Древнерусская иконопись. Процесс создания иконы

Содержание

Слайд 2

Искусство древнерусской иконописи – уникальное явление в истории МХК. Берёт своё

Искусство древнерусской иконописи – уникальное явление в истории МХК. Берёт своё начало иконопись от византийской живописи.  Следуя византийским канонам,  русская икона создала свой особый  способ отражения действительности, несущий человеку ощущение  радости и полноты земной жизни.

Слайд 3

Икона – «эйкон» (греч.) – образ, изображение. Икона сопутствовала православному христианству

Икона – «эйкон» (греч.) – образ, изображение. Икона сопутствовала православному христианству

на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти.
Слайд 4

Украшение иконы. Святыню украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному

Украшение иконы. Святыню украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному

русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя его жителям.  Икона вдохновляла воинов перед сражением,  украшала княжеские палаты и малеькие  церквушки.
Слайд 5

Большинство икон находятся в храмах. Иконы окружают человека со всех сторон.

Большинство икон находятся в храмах. Иконы окружают человека со всех сторон.

В них представлен огромный мир сильных и ярких чувств, глубоких идей и мыслей. Иконы несут в себе размышления о смысле жизни, дают ответы на вопросы бытия. В горнице для иконы отводили  «красный угол» – самое почётное место в доме. 
Слайд 6

Мир иконы открывается человеку не сразу. В далёком времени иконы была

Мир иконы открывается человеку не сразу. В далёком времени иконы была

книгой для неграмотных, читать которую умел каждый. Современному зрителю требуется немало усилий для того, чтобы понять условные знаки иконописи.
Слайд 7

В основе древнерусской иконописи лежит правило «обратной перспективы». Символичными были представления

В основе древнерусской иконописи лежит правило «обратной перспективы». Символичными были представления

о времени, которое не подчинялось земным законам. Цвет выполнял особую роль . Например, золотой фон – неземной цвет вечности, белый – святость христианской веры.
Слайд 8

Создание иконы - дело чрезвычайно ответственное, требующее от мастера особого настроя.

Создание иконы - дело чрезвычайно ответственное, требующее от мастера особого настроя.

Прежде чем взяться за написание иконы, мастер долгое время проводит в молитвах, посте, размышлениях над смыслом образа. Мастер должен строго следовать предписанному церковью канону.
Слайд 9

Создание иконы. Первоначально икона создавалась одним мастером. Позднее, во времена Ивана

Создание иконы. Первоначально икона создавалась одним мастером. Позднее, во времена Ивана

Грозного, в 16 веке, над одной иконой трудились целые артели художников, где каждый выполнял определённый вид работы. Выбор дерева для иконы Всякая икона начиналась с доски. Чаще всего использовали липу,  т.к. в ней меньше сучков. Особенно ценились доски кипариса и сандалового дерева,  которые источали тончайший аромат.