Деяния. Введение. Евангелист Лука

Содержание

Слайд 2

Евангелист Лука

Евангелист Лука

Слайд 3

Название книги За книгами четырех Евангелий, как продолжение Евангельской истории и

Название книги
За книгами четырех Евангелий, как продолжение Евангельской истории и предварение

Апостольского учения, следует собственно историческая книга Нового завета «Деяния святых апостолов», носящая в греческом тексте различные названия, а именно: Πραξειζ Αποζτολων
или Πρταγιων Αποζτολ δια Λουκα.
Название «Деяния», по замечанию святого Златоуста, заставляет нас искать в сей книге не столько чудеса, сколько образцы нравственности и примеры добродетели.
Слайд 4

Писатель Книга деяний апостольских написана евангелистом Лукою, как это видно из

Писатель
Книга деяний апостольских написана евангелистом Лукою, как это видно из предисловия

книги, в котором указывается на Евангелие Луки, как на первое слово или сочинение писателя, также из свидетельства всех древних писателей церкви.
Святой Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский приписывают ее Луке. Позднейшие писатели – Ориген, Евсевий, Иероним, Златоуст – все единогласно не сомневаются в ее происхождении от Луки.
Слайд 5

К этому же выводу приводит и ближайшее рассмотрение текста книги деяний,

К этому же выводу приводит и ближайшее рассмотрение текста книги деяний,

из которого видно, что писатель книги был одним из спутников апостола Павла, разделявший его труды (16:10,15). Но это не был ни Тимофей, ни Сила, о которых он говорит в третьем лице (16:1-40), ни другое лицо, так как ни одному из спутников апостола Павла никогда предание не приписывало этой книги.
Слайд 6

Подлинность Вышеприведенные свидетельства древних отцов и писателей Церкви убеждают нас в

Подлинность
Вышеприведенные свидетельства древних отцов и писателей Церкви убеждают нас в подлинности

книги Деяний и в том, что она описывает не вымышленные события, а действительные деяния святых апостолов. Кроме того, в ее подлинности мы убеждаемся и благодаря многим внутренним хронологическим и топографическим доказательствам.
Слайд 7

Например, Иосиф Флавий говорит, что иудейские священники два раза в день

Например, Иосиф Флавий говорит, что иудейские священники два раза в день

совершали свое служение при храме, утром и в 9-й час дня (Иудейские древности 14,4,3). Петр и Иоанн ходили в святилище на молитву в 9-й час дня (3:1).
Книга Деяний говорит, что первосвященник Каиафа принадлежал к секте саддукейской (5:17). Флавий также подтверждает такое показание (Древности 20,9,1). В Афинах апостол Павел нашел жертвенник неведомому Богу (17:28), αγνωζτω Θεω. О таких богах или памятниках неведомым богам упоминают Диоген Лаэртский, Павзаний, Филострат.
Слайд 8

Ирод (Агриппа) называется царем (12:1). Это имя, по свидетельству Флавия (Древности

Ирод (Агриппа) называется царем (12:1). Это имя, по свидетельству Флавия (Древности

18, 6,11), он действительно получил от императора Калигулы и носил его последние четыре года своего правления. Описание его смерти в Деяниях апостольских (12:23) разительно сходно с описанием Флавия (Древн. 19,8,2). Множество других указаний, подтверждаемых иудейскими и языческими писателями, ведут нас к убеждению в подлинности книги Деяний.
Слайд 9

Повод к написанию Поводом к написанию книги, как видно из первых

Повод к написанию
Поводом к написанию книги, как видно из первых ее

слов, было, без сомнения, то же, что заставило евангелиста Луку написать его Евангелие, т.е. желание писателя оставить державному Феофилу утверждение в преподанном ему учении веры или, как выражается сам евангелист, дать ему второе слово, продолжение того, что было им написано в Евангелии, и, может быть, намерение евангелиста довести историю христианства до того времени и места, когда и где сам Феофил (по всей вероятности, римлянин) мог быть очевидцем и свидетелем жизни и проповеди апостола.
Слайд 10

Главнейшим же поводом к написанию книги, по мнению лучших толковников, было

Главнейшим же поводом к написанию книги, по мнению лучших толковников, было

намерение Святого Духа оставить верное слово очевидца об утверждении и распространении Церкви Христовой и трудах и действиях первых ее распространителей – апостолов, которые месте с Петром и Павлом пронесли весть свою по всей земле и слова свои до конца вселенной.
Слайд 11

Время и место написания Апостол Павел был отправлен в Рим и

Время и место написания
Апостол Павел был отправлен в Рим и прибыл

туда в начале 62 года. На протяжении 62 - 63 годов он находился под стражей, и именно в это время могла быть написана книга Деяний апостольских. Определив время написания, мы тем самым определяем и место написания книги Деяний, а именно – Рим.
Писатель, говоря о происходившем в Риме, указывает с подробностью частные места вечного города (например, 28:15). Лука был тогда рядом с Павлом в Риме (Колосс. 4:14 – Филим., стих.23).
Слайд 12

Обзор содержания и разделение книги Соответственно своему намерению святой Лука излагает

Обзор содержания и разделение книги
Соответственно своему намерению святой Лука излагает историю

Церкви Христовой от дня вознесения Спасителя на небо до времени утверждения ее сначала в столице иудейства – Иерусалиме,
потом в Антиохии и, наконец, в столице всего языческого мира – Риме.
Слайд 13

Книга Деяний разделяется на две главные части. В первой (1-12 главы)

Книга Деяний разделяется на две главные части.
В первой (1-12 главы)

после изображения состояния Церкви со времени вознесения Иисуса Христа говорится о сошествии Святого Духа на апостолов, о первой проповеди Петра, положившей начало распространению Церкви среди иудеев, в Иерусалиме; изображается первое общество христиан, чудеса апостолов, их проповедническая деятельность; строгие преследования, которым синедрион подвергал последователей нового учения и которые кончились смертью Стефана Диакона, первого мученика за веру Христову.
Слайд 14

Переход проповедников Евангелия из Иерусалима в областные города и даже за

Переход проповедников Евангелия из Иерусалима в областные города и даже за

пределы Палестины, гонение Савла и чудесное обращение его самого ко Христу составляет новый период состояния Церкви среди иудеев, а обращению Корнилия Сотника Петром полагает начало церкви из язычников.
На великое служение Церкви выступает новый деятель – Павел, и проповедь от иудеев переносится к язычникам. Этим великим служением по преимуществу и занимается вторая часть книги Деяний (13-28 главы).
Слайд 15

Деятельность апостола Павла писатель разделяет на три апостольских путешествия, совершенные им

Деятельность апостола Павла писатель разделяет на три апостольских путешествия, совершенные им

с целью распространения проповеди.
Первое путешествие (13-14 главы) в сообществе с Варнаваю и, отчасти с Иоанном Марком, начатое из Антиохии совершено было по Малой Азии.
Второе путешествие по Сирии и Киликии и переход в Европу (Македония, Коринф и Афины), завершение путешествия прибытием в Иерусалим на праздник Пасхи (15-18 главы).
Слайд 16

В третье свое путешествие Павел проповедовал опять по Малой Азии, посетил

В третье свое путешествие Павел проповедовал опять по Малой Азии, посетил

Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Здесь был заключен в узы. Из Иерусалима он был отведен в Кесарию к правителю Сирии Феликсу. Оставался в заключении до прибытии другого правителя, Порция Феста, у которого потребовал суда кесарева. После двухлетнего пребывания в узах был отправлен под стражей в Рим, где в ожидании суда кесарева оставался под стражей два года, продолжая, свободно проповедовать учение Христово. Пребыванием апостола Павла под стражей в Риме заканчивается книга Деяний апостольских.