты жизни, а значит, не оценишь и собственную жизнь. И если человек будет думать подобно Базарову, то рано или поздно мы рискуем погибнуть. По крайней мере, духовно. Поэтому хочется верить, что в будущем люди будут внимательнее относиться к тому, что является залогом существования человечества.
Слайд 21

Клише В заключение хочу подчеркнуть, что... В заключение хотелось бы отметить,

Клише

В заключение хочу подчеркнуть, что...
В заключение хотелось бы отметить, что... /

отметить, как
В заключение хочу снова обратить внимание на то, что..
Хочется ещё раз напомнить...
Хочется верить, что...
Хочется думать, что...
Хочется надеяться, что...
Хочется пожелать, чтобы...
Хочется поблагодарить...
Спасибо автору за это прекрасное произведение, которое
помогло мне понять...
Хочется порадоваться тому, что...
Эти примеры наглядно показывают нам, что
Эти герои словно предупреждают нас о том, что
Своим романом (повестью, рассказом… ) автор призывает нас к тому, чтобы мы...
Таким образом, ...
Итак, …
Слайд 22

Цитирование. Знаки препинания при цитировании Прямая речь Косвенная речь Вводные конструкции

Цитирование. Знаки препинания при цитировании

Прямая речь
Косвенная речь
Вводные конструкции

Слайд 23

А.С.Пушкин изображает (описывает, воссоздаёт...) Он повествует (говорит, рассказывает...) Автор раскрывает (отмечает,

А.С.Пушкин изображает (описывает, воссоздаёт...)
Он повествует (говорит, рассказывает...)
Автор раскрывает (отмечает, выделяет...)
Художник воспроизводит

(рисует, даёт набросок...)
Поэт воспевает (прославляет, поднимает...)
Писатель разоблачает (высмеивает, иронизирует...)
Друг декабристов чувствует (радуется, волнуется...)
Классик знает (понимает, догадывается...)
Мастер слова видит (замечает, выделяет…)
Любимец народа вдохновляет (утверждает, воодушевляет...)
Творец мыслит (думает, размышляет...)
Слайд 24

Сочинение следует проверить не менее трёх раз. Естественно, что глубокая и

Сочинение следует проверить не менее трёх раз.
Естественно, что глубокая и тщательная

проверка возможна только тогда, когда на неё оставлено достаточное количество времени. Хорошо, если на эту работу Вы оставите 30 минут.
1. Проведите стилистическую правку.
2. Проверьте сочинение с точки зрения орфографии, не обращая внимания на знаки препинания.
3. Проверьте сочинение с точки зрения пунктуационной правильности, не обращая внимания на орфограммы. Объясните себе постановку каждого знака препинания. Если возникают сомнения, измените синтаксическую конструкцию. Авторских знаков препинания (исключение составляют прямые цитаты) в Вашем сочинении быть не должно.