Благоверный князь Глеб Белозерский

Содержание

Слайд 2

Житие Сын Ро­стов­ско­го кня­зя Ва­силь­ка Кон­стан­ти­но­ви­ча. Ро­дил­ся в 1237 го­ду. В

Житие

Сын Ро­стов­ско­го кня­зя Ва­силь­ка Кон­стан­ти­но­ви­ча. Ро­дил­ся в 1237 го­ду. В сле­ду­ю­щем,

1238 го­ду, был убит мон­го­ло-та­та­ра­ми его отец, и по од­но­му ле­то­пис­но­му из­ве­стию князь Глеб «сел на Бе­ло­озе­ре»; несо­мнен­но, это из­ве­стие озна­ча­ет толь­ко то, что Бе­ло­озе­ро бы­ло пред­на­зна­че­но ему в удел, а сам он, за ма­ло­лет­ством, жил при ма­те­ри, кня­гине Ма­рии Ми­хай­ловне, в Ро­сто­ве, или, как го­во­рит ле­то­пись, с бра­том Бо­ри­сом, по ухо­де Ба­тыя, «сел на Ро­стов­ское кня­же­ние».
Слайд 3

Слайд 4

Житие Уже бу­дучи 7-ми лет от ро­ду (1244 год), он со­про­вож­дал

Житие

Уже бу­дучи 7-ми лет от ро­ду (1244 год), он со­про­вож­дал бра­та

в Ор­ду для утвер­жде­ния за ни­ми ха­ном Ба­ты­ем их на­след­ствен­ных уде­лов, и Бе­ло­озе­ро бы­ло укреп­ле­но за Гле­бом. В 1249 го­ду, по-ви­ди­мо­му, один, без бра­та, ко­то­рый был в Ор­де в 1245 го­ду, Глеб ез­дил в Ор­ду к сы­ну Ба­тыя — Сар­та­ку, по всей ве­ро­ят­но­сти для пред­став­ле­ния и для но­во­го утвер­жде­ния в пра­вах на удел, так как Ба­тый со­вер­шен­но от­ка­зал­ся от дел и ха­ном фак­ти­че­ски был Сар­так, тот от­пу­стил его «с че­стью». В том же го­ду Глеб про­во­жал в Яро­славль те­ло Ва­си­лия Все­во­ло­до­ви­ча, кня­зя Яро­слав­ско­го, скон­чав­ше­го­ся во Вла­ди­ми­ре.
Слайд 5

Житие В 1251 го­ду князь Глеб в пер­вый раз по­ехал в

Житие

В 1251 го­ду князь Глеб в пер­вый раз по­ехал в свой

удел на Бе­ло­озе­ро и по­се­лил­ся там. Но, жи­вя там, Глеб не по­ры­вал свя­зи с Ро­сто­вом, ча­сто на­ез­жая в него. В 1253 го­ду он был в Ро­сто­ве на освя­ще­нии Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви. В 1257 го­ду ез­дил в Ор­ду с бра­том сво­им Бо­ри­сом и там же­нил­ся на та­тар­ской княжне, на­зван­ной в кре­ще­нии Фе­о­до­рой, и в том же го­ду воз­вра­тил­ся в Ро­стов; «и бысть в Ро­сто­ве ра­дость ве­ли­ка о Гле­бо­ве при­ез­де». В 1259 го­ду, вме­сте с бра­том и ма­те­рью, он при­ни­мал и че­ство­вал в Ро­сто­ве кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, про­ез­жав­ше­го из Нов­го­ро­да во Вла­ди­мир. В 1261 го­ду, вме­сте с Алек­сан­дром Нев­ским и бра­том, он на­зна­чил, по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та, Бо­го­яв­лен­ско­го ар­хи­манд­ри­та Иг­на­тия в по­мощ­ни­ки Ро­стов­ско­му епи­ско­пу Ки­рил­лу.
Слайд 6

Житие В 1268 го­ду Глеб сно­ва ез­дил в Ор­ду и вер­нул­ся

Житие

В 1268 го­ду Глеб сно­ва ез­дил в Ор­ду и вер­нул­ся от­ту­да

боль­ным, а в сле­ду­ю­щем го­ду при­сут­ство­вал в Юрье­ве-Поль­ском при кон­чине кня­зя Дмит­рия Свя­то­сла­во­ви­ча. В 1271 го­ду он вновь ез­дил в Ор­ду; в его от­сут­ствии умер­ла его мать, а в 1273 го­ду, 20 де­каб­ря, скон­ча­лась и его же­на, ко­то­рая бы­ла по­гре­бе­на в Ро­стов­ской церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1276 го­ду Глеб при­сут­ство­вал в Ко­стро­ме на по­хо­ро­нах ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Яро­сла­ви­ча, а в сле­ду­ю­щем го­ду, вме­сте с дру­ги­ми рус­ски­ми кня­зья­ми, он при­ни­мал уча­стие в во­ен­ной экс­пе­ди­ции ха­на Мен­гу-Ти­му­ра на кав­каз­ских ясов. Рус­ские кня­зья ока­за­ли боль­шую по­мощь та­та­рам: со­жгли го­род ясов Те­тя­ков и за­бра­ли боль­шой по­лон. В бла­го­дар­ность за это хан бо­га­то ода­рил кня­зей и от­пу­стил их с че­стью.
Слайд 7

Житие В этом же го­ду, по смер­ти бра­та сво­е­го Бо­ри­са, Глеб

Житие

В этом же го­ду, по смер­ти бра­та сво­е­го Бо­ри­са, Глеб за­нял

Ро­стов­ское кня­же­ство, со­еди­нив под сво­ей вла­стью Ро­стов и Бе­ло­озе­ро. Воз­вра­тив­шись 13 июня 1278 из Ор­ды по­сле по­хо­да, Глеб в 1278 го­ду же­нил сво­е­го сы­на Ми­ха­и­ла на до­че­ри Яро­слав­ско­го кня­зя Фё­до­ра Ро­сти­сла­во­ви­ча и в том же го­ду по­слал его в Ор­ду, где го­то­ви­лись к по­хо­ду в Бол­га­рию, про­тив явив­ше­го­ся там са­мо­зван­ца, быв­ше­го сви­но­па­са и из­вест­но­го в гре­че­ских ле­то­пи­сях под име­нем Ла­ха­на, ко­то­рый уве­рял на­род, что он осво­бо­дит его от ига Мон­голь­ско­го.
Слайд 8

Житие Ле­то­пи­си с по­хва­лой от­зы­ва­ют­ся о Гле­бе, как кня­зе бо­го­бо­яз­нен­ном, крот­ком

Житие

Ле­то­пи­си с по­хва­лой от­зы­ва­ют­ся о Гле­бе, как кня­зе бо­го­бо­яз­нен­ном, крот­ком и

щед­ром, по­чи­тав­шем мо­на­ше­ский чин, не гор­дом, рев­ни­вом к цер­ков­но­му бла­го­ле­пию. «От юно­сти сво­ея, — го­во­рит Тро­иц­кая ле­то­пись, — по на­хож­де­нии по­га­ных та­тар, на­ча слу­жи­ти им и мно­гих хре­стья­ны оби­ди­мыя от них из­ба­ви и пе­чаль­ные уте­шая, и браш­на сво­е­го и пи­тия нещад­но тре­бу­ю­щим по­да­вая… и мно­гы церк­ви со­зда и укра­си ико­на­ми и кни­га­ми». С име­нем Гле­ба свя­за­но воз­ник­но­ве­ние мо­на­сты­рей в Бе­ло­зер­ском крае; им ос­но­ва­ны: око­ло 1260 го­да Спа­со-Ка­мен­ный мо­на­стырь, на неболь­шом ост­ров­ке Ку­бен­ско­го озе­ра, по слу­чаю чу­дес­но­го спа­се­ния от бу­ри на озе­ре; и в 1251 го­ду Усть­ше­хон­ский-Тро­иц­кий на Устье мо­на­стырь, в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное ис­це­ле­ние сы­на его Ми­ха­и­ла от сле­по­ты. Князь Глеб за­ме­ча­те­лен ещё и тем, что пер­вый в Рос­сии возы­мел мысль об ис­кус­ствен­ных во­дя­ных со­об­ще­ни­ях; мест­ные (Ро­стов­ские) ле­то­пи­си рас­ска­зы­ва­ют, что од­на­жды он плыл из Бе­ло­озе­ра в Устюг и, вый­дя из Ку­бен­ско­го озе­ра ре­кою Су­хо­ной, за­ме­тил, что эта ре­ка об­ра­зу­ет неда­ле­ко от озе­ра круг­лую из­лу­чи­ну вер­сты на две от пря­мо­го пу­ти, меж­ду тем, как пря­мо, по­пе­рёк, рас­сто­я­ние бы­ло бы не бо­лее, как на «вер­же­ние кам­ня». Князь Глеб при­ка­зал пе­ре­ко­пать этот пе­ре­ше­ек, — и ре­ка по­шла по ка­на­лу, ко­то­рый с тех пор стал на­зы­вать­ся «Кня­же-Гле­бо­вою про­стью»; та­кой же ка­нал он сде­лал и на ре­ке Во­лог­де.
Слайд 9

Житие 13 де­каб­ря 1278 го­да, по­сле 7-днев­ной бо­лез­ни, князь Глеб «ти­хо

Житие

13 де­каб­ря 1278 го­да, по­сле 7-днев­ной бо­лез­ни, князь Глеб «ти­хо и

крот­ко ис­пу­сти ду­шю» в Ро­сто­ве; он был по­гре­бён в со­бор­ной Ро­стов­ской церк­ви епи­ско­пом Иг­на­ти­ем, ря­дом с су­пру­гою и бра­том; но спу­стя 9 недель Иг­на­тий, неиз­вест­но по­че­му, ве­лел «из­ри­нуть его по­ру­га­на и бес­чест­на из церк­ви со­бор­ные в пол­нощь и по­ве­ле про­сто за­ко­па­ти его в зем­ле у Св. Спа­са в Кня­ги­нине мо­на­сты­ри». За этот по­сту­пок епи­скоп Иг­на­тий был от­лу­чён мит­ро­по­ли­том Ки­рил­лом от свя­щен­но­слу­же­ния, но за­тем про­щён по хо­да­тай­ству ро­стов­ско­го кня­зя Дмит­рия Бо­ри­со­ви­ча.
Слайд 10

Житие По ро­до­слов­ным у кня­зя Гле­ба бы­ли раз­лич­ные сы­но­вья: од­ни ро­до­слов­ные

Житие

По ро­до­слов­ным у кня­зя Гле­ба бы­ли раз­лич­ные сы­но­вья: од­ни ро­до­слов­ные да­ют

ему в сы­но­вья Де­мья­на и Ми­ха­и­ла, дру­гие — ещё Ва­си­лия и Ро­ма­на; тре­тьи — Де­мья­на, Ва­си­лия и Ми­ха­и­ла или Ва­си­лия и Ми­ха­и­ла; с уве­рен­но­стью мож­но го­во­рить толь­ко о Де­мьяне, Ми­ха­и­ле и, от­ча­сти, — Ва­си­лии, из­вест­ных по ле­то­пи­сям; осталь­ные яв­ля­ют­ся ли­ца­ми со­мни­тель­ны­ми.
Смиренным был, ненавидел гордость и отвращался от нее, как от змея искусителя… Немало жалости и плача оставил по себе всем знавшим его», — такими словами в летописном некрологе запечатлен в народной памяти князь Глеб Белозерский.
Слайд 11

Житие Глеб был не единственный белозерский князь, однако летописцы уделили внимание

Житие

Глеб был не единственный белозерский князь, однако летописцы уделили внимание более

всего ему. И не только в угоду традиции славословить в адрес князей, но в первую очередь по его делам.
Многих христиан, обиженных татарами, избавил от плена, печальных утешил, нищих и убогих подаянием не обносил, странникам, сиротам и вдовицам помогал…. Церкви многие создал и украсил иконами и книгами (в период его княжения на Белозерье появились две святыни – икона Богоматерь Умиление  Белозерская) и икона Апостолы Петр и Павел, которые находятся в настоящее время в Санкт-Петербурге, в Русском музее), священников и монахов почитал, ко всем относился с любовью и милостиво.
Слайд 12

Житие Имя Глеба Белозерского упоминается в репринтном издании Вологодской епархии «Исторические

Житие

Имя Глеба Белозерского упоминается в репринтном издании Вологодской епархии «Исторические сказания

о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых» как святого.
Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского монастыря, в конце XVI века в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин — 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Глеб  Васильевич почитался в городе (Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX веке на память святых Бориса и Глеба по Глебе Васильевиче совершалась панихида в Васильевской часовне. О князе Глебе писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиепископ Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Глеба Васильевича под 13 декабря (день кончины по старому стилю) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиепископ Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 году, при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, князь Глеб Васильевич был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36).
Слайд 13

Белоозеро. 13 век. Реконструкция.

Белоозеро. 13 век. Реконструкция.

Слайд 14

Родословие белозерских князей.//Сборник КИР.-БЕЛ. 9/1086. Л. 522 об.-523. Сборник Кирилло-Белозерского монастыря

Родословие белозерских князей.//Сборник КИР.-БЕЛ. 9/1086. Л. 522 об.-523. Сборник Кирилло-Белозерского монастыря книгописца

Ефросина. Нач.: «А се от ростовьскаго Василка белозе[р]стии князи Глеб…»
Слайд 15

Фрагменты Лаврентьевской летописи (1377 г.), в коих упоминается благоверный белозерский князь Глеб Василькович

Фрагменты Лаврентьевской летописи (1377 г.), в коих упоминается благоверный белозерский князь

Глеб Василькович
Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Святой благоверный князь Глеб Белозерский. Настенная роспись. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. 2019 г.

Святой благоверный князь Глеб Белозерский. Настенная роспись. Кафедральный собор преподобных Афанасия

и Феодосия Череповецких. 2019 г.
Слайд 21

Тропарь и кондак благоверному князю Глебу Белозерскому Тропарь святому благоверному князю

Тропарь и кондак благоверному князю Глебу Белозерскому

Тропарь святому благоверному князю Глебу

Белозерскому, глас 3: Мужествен хранитель и поборник веры Русския,/ блаженне Глебе,/ Белоезерских князей начало./ Людем отец и Церкви пособник явился еси,/ темже от всея души вопием ти:/ не забуди чад твоих, святе,// ты бо еси Белоезеру похвало и Державе Российстей славо.
Кондак святому благоверному князю Глебу Белозерскому, глас 6: Земли Белоезерския пресветлый светильниче,/ сердца́ наша светом своих добрых дел горе́ направляющий/ и заступлением своим нас не оставляющий,/моли Христа Бога, да в мире, любви и единомыслии нам жити,// радосте наша, благоверный княже Глебе.
Слайд 22

Молитва святому благоверному князю Глебу Белозерскому О, благоверне княже Глебе, угодниче

Молитва святому благоверному князю Глебу Белозерскому

О, благоверне княже Глебе, угодниче Христов

усердный, молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный! Воззри, преблаженне, милостиво на град твой и на люди удела твоего  смиренно ти припадающия. Не отвергни требующия твоея помощи, но яко благодетель и ходатай, моли присно Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да благословит страну Российскую, в мире и благоверии ю сохраняя, грады умножая, достояние Свое соблюдая. Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Православней Церкви живый дух правыя веры и любве, благочестие непоколебимо, любомудрие христопоследовательно, да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, во еже неверующая просветити, заблуждшия наставити, отпадшия обратити и привлещи. Изряднее же, да вся чада Церкве Православныя чисты сохранит от мирских искушений, похотей плотских, суемудрия, суеверий и наваждений вражеских. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем, и тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.