Гуманистическая этика

Содержание

Слайд 2

Вопросы 1. Гуманистическая и авторитарная этика. 2. Принцип гуманизма.

Вопросы

1. Гуманистическая и авторитарная этика.
2. Принцип гуманизма.

Слайд 3

Виды этики (общие представления) Гуманистическая: то, что является благом для человека,

Виды этики (общие представления)

Гуманистическая:
то, что является благом для человека, определяет

сам человек.
В итоге, человек – это и создатель и исполнитель норм.

Авторитарная:
- то, что является благом для человека, определяет авторитет.
Однако авторитет не всегда является авторитарным.
Поэтому данная этика является неоднозначной.

Слайд 4

Сфера воздействия данных этик Авторитарная и гуманистическая этики воздействуют на: -

Сфера воздействия данных этик

Авторитарная и гуманистическая этики воздействуют на:
- ситуативное

поведение человека;
- профессиональное поведение человека.
Слайд 5

Поведение

Поведение

Слайд 6

Виды авторитета Рациональный авторитет: Основан на компетентности человека, Такому человеку доверяют

Виды авторитета

Рациональный авторитет:
Основан на компетентности человека,
Такому человеку доверяют вполне обоснованным образом,
Рациональный

авторитет прислушивается к критике и совместим с гуманистической этикой.

Иррациональный авторитет:
- предполагает иррациональную власть (физическую и ментальную) над людьми, спекулирует на их беспомощности.
Поэтому, когда говорят об авторитарной этике, имеют ввиду иррациональный авторитет.

Слайд 7

Критерии авторитарной этики Формальный: Отрицание у человека способности знать, что хорошо,

Критерии авторитарной этики

Формальный:
Отрицание у человека способности знать, что хорошо, а что

– плохо.
Нормы морали основаны на иррациональном благоговении и страхе перед авторитетом, который находится вне всякой критики.

Материальный:
То, что хорошо или плохо, определяется на основании интересов самого авторитета.
Хорошо = то, что социальный авторитет одобряет.
Плохо = то, за что социальный авторитет наказывает.

Слайд 8

Последствия материального критерия Человек боится неодобрения и стремится к одобрению. Эмоциональное

Последствия материального критерия

Человек боится неодобрения и стремится к одобрению.
Эмоциональное давление не

позволяет ответить на вопрос – а соответствуют ли эти нормы самому человеку, его интересам и потребностям (собака «хороша», ибо хороша для меня, автомобиль «хороший», ибо хорош для меня и т.д.).
Слайд 9

Пример хорошего ученика Ученик хороший, если он: Послушен, Не причиняет хлопот.

Пример хорошего ученика

Ученик хороший, если он:
Послушен,
Не причиняет хлопот.
Но такой ученик может

быть забитым, запуганным и неуверенным в себе.
(плохой ребенок может иметь собственные интересы, но неугодные его родителям)
Слайд 10

Плохой ученик

Плохой ученик

Слайд 11

Авторитарная этика и управление Авторитарная этика – это модель управления на

Авторитарная этика и управление

Авторитарная этика – это модель управления на основе

страха и эмоционального подавления, а не на основе признания компетентности авторитета со стороны подчиненных.
Послушание ради послушания – главная добродетель.
(главный же грех – это неповиновение).
Слайд 12

Пример из Ветхого завета Нарушение запрета вкушать «запретный плод» - это

Пример из Ветхого завета

Нарушение запрета вкушать «запретный плод» - это грех

в виде ослушания.
Вкушение яблока – вызов авторитету.
Следствие – изгнания из рая.
Слайд 13

Гуманистическая этика Формально основывается на принципе, что именно сам человек определяет,

Гуманистическая этика

Формально основывается на принципе, что именно сам человек определяет, что

есть его благо.
В материальном отношении под благом понимается то, что содействует установлению его благополучия, учитывающего свободное волеизъяволение личности.
Слайд 14

Право авторитета За авторитетом закрепляется абсолютное право одобрять или осуждать. Критика авторитета запрещена.

Право авторитета

За авторитетом закрепляется абсолютное право одобрять или осуждать.
Критика авторитета запрещена.

Слайд 15

Понимание добродетели Гуманистическая этика: - Добродетель – это совершенство человека/совершенство его

Понимание добродетели

Гуманистическая этика:
- Добродетель – это совершенство человека/совершенство его деятельности (Аристотель),
Добродетель

– уникальность и индивидуальность человека (Парацельс).
Приветствуется инициативность и предприимчивость.

Авторитарная этика:
Добродетель – послушание и отрешение от своей индивидуальности.
Приветствуется исполнительность и манипулируемость в системе государственного и производственного управления.

Слайд 16

Инициатива и манипуляция

Инициатива и манипуляция

Слайд 17

Различия по целям и средствам Высшая ценность – свобода, интересы и

Различия по целям и средствам

Высшая ценность – свобода, интересы и свобода

человека.
Данные приоритеты находятся в основании этики гражданственности (Человек – Общество – Государство).

Высшая ценность и цель – интересы общества и государства. В этой ситуации человек теряет самоценность.
Он – средство для достижения целей, действующее добровольно или по принуждению.

Слайд 18

Различия по методам моральной регуляции Свободный и самостоятельный выбор индивидом собственной

Различия по методам моральной регуляции

Свободный и самостоятельный выбор индивидом собственной линии

поведения на основе этической компетентности, личных интересов и способности предвидения.
Готовность нести ответственность, прежде всего, перед сами собой.

Внешнее принуждение, осуществляемое через механизм принуждения – страх, зависимость, насилие.

Слайд 19

Основания гуманистической этики Антропоцентризм. С гуманистической точки зрения нет ничего выше

Основания гуманистической этики

Антропоцентризм.
С гуманистической точки зрения нет ничего выше и

достойнее, чем человек («человек есть мера всех вещей»).
В результате в данной этике моральное поведение не определяется как соотношение с трансцендентным началом.
Слайд 20

Недостатки гуманистической этики Признание человека в качестве критерия благого и дурного

Недостатки гуманистической этики

Признание человека в качестве критерия благого и дурного приводит

к эгоизму.
В результате на пьедестал выносятся индивидуалистические интересы и потребности.

По этой причине гуманистическая этика подвергалась совершенствованию в направлении признания того, что достижение блага не предполагает изоляцию и отрыв от общества.

Слайд 21

Гуманистическая этика как направление в теории морали Получила свое развитие в

Гуманистическая этика как направление в теории морали

Получила свое развитие в

трудах американских этиков (с 20-х гг. ХХ века):
У. Файт,
И. Вэббит,
К. Гарнет,
И. Левин.
Слайд 22

Содержание ГЭ Нравственность выводится из специфически человеческих явлений, а именно из

Содержание ГЭ

Нравственность выводится из специфически человеческих явлений, а именно из явлений

индивидуальной психологии.
В результате ГЭ приходит к субъективистскому и индивидуалистическому пониманию нравственности.

Критерии нравственности:
- осознание человеком своих действий и готовность отказаться от извне поставленной цели (Файт);
- внутренняя сосредоточенность и отказ от «внешней экспансии» (Вэббит).

Слайд 23

Учение У. Файта Понятие добра всегда индивидуально и имеет смысл лишь

Учение У. Файта

Понятие добра всегда индивидуально и имеет смысл лишь для

личного сознания того или иного человека.
Добро же других людей – имеет для меня значение лишь потому, что помогает мне понять самого себя.

Человек не обязан уважать учитывать интересы людей, которые не могут постоять за себя.

Слайд 24

ГЭ как апология индивидуализма ГЭ отрицает значение общих принципов, одинаково распространяющихся

ГЭ как апология индивидуализма

ГЭ отрицает значение общих принципов, одинаково распространяющихся на

всех людей.
Индивид воспринимается как единственная точка отсчета для всех его действий.
В результате, прослеживается тенденция антигуманизма в ГЭ.
Слайд 25

Индивидуализм

Индивидуализм

Слайд 26

Позитивные версии ГЭ Человек обретает себя и свое счастье только в

Позитивные версии ГЭ

Человек обретает себя и свое счастье только в контексте

солидарности с другими людьми.
Любовь к другим людям – врожденное свойство человека, независящее ни от каких трансцендентных сил.
(Светский характер ГЭ)
Слайд 27

Фундаментальное основание гуманистической этики И. Кант «Нельзя относится к другому человеку

Фундаментальное основание гуманистической этики

И. Кант
«Нельзя относится к другому человеку только как

к средству, но всегда при этом следует относиться к нему как к цели».
Слайд 28

Интерпретация категорического императива В результате категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение,

Интерпретация категорического императива

В результате категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее,

что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других; что никто не вправе использовать человека как орудие, средство достижения личных или социальных целей, т.е. относиться к нему как средству или материалу.
Слайд 29

А. Пушкин о несоблюдении данного императива «… все предрассудки истребя, Мы

А. Пушкин о несоблюдении данного императива

«… все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех

нулями,
А единицами себя;
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико смешно…».
Слайд 30

«Золотое правило нравственности» Данное правило содержит гуманистическую идею равенства всех людей.

«Золотое правило нравственности»

Данное правило содержит гуманистическую идею равенства всех людей.
Позитивная

формулировка: «Поступай по отношению к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Негативная формулировка: «Не поступай по отношению к другим людям так, как ты бы не хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
(«Чего в других не любишь, того не делай сам»).
Слайд 31

Вывод из «Золотого правила нравственности» Оно означает право и обязанность личности

Вывод из «Золотого правила нравственности»

Оно означает право и обязанность личности брать

на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого человека.
Слайд 32

Гуманистическая этика Э. Фромма Гуманистическая этика ориентирована на жизнь, свободу и

Гуманистическая этика Э. Фромма

Гуманистическая этика ориентирована на жизнь, свободу и интересы

человека.
Цель человека, по Э. Фромму, быть самими собой, а условие достижения такой цели – быть человеком для себя.
Слайд 33

Ценности ГЭ по Э. Фромму «Не самоотречение и себялюбие, а любовь

Ценности ГЭ по Э. Фромму

«Не самоотречение и себялюбие, а любовь к

себе; не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинного человеческого Я» (Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. С. 15).
Данная этика обеспечивает человеку (личности, гражданину и профессионалу) свободный выбор жизненной стратегии.
Слайд 34

Принципы ГЭ - Человек обладает моральной автономией, разумностью и независимостью. -

Принципы ГЭ

- Человек обладает моральной автономией, разумностью и независимостью.
- Человек способен

самостоятельно различать добро и зло, правильно их оценивать.
- Человек признает достоинство себя и других людей.
- Человек призван творчески реализовывать себя в мире, заявлять о своей индивидуальности в позитивном ключе.
Слайд 35

Энвайронментализация ГЭ ГЭ начинает включать в себя также и экологический императив,

Энвайронментализация ГЭ

ГЭ начинает включать в себя также и экологический императив, осуществляя

морализацию отношения человека к природе.
Слайд 36

Современная интерпретация ГЭ и АЭ Они рассматриваются как две стороны общественной

Современная интерпретация ГЭ и АЭ

Они рассматриваются как две стороны общественной морали,

а не как альтернативные виды этики (Т.В. Мишаткина).
Они не только противоположны, но и взаимосвязаны.
Общество может использовать данные этики параллельно, подобно тому как в обществе всегда сосуществуют индивидуализм и коллективизм.
Разумеется, в современных условиях гуманистическая этика более предпочтительна и отвечает тенденции гуманизации общества.
Слайд 37

Вопр. 2 Принцип гуманизма Принцип гуманизма является принципом как морали, так

Вопр. 2 Принцип гуманизма

Принцип гуманизма является принципом как морали, так и

права (морально-правовой принцип).
Данный принцип возник в рамках различных гуманистических учений, имеющих при всем своем своеобразии некое инвариантное ядро.
Слайд 38

Инвариантное ядро принципа гуманизма Человек признается высшей ценностью; утверждается вера в

Инвариантное ядро принципа гуманизма

Человек признается высшей ценностью; утверждается вера в человека,

его способность к самосовершенствованию; предполагается требование свободы и защиты достоинства личности; обосновывается право человека на счастье.
Удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Слайд 39

Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого человек выступает как высшая

Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого человек выступает как высшая

ценность, но равноправная по отношению к обществу, природе и космосу

Согласно Цицерону:
Гуманизм – это высшее развитие нравственных и эстетических способностей человека в сочетании с мягкостью и человечностью.

Слайд 40

Определения гуманизма, даваемые общественными организациями Гуманизм – это демократическая, этическая жизненная

Определения гуманизма, даваемые общественными организациями

Гуманизм – это демократическая, этическая жизненная позиция,

утверждающая, что человечки существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни (Международный гуманистический союз).

Гуманизм – прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и стремления принести большее благо человечеству (Американская ассоциация гуманистов).

Слайд 41

Определение Российского гуманистического общества Гуманизм – это мировоззрение, которое провозглашает высокую

Определение Российского гуманистического общества

Гуманизм – это мировоззрение, которое провозглашает высокую и

уникальную ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.
Слайд 42

Гуманисты эпохи Возрождения

Гуманисты эпохи Возрождения

Слайд 43

Подходы к изучению гуманизма Исторический (изучение процесса становления и развития гуманизма);

Подходы к изучению гуманизма

Исторический (изучение процесса становления и развития гуманизма);
Культурологический

(исследование влияния гуманизма на экономику, политику, искусство);
Антропологический (гуманизм рассматривается в контексте представлений о человеке как суверенном существе).
Слайд 44

Динамика гуманизма Гуманизм постоянно развивается, а его идеалы постоянно корректируются в

Динамика гуманизма

Гуманизм постоянно развивается, а его идеалы постоянно корректируются в

связи с новыми историческими вызовами.
Следствие: принцип гуманизма обладает подвижным характером своего содержания.
Слайд 45

Динамика гуманизма Возник в культурах древних цивилизаций, затем оформился как как

Динамика гуманизма

Возник в культурах древних цивилизаций, затем оформился как как феномен

культуры в эпоху Возрождения.
Своего пика достиг в эпоху Просвещения.
В конце 19 века обособились две формы гуманизма – светский и религиозный.
Слайд 46

Гуманизм XX- XXI вв. В этот период гуманизм получил свое дальнейшее

Гуманизм XX- XXI вв.

В этот период гуманизм получил свое дальнейшее развитие

и институциональное оформление, став идеологией многочисленных общественных движений в России и за рубежом.
Гуманизм рассматривается как идейная и мировоззренческая основа для гуманизации человека и общественной жизни в современных условиях цивилизационного развития.
Слайд 47

Современные версии гуманизма Светский гуманизм (П. Куртц). Акцент ставится на использовании

Современные версии гуманизма

Светский гуманизм (П. Куртц).
Акцент ставится на использовании критического мышления

и науки для решения современных проблем человечества.
Позиционирует как противоположность теоцентризма, природоцентризма и социоцентризма.
Слайд 48

Основы светского гуманизма Согласно П. Куртцу, СвГ тесно связан с наукой,

Основы светского гуманизма

Согласно П. Куртцу, СвГ тесно связан с наукой, здравым

смыслом и скептицизмом.
Гуманистическая рациональность имеет эмоциально-этическую окрашенность, что позволяет избежать холодной рассудочности.
Слайд 49

Эволюционный гуманизм Ставит своей задачей радикальную реорганизацию всех систем общества, или

Эволюционный гуманизм

Ставит своей задачей радикальную реорганизацию всех систем общества, или

гуманистическую революцию, с целью предотвращения разрушительных последствий воздействий человека на природу.
ЭГ утверждает единство человека с остальной жизнью и универсумом в целом, включает человечество в единую эволюционную цепочку.
Представители: Дж. Хаксли, Д. Симпсон, К. Уоддингтон.
Слайд 50

Постулаты ЭвГ Человек несет ответственность за свою жизнь и жизнь всей

Постулаты ЭвГ

Человек несет ответственность за свою жизнь и жизнь всей планеты.
Человек

– лишь один из видов, существующих на Земле.
Реализация высоких идеалов является приоритетной по сравнению с достижением материального благополучия.
Необходимо повышать качество жизни, а не добиваться увеличения количества товаров и услуг.
Слайд 51

Ноосферный гуманизм Трактует человека в качестве биосоциокосмического существа. Придерживается философской веры

Ноосферный гуманизм

Трактует человека в качестве биосоциокосмического существа.
Придерживается философской веры в

решающую роль человеческого разума в космоэволюционном процессе.
Говорит о необходимости универсальной науки о единстве человека, жизни и Вселенной.
Приоритеты: достойная жизни для каждого, экологическая безопасность, общечеловеческая солидарность.
Слайд 52

Представители ноосферного гуманизма В.И. Вернадский, А.А. Богданов, Н.А. Умов, А.Л. Чижевский, Н.Н. Моисеев. И.М. Борзенко.

Представители ноосферного гуманизма

В.И. Вернадский,
А.А. Богданов,
Н.А. Умов,
А.Л. Чижевский,
Н.Н. Моисеев.
И.М. Борзенко.

Слайд 53

Экологический гуманизм (экологическая этика) Акцент ставится на взаимосвязанности и сопряженности процессов

Экологический гуманизм (экологическая этика)

Акцент ставится на взаимосвязанности и сопряженности процессов в

живой и неживой природе, социальном и природном мирах.
На основе идеи коэволюционизма делается вывод о необходимости отказа от технократической парадигмы и крайностей антропоцентрических и биоцентрических представлений.
Усиленное внимание – к сохранению человека и культуры на основе устойчивого развития.
Слайд 54

Представители ЭГ Н.В. Тимофеев-Ресовский, Г. Парсонс, Ф. Рейгал, Ф. Берг

Представители ЭГ

Н.В. Тимофеев-Ресовский,
Г. Парсонс,
Ф. Рейгал,
Ф. Берг

Слайд 55

Гражданский гуманизм Направлен на формирование социально ответственной личности. Предполагает реализацию именно

Гражданский гуманизм

Направлен на формирование социально ответственной личности.
Предполагает реализацию именно социального потенциала

гуманистического мировоззрения.
Гуманизм должен поддерживать демократические ценности и идеи гражданских свобод и прав человека.
Представители: В.Л. Гинзбург, В.А. Кувакин, А.Г. Круглов.