Содержание
- 3. БИБЛИОГРАФИЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИЗДАНИЯ, ПЕРЕВОДЫ, СЕРИИ, РЕСУРСЫ ПЛАН СЕМЕСТРА
- 4. БИБЛИОГРАФИЯ
- 5. Флоровский Г.В., свящ. Византийские отцы II-IV, V-VIII. Париж, 1933 Киприан (Керн), арх. Патрология. I. Москва-Париж, 1996
- 6. Quasten J. PATROLOGY. Vol. 1-4. 1986; продолжение - A. Di Berardino et al. V до VIII
- 7. ТЕРМИНОЛОГИЯ
- 8. «патрология» «патристика» 1. обиходное употребление (синонимия) 2. факультативное определение Н.И. Сагарды-А.И. Сидорова 3. общезначимое определение А.А.
- 9. определение Н.И. Сагарды-А.И. Сидорова патристика — систематическое изучение доктрин «…ее можно определить как систематическое изложение заимствованных
- 10. определение А.А. Столярова «“патристика” (как исторически сложившаяся совокупность наследия “отцов церкви”) есть предмет специальной научной дисциплины
- 11. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
- 12. периодизация патристики 1. доникейский период (-325 г.) 2. Вселенские Соборы (325-843 г.) 3. поздне-византийский период (ок.800-1453г.)
- 13. доникейский период мужи апостольские (конец I в.-ок. 150 г.) апологеты (ок. 120-конец II в.) полемика с
- 14. Вселенские Соборы 325 – 381 – тринитарные споры 431, 451, 553, 680 – христологические споры 787,
- 15. поздне-византийский период Фотий ум. 891 г. Симеон Новый Богослов ум. 1022 Никита Стифат (великая схизма 1054
- 16. периодизация патрологии донаучный период (IV-XV вв.) а) просопография (πρόσωπον ― лицо; γράφω ― описываю) б) доксография
- 17. просопография + доксография † 340 – Евсевий Кесарийский Historia ecclesiastica, I‒X 392 г. – Иероним De
- 18. научно-систематический период издания памятников Эразм Роттердамский (1466–1536) конгрегация св. Мавра (1618–1790) издательская деятельность Ж.-П. Миня (середина
- 19. издания Эразма (в осн. editiones principes) 1516 Иероним, 9 тт. 1520 Киприан 1522 Арнобий Толкования на
- 20. конгрегация св. Мавра 1618–1790
- 22. Мабильон (Mabillon) Жан (1632 – 1707) — франц. историк, агиограф, священник-бенедиктинец (OSB), член Конгр. мавристов 1691
- 23. Бернар де Монфокон (1655 – 1741) – основатель палеографии, член Академии надписей, издатель св. Афанасия и
- 24. конгрегация св. Мавра Технологии – отличия от современных проектов и предшествующих эпохи (Эразм) Контекст Признание: церковное,
- 25. Jacques Paul Migne (1800-1875) Éditeur de la Bibliothèque Universelle du Clergé Chauvin C. L’Abbé Migne et
- 27. ИЗДАНИЯ, ПЕРЕВОДЫ, СЕРИИ, РЕСУРСЫ
- 28. патрологии Миня – собрания ориг. текстов PG – Patrologia cursus completus, series graeca (161 т., 1857–1866
- 30. "Христианские источники" = Sources Chrétiennes http://www.sources-chretiennes.mom.fr/ сайт издательства Cerf: http://www.editionsducerf.fr подсерия по Филону Александрийскому: Les Œuvres
- 31. CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesasticorum Latinorum. Wien, 1864−1939; Salzburg, 1945− (вышло более ста томов), «Венский корпус»
- 32. переводы Азбука веры – см. https://azbyka.ru/otechnik/ ТСО - Творения Святых Отцов в русском переводе (1843-1917) указатель
- 33. антологии Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода (I — начало
- 34. библиографии и индексы CPG - Clavis Patrum Graecorum (5 тт.) CPL - Clavis Patrum Latinorum (1
- 35. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
- 36. Thesaurus Linguae Graecae: http://stephanus.tlg.uci.edu/index.php другие латинские авторы: http://www.thelatinlibrary.com/index.html
- 37. http://azbyka.ru/otechnik/ - библиотека Отцов и учителей Церкви в русском переводе http://www.aiep-iaps.org/ –– Bulletin d’information et de
- 39. Irenaeus Lugdunensis ок. 130 – ок. 203 г. свщмч., пам. 23 авг./5 сент.
- 41. библиография Федченков С.А. Св. Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность. Сергиев Посад, 1917 – 552
- 43. род. в Смирне, учитель св. Поликарп «…могу вспомнить как Поликарп припоминал слова видевших Господа, как пересказывал
- 45. 154 г. – спор о времени празднования Пасхи в Риме; также в 190 г. - «Разногласие
- 48. 177 г. гонение в Лионе (Евсевий НЕ V) «…Шел семнадцатый год царствования императора Антонина Вера, когда
- 49. «Какое было здесь притеснение, какое неистовое негодование у язычников на святых, что претерпели блаженные мученики, мы
- 50. Эти же мученики сообщили упомянутому Римскому епископу об Иринее, пресвитере лугдунском, сказав о нем много добрых
- 51. творения CPG 1306-1317 Adversus haereses, V кн. («Против ересей»), лат. перевод Demonstratio praedicationis apostolicae («Доказательство апостольской
- 53. издания текстов PG T. 7. Col. 437-1224 SC (Sources chrétiennes) №№ 100, 152, 153, 263, 264,
- 55. русские переводы Сочинения / Пер.: П.А. Преображенский. М., 1868. (Памятники древней христ. письменности в рус. переводе.
- 56. темы для обсуждения замысел трактата церковное предание (см. «Малый трактат о предании» АН III 2-5) антропологический
- 57. 1. замысел трактата
- 58. «И так как обличение и опровержение их во многих отношениях составляет одно дело (unius operis traductio
- 59. 2. церковное предание
- 60. «Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и
- 61. «Посему, должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать
- 62. «…проповедь Церкви повсюду постоянна и пребывает неизменно и имеет свидетельство от пророков и апостолов и всех
- 63. «Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии
- 64. 3. антропологический холизм
- 65. «Бог прославится в Своем создании, делая его сообразным и подобным Своему Отроку. Ибо руками Отца, т.е.
- 66. «Но человека Он создал Своими руками, взяв от земли чистейшее, тончайшее и самое нежное, и Свою
- 67. «…совершенный человек, как я показал, состоит из трех — плоти, души и духа; из коих один,
- 68. Ср. Василий Великий, Гомилия на слова Внемли себе «ведь мы есть не что иное, как душа,
- 69. 4. сотериология ἀνακεφᾰλαίωσις / recapitulatio сведение воедино, «возглавление»
- 71. «Когда ясно показано, что бывшее вначале у Бога Слово, Которым все создано, Которое также всегда было
- 72. «…начал длинный ряд человеческих (существ) (longam expositionem / τήν μακράν ἱστορίαν) человеческих [существ] и сокращенно даровал
- 74. «Под небесным разумеется духовное, а под земным домостроительство относительно человеческой природы. Это Он [Господь] возглавил в
- 75. Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы (Человек), соединившись
- 77. Так, следовательно, Он славно совершил наше спасение и исполнил обетования отцов и древнее непослушание разрушил… Он
- 78. 5. церковные таинства
- 79. И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать
- 80. Lex supplicandi (orandi) lex credendi est Проспер Аквитанский, 390—460
- 81. НАРРАТИВ ДОКТРИНА КУЛЬТ
- 82. Варрон (-116−27) – theologia tripartitа: fabulosa (поэты) naturalis (философы) civilis (законодатели)
- 83. Aurelius Augustinus 13.11.354 - Тагаста, Нумидия (совр. Сук-Ахрас, Алжир) - 28.08.430 - Гиппон Регий, там же
- 84. …по словам того же Варрона, есть три рода теологии, т. е. теории, объясняющей божественные вещи, из
- 85. theologia tripartitа th.fabulosa th.civilis th.naturalis
- 86. «Принявшие эту веру без письмени суть варвары относительно нашего языка (quantum ad sermonem nostrum barbari sunt),
- 87. Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим
- 88. Когда же чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристиею тела и крови
- 89. 6. хилиазм (=милленаризм) пре-милленаризм и пост-милленаризм (префиксы указывают на момент Второго пришествия: первое толкование буквалистское, второе
- 90. Откр 20:4-5 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души
- 91. Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. И поэтому книга Бытия
- 92. АЛЕКСАНДРИЯ александрийская богословская школа
- 98. Александрийская библиотека http://www.romanoimpero.com/2012/11/biblioteche-romane.html
- 100. БИБЛИОГРАФИЯ Дмитревский В., свящ. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V
- 101. Дион Хризостом: «…греки, римляне, сирийцы, ливийцы, сицилийцы, эфиопы, арабы, бактриане, скифы, персы и даже индусы». А
- 102. Александрийская «школа» Филон (иудейский богослов, ок. -25 – ок. 50) Пантен (в Ал. 180 – ок.
- 103. διδασκαλεῖον церковная огласительная школа богословский научный центр высшее образовательное учреждение
- 104. образовательная программа ________________________ богословская наука философская пропедевтика
- 105. Origenes. Epistula ad Gregorium 1 …καὶ φιλοσοφίας ῾Ελλήνων τὰ οἱονεὶ εἰς χριστιανισμὸν δυνάμενα γενέσθαι ἐγκύκλια μαθήματα
- 106. καὶ τὰ ἀπὸ γεωμετρίας καὶ ἀστρονομίας χρήσιμα ἐσόμενα εἰς τὴν τῶν ἱερῶν γραφῶν διήγησιν· ἵν', ὅπερ
- 107. 1. Χαῖρε ἐν θεῷ, κύριέ μου σπουδαιότατε καὶ αἰδεσιμώτατε υἱὲ Γρηγόριε, παρὰ ᾿Ωριγένους. ἡ εἰς σύνεσιν,
- 108. ἀλλ' ἐγὼ τῇ πάσῃ τῆς εὐφυΐας δυνάμει σου ἐβουλόμην καταχρήσασθαί σε, τελικῶς μὲν εἰς χριστιανισμὸν, ποιητικῶς
- 109. 4. Σὺ οὖν, κύριε υἱὲ, προηγουμένως πρόσεχε τῇ τῶν θείων γραφῶν ἀναγνώσει· ἀλλὰ πρόσεχε. πολλῆς γὰρ
- 110. καὶ προσέχων τῇ θείᾳ ἀναγνώσει ὀρθῶς ζήτει καὶ μετὰ πίστεως τῆς εἰς θεὸν ἀκλινοῦς τὸν κεκρυμμένον
- 111. свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский (210-275) Origenes. In Origenem oratio panegyrica
- 112. Οὗτός με πρῶτος καὶ μόνος καὶ τὴν ῾Ελλήνων φιλοσοφίαν φιλοσοφεῖν προὐτρέψατο, τοῖς ἤθεσι τοῖς ἰδίοις αὐτοῦ
- 113. Οὗτος δέ με πρῶτος καὶ τοῖς λόγοις φιλοσοφεῖν προὐτρέψατο, τοῖς ἔργοις φθάσας τὴν διὰ λόγων προτροπήν·
- 114. Τί γὰρ ἂν ἴδιον εἴη ψυχῆς ἕτερον, τί δὲ οὕτως ἄξιον, ἢ τὸ ἐπιμέλεσθαι ἑαυτῆς, οὐκ
- 115. Τὸ δὲ εἶναι ὄντως ἔργον φρονήσεως, καὶ ταύτην εἶναι τὴν θείαν φρόνησιν καλῶς τοῖς παλαιοῖς λέγεται·
- 116. χριστιανισμός φιλοσοφία ἐγκύκλια μαθήματα – προπαιδεύματα
- 117. Χριστιανισμός ἐστι δόγμα τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν Χριστοῦ ἐκ πρακτικῆς καὶ φυσικῆς καὶ θεολογικῆς συνεστός Христианство есть
- 118. Πέρας μὲν πρακτικῆς ἀγάπη· γνώσεως δὲ θεολογία· ἀρχαὶ δὲ ἑκατέρων πίστις καὶ φυσικὴ θεωρία Practicus 84
- 119. Clemens Alexandrinus (Titus Flavius Clemens, ок. 150–ок. 215) Бирюков Д.С., Смирнов Д.В. ПЭ. Т. 35. С.
- 120. Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecs, latins et payens (1584) par André Thévet
- 121. апология веры – оправдание знания πίστις – γνώσις
- 122. библиография Méhat André. Étude sur les ‘Stromates’ de Clément d’Alеxandrie. Paris: Seuil, 1966 – 579 p.
- 123. VITA
- 124. ок. 175-180 – Александрия (до того Италия, Сирия, Палестина, возм. Афины) ок. 189 – помощник Пантена
- 125. Stromata 1. 1. 11–12 ᾿Αλλ' οἳ μὲν τὴν ἀληθῆ τῆς μακαρίας σῴζοντες διδασκαλίας παράδοσιν εὐθὺς ἀπὸ
- 126. OPERA
- 127. Пантен (Stromata 1. 1. 11) Σικελικὴ τῷ ὄντι ἦν μέλιττα προφητικοῦ τε καὶ ἀποστολικοῦ λειμῶνος τὰ
- 128. «Увещевание к язычникам» (Protrepticus, CPG. N 1375; SС № 2 bis) Перевод А. Ю. Братухина; приводится
- 129. Protrepticus – Paedagogus – Stromata Paedagogus 1. 1 …ὁ πάντα φιλάνθρωπος λόγος, προτρέπων ἄνωθεν, ἔπειτα παιδαγωγῶν,
- 130. Программа христианской проповеди у Климента состоит из трех главных разделов –– обращение к истинной религии («Протрептик»),
- 131. DOCTRINA
- 132. синтез философии и христианского богословия –– христианский гнозис Истина дана иудеям в форме Закона, грекам в
- 133. ТЕМЫ
- 134. вера самопознание и три силы души Логос – сотериология структура «Стромат» – путь души философия и
- 135. ВЕРА
- 136. Protrepticus 9. 95 ᾿Εχρῆν μὲν ὑμᾶς, ὦ ἄνθρωποι, αὐτοῦ πέρι ἐννοουμένους τοῦ ἀγαθοῦ ἔμφυτον ἐπάγεσθαι πίστιν,
- 137. Epistula Pauli ad Hebraeos 11:1–2 Ἔστιν δὲ πίστις ἐλπιζομένων ὑπόστασις, πραγμάτων ἔλεγχος οὐ βλεπομένων. ἐν ταύτῃ
- 138. Stromata II. 2. 8-9 πίστις δέ, ἣν διαβάλλουσι κενὴν καὶ βάρβαρον νομίζοντες ῞Ελληνες, πρόληψις ἑκούσιός ἐστι,
- 139. CHRYSIPPUS, Fragmenta logica et physica, SVF II 984 ἃ δὲ ἀποροῦσιν πρὸς τὸ εἶναι τοιοῦτον τὸ
- 140. Ср. Basilius. Prologus VIII De fide // PG t. 31, col. 677 С-680 А Πίστις μὲν
- 141. Augustinus Hipponensis. De praedestinatione sanctorum 2.5 // PL T. 44. Col. 962 ipsum credere nihil aliud
- 142. Theodoretus. Graecarum affectionum curatio I.90-92 Μηδεὶς τοίνυν, ὦ φίλοι, κατηγορείτω τῆς πίστεως. Καὶ γὰρ δὴ τὴν
- 143. САМОПОЗНАНИЕ ТРИ СИЛЫ ДУШИ
- 144. 2. Самопознание Paedagogus 3. 1 ῏Ην ἄρα, ὡς ἔοικεν, πάντων μέγιστον μαθημάτων τὸ γνῶναι αὑτόν· ἑαυτὸν
- 145. Τριγενοῦς οὖν ὑπαρχούσης τῆς ψυχῆς τὸ νοερόν, ὃ δὴ λογιστικὸν καλεῖται, ὁ ἄνθρωπός ἐστιν ὁ ἔνδον,
- 146. СОТЕРИОЛОГИЯ УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ
- 147. Paedagogus 1. 2 ῎Εοικεν δὲ ὁ παιδαγωγὸς ἡμῶν, ὦ παῖδες ὑμεῖς, τῷ πατρὶ τῷ αὑτοῦ τῷ
- 148. Paedagogus 3. 1 «῎Ανθρωποι θεοί, θεοὶ ἄνθρωποι. Λόγος γὰρ ωὐτός·» μυστήριον ἐμφανές· θεὸς ἐν ἀνθρώπῳ, καὶ
- 149. Сотериологическая формула Protrepticus 1. 8 ὁ λόγος ὁ τοῦ θεοῦ ἄνθρωπος γενόμενος, ἵνα δὴ καὶ σὺ
- 150. Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы (Человек), соединившись
- 151. Αὐτὸς γὰρ ἐνηνθρώπησεν, ἵνα ἡμεῖς θεοποιηθῶμεν· καὶ αὐτὸς ἐφανέρωσεν ἑαυτὸν διὰ σώματος, ἵνα ἡμεῖς τοῦ ἀοράτου
- 152. ᾿Εβλάπτετο μὲν γὰρ αὐτὸς οὐδέν, ἀπαθὴς καὶ ἄφθαρτος καὶ Αὐτολόγος ὢν καὶ Θεός· τοὺς δὲ πάσχοντας
- 153. СТРУКТУРА «СТРОМАТ» ПУТЬ ДУШИ
- 154. Stromata 1. 1. 11–12 ῎Ηδη δὲ οὐ γραφὴ εἰς ἐπίδειξιν τετεχνασμένη ἥδε ἡ πραγματεία, ἀλλά μοι
- 155. Stromata I-VII I - ВЗ закон и философия есть подготовка к Евангелию. Всякое знание опирается на
- 156. ῾Η μὲν οὖν κατὰ Μωυσέα φιλοσοφία τετραχῇ τέμνεται, εἴς τε τὸ ἱστορικὸν καὶ τὸ κυρίως λεγόμενον
- 157. ЭТИКА ФИЗИКА ТЕОЛОГИЯ история 1 книга - ВЗ закон и философия есть подготовка к Евангелию. Всякое
- 158. Χριστιανισμός ἐστι δόγμα τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν Χριστοῦ ἐκ πρακτικῆς καὶ φυσικῆς καὶ θεολογικῆς συνεστός Христианство есть
- 159. Πέρας μὲν πρακτικῆς ἀγάπη· γνώσεως δὲ θεολογία· ἀρχαὶ δὲ ἑκατέρων πίστις καὶ φυσικὴ θεωρία Practicus 84
- 160. ФИЛОСОФИЯ И ГНОЗИС МИСТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ
- 161. три ступени τὰ θεολογικά - θεολογία τὰ φυσικά - φυσιολογία τὰ ἠθικά - ἠθικὴ
- 162. ῾Ο πλατύνας διὰ τῆς καθαρότητος τὴν καρδίαν αὑτοῦ, νοήσει τοὺς τοῦ Θεοῦ λόγους, τούς τε πρακτικοὺς,
- 163. Evagrius Practicus – Gnosticus Χριστιανισμός ἐστι δόγμα τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν Χριστοῦ ἐκ πρακτικῆς καὶ φυσικῆς καὶ
- 164. диалектика и философия μικτὴ δὲ φιλοσοφίᾳ οὖσα τῇ ἀληθεῖ ἡ ἀληθὴς διαλεκτικὴ ἐπισκοποῦσα τὰ πράγματα καὶ
- 165. Stromata 1. 28. 177–178 ἡ διαλεκτικὴ φρόνησίς ἐστι περὶ τὰ νοητὰ διαιρετική, ἑκάστου τῶν ὄντων ἀμίκτως
- 166. ᾿Αλλ' ὡς τὰ ἐγκύκλια μαθήματα συμβάλλεται πρὸς φιλοσοφίαν τὴν δέσποιναν αὐτῶν, οὕτω καὶ φιλοσοφία αὐτὴ πρὸς
- 167. Stromata I 5. 32 Φαμὲν τοίνυν ἐνθένδε γυμνῷ τῷ λόγῳ τὴν φιλοσοφίαν ζήτησιν ἔχειν περὶ ἀληθείας
- 168. Stromata I 7. 37 Καταφαίνεται τοίνυν προπαιδεία ἡ ῾Ελληνικὴ σὺν καὶ αὐτῇ φιλοσοφίᾳ θεόθεν ἥκειν εἰς
- 169. Stromata I 13. 57 οὕτως οὖν ἥ τε βάρβαρος ἥ τε ῾Ελληνικὴ φιλοσοφία τὴν ἀίδιον ἀλήθειαν
- 170. Ὠριγένης ок. 185 – после 254 г.
- 171. Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecs, latins et payens (1584) par André Thévet
- 172. (X в.): Ориген «составил бесчисленное множество толкований на всё церковное Писание, так что все последующие церковные
- 173. источники vitae Gregorius Thaumaturgus. In Origenem oratio panegyrica / ed. H. Crouzel SC 148 Eusebius Caesariensis.
- 174. Библиография Henri Crouzel. Origène. Paris: Editions Lethielleux, 1985 – 349 p. Болотов В.В. Учение Оригена о
- 175. VITA
- 177. 185 – родился в Александрии 202 – ум. отец, Ω. во главе школы ок. 215 –
- 178. OPERA
- 179. opera CPG N 1410–1525 экзегетика – схолии, гомилии, толкования CPG 1410-1468 трактаты и диалоги CPG 1475–1483
- 180. издания Migne. Patrologia Graeca, T. XI-XVII (1857) http://www.roger-pearse.com/weblog/patrologia-graeca-pg-pdfs/ Hexaplorum: quae supersunt sive veterum interpretum graecorum in
- 182. Переводы и проч., см. https://azbyka.ru/otechnik/Origen/ Творения Оригена. Вып. 1. О началах. / Пер. Н. Петрова. Казань,
- 183. DOCTRINA
- 184. Ὠριγένης экзегет спекулятивный богослов духовный учитель
- 185. основные темы теория и практика богословского наставления метод спекулятивного богословия в De principiis толкование Писания разумная
- 186. теория и практика богословского наставления
- 187. свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский (210-275)
- 188. ἀλλ' ἐγὼ τῇ πάσῃ τῆς εὐφυΐας δυνάμει σου ἐβουλόμην καταχρήσασθαί σε τελικῶς μὲν εἰς χριστιανισμόν· ποιητικῶς
- 189. Οὗτός με πρῶτος καὶ μόνος καὶ τὴν ῾Ελλήνων φιλοσοφίαν φιλοσοφεῖν προὐτρέψατο, τοῖς ἤθεσι τοῖς ἰδίοις αὐτοῦ
- 190. Οὗτος δέ με πρῶτος καὶ τοῖς λόγοις φιλοσοφεῖν προὐτρέψατο, τοῖς ἔργοις φθάσας τὴν διὰ λόγων προτροπήν·
- 191. Τί γὰρ ἂν ἴδιον εἴη ψυχῆς ἕτερον, τί δὲ οὕτως ἄξιον, ἢ τὸ ἐπιμέλεσθαι ἑαυτῆς, οὐκ
- 192. Τὸ δὲ εἶναι ὄντως ἔργον φρονήσεως, καὶ ταύτην εἶναι τὴν θείαν φρόνησιν καλῶς τοῖς παλαιοῖς λέγεται·
- 193. богословские принципы
- 194. ἀλλ' ἕως σήμερον ἡνίκα ἂν ἀναγινώσκηται Μωϋσῆς κάλυμμα ἐπὶ τὴν καρδίαν αὐτῶν κεῖται· ἡνίκα δὲ ἐὰν
- 195. метод спекулятивного богословия См. Михайлов П.Б. Богословские стратегии в трактате Оригена «О началах» // Полемическая культура
- 196. De Principiis 4. 1. 7 Посему, так как небесная или даже вышенебесная сила побуждает нас чтить
- 197. Евр 6:1 – ср. Ориген Διὸ ἀφέντες τὸν τῆς ἀρχῆς τοῦ Χριστοῦ λόγον ἐπὶ τὴν τελειότητα
- 198. De Principiis I. Praefatio «Церковное и апостольское предание (ecclesiastica et apostolica traditio), передано нам двояко: Апостолы,
- 199. …святые апостолы, проповедуя веру Христову, о некоторых предметах, именно то, что они признали необходимым, весьма ясно
- 200. Итак, кто желает на основании всего этого построить одно органическое целое (seriem quamdam et corpus), тому
- 201. ср. Ириней. Adv. haereses II 38 «…из вещей творения некоторые подлежат только Богу, а некоторые доступны
- 202. един Бог, который все сотворил и создал и Который все привел из небытия в бытие… пришедший
- 203. К первому роду предметов, ясно определенных в апостольской проповеди, относятся такие положения церковной проповеди, как: догмат
- 204. De Principiis 4. 4. 10 «…разумный дух может достигнуть совершеннейшего познания, восходя от малого к большему
- 205. толкование Писания
- 206. богодухновенность все Писание богодухновенно / πᾶσα γραφὴ θεόπνευστος ― 1 Тим 3:16). Под этим О. понимает
- 207. Богодухновенность распространяется на все Писание, даже на текст как таковой: Премудрость Божия проникает все Писание «вплоть
- 208. христологическая аналогия икономическая герменевтика ср. дифизитская герменевтика
- 209. «Слово Божие» как слово Писания и как Слово Отца: «Ведь Слово в Писании навеки стало плотью,
- 210. О. создает концепцию «мнообразности» Спасителя (τὰς τοῦ Ἰησοῦ διαφόρους μορφὰς ― Philoc. 15. 18). Один из
- 211. «Иисус, явный для большинства, относится к непосредственному выражению текста (τοῦ μὲν τοῖς πολλοῖς φαινομένου Ἰησοῦ τῆς
- 212. ср. «дифизитская» экзегетика св. Григорий Богослов
- 213. …ἑνὶ δὲ κεφαλαίῳ, τὰ μὲν ὑψηλότερα πρόσαγε τῇ θεότητι καὶ τῇ κρείττονι φύσει παθῶν καὶ σώματος·
- 214. антропологическая аналогия трихотомическая антропология
- 215. De Principiis 4. 2. 4 Итак, способ чтения Писаний (φαινομένη ἡμῖν ὁδὸς) и отыскания смысла их
- 216. "Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины,
- 217. а еще более совершенный и подобный тем, с которых говорит апостол: "Мудрость же мы проповедуем среди
- 218. ὥσπερ γὰρ ὁ ἄνθρωπος συνέστηκεν ἐκ σώματος καὶ ψυχῆς καὶ πνεύματος· τὸν αὐτὸν τρόπον καὶ ἡ
- 219. Нестерова О.Е. Проблемы интерпретации учения Оригена о трех смыслах Священного Писания в современной научной литературе //
- 220. ᾿Αλλ' ἐπεί εἰσί τινες γραφαὶ τὸ σωματικὸν οὐδαμῶς ἔχουσαι, ὡς ἐν τοῖς ἑξῆς δείξομεν, ἔστιν ὅπου
- 221. …τῆς δὲ ὡς ἂν εἰς ψυχὴν ἀναγομένης διηγήσεως παράδειγμα τὸ παρὰ τῷ Παύλῳ ἐν τῇ πρώτῃ
- 222. Philocalia 1. 30 (Homiliae in Leviticum) ὁ ποιήσας τὰ βλεπόμενα κατεσκεύασε καὶ τὰ μὴ βλεπόμενα. καὶ
- 223. предшествующий контекст μὴ νοήσαντες δὲ διαφορὰν ἰουδαϊσμοῦ ὁρατοῦ καὶ ἰουδαϊσμοῦ νοητοῦ, τουτέστιν ‹ἰουδαϊσμοῦ φανεροῦ‹ καὶ ‹ἰουδαϊσμοῦ
- 224. разумная воля (предведение и предопределение)
- 225. De Principiis 3. 1. 3 Но разумное животное, кроме способности воображения, имеет еще разум, обсуждающий представления
- 226. Но решение так или иначе воспользоваться случившимся есть уже дело не кого-либо иного, как присущего нам
- 227. De Princip. 3. 1. 24 …ни наша свобода без ведения со стороны Бога, ни одно ведение
- 228. Philocalia 23. 8 …имеющее совершиться служит причиной для предведения, которое на него распространяется, ибо не потому
- 229. Послание к Римлянам 8:28-30 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко
- 230. Ср. прп. Иоанн Дамаскин Должно знать, что Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо
- 231. космология и Боговоплощение …вследствие способности свободного произволения между душами произошло различие… Одна же душа… от самого
- 232. свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский (210-275)
- 233. Τὸ δὲ εἶναι ὄντως ἔργον φρονήσεως, καὶ ταύτην εἶναι τὴν θείαν φρόνησιν καλῶς τοῖς παλαιοῖς λέγεται·
- 234. γ Εἴ τις ἐπὶ τοῦ ἑνὸς Χριστοῦ διαιρεῖ τὰς ὑποστάσεις μετὰ τὴν ἕνωσιν, μόνηι συνάπτων αὐτὰς
- 235. …καὶ ἡ μὲν τελεία κληρονομία τῶν «εἰς ἄνδρα τέλειον» ἀφικνουμένων κατ' εἰκόνα τοῦ κυρίου, ἡ δὲ
- 236. ὁ λόγος δέ, καὶ ἁπαξαπλῶς ὁ κύριος, ἡ πᾶσα ἔμψυχος καὶ ζῶσα ἀρετή Origenes. Commentarii in
- 237. Τὸ δὲ εἶναι ὄντως ἔργον φρονήσεως, καὶ ταύτην εἶναι τὴν θείαν φρόνησιν καλῶς τοῖς παλαιοῖς λέγεται·
- 238. Рецепция Оригена конец III – cередина VII в.
- 239. Библиография Gribomont J. L’origénisme de saint Basile // L’Homme devant Dieu (Mélanges Henri de Lubac). Paris,
- 241. Свт. Григорий Чудотворец, духовник Макрины Старшей «Ибо если иное во мне требует рыданий, то осмеливаюсь похвалиться
- 242. анализ «Филокалии» ᾿Ωριγένους φιλοκαλία, Philocalia sive Ecloga de operibus Origenis a Basilio et Gregorio Nazianzeno facta
- 248. …суровая недоступность своего убежища, спрятанного на краю долины, у поросшей лесом горы, с одной стороны огражденной
- 251. Gregorius Nazianzenus. Epistula 115. (T) ΘΕΟΔΩΡΩΙ (1) Ἑορτὴ καὶ τὰ γράμματα, καὶ τὸ κρεῖσσον ὅτι προφθάνεις
- 252. Принадлежность сб. «Филокалия» (᾿Ωριγένους φιλοκαλία, Philocalia sive Ecloga de operibus Origenis) В. В. и свт. Григорию
- 253. M. Harl. Introduction, p. 24, 34
- 254. ᾿Ωριγένους φιλοκαλία, Philocalia sive Ecloga de operibus Origenis a Basilio et Gregorio Nazianzeno facta (cap. 1-27)
- 256. α. Περὶ τοῦ θεοπνεύστου τῆς θείας γραφῆς, καὶ πῶς ταύτην ἀναγνωστέον καὶ νοητέον, τίς τε ὁ
- 257. ϛ. Ὅτι ἓν ὄργανον θεοῦ τέλειον καὶ ἡρμοσμένον πᾶσα ἡ θεία γραφή - О том, что
- 258. ια. Ὅτι χρὴ πάσης τῆς θεοπνεύστου γραφῆς τὸ τρόφιμον διώκειν, καὶ τὰ ὑπὸ τῶν αἱρετικῶν ταρασσόμενα
- 259. ιε. Πρὸϲ τοὺϲ ῾Ελλήνων φιλοϲόφουϲ τὸ εὐτελὲϲ τῆϲ τῶν θείων γραφῶν φράϲεωϲ διαϲύρονταϲ, καὶ τὰ ἐν
- 260. ιη. Πρὸϲ τοὺϲ ῾Ελλήνων φιλοϲόφουϲ πάντα ἐπαγγελλομένουϲ εἰδέναι, καὶ αἰτιωμένουϲ τὸ ἀνεξέταϲτον τῆϲ τῶν πολλῶν ἐν
- 261. κα. Περὶ αὐτεξουϲίου καὶ τῶν δοκούντων τοῦτο ἀναιρεῖν ῥητῶν γραφικῶν λύϲιϲ καὶ ἑρμηνεία. ἐκ τοῦ περὶ
- 262. κδ. Περὶ ὕληϲ, ὅτι οὐκ ἀγένητοϲ οὐδὲ κακῶν αἰτία. ἐκ τῆϲ Εὐϲεβίου τοῦ Παλαιϲτιναίου εὐαγγελικῆϲ προπαραϲκευῆϲ,
- 263. Flavius JUSTINIANUS Imperator Theol. Edictum contra Origenem к патр. Мине Константинопольскому (543) Gegen Mönche aus Jerusalem,
- 264. 1) Mansi = Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio, vols. 1-31a / G. D. Mansi et
- 266. α Εἴ τις λέγει ἢ ἔχει προυπάρχειν τὰς τῶν ἀνθρώπων ψυχὰς οἵα πρώην νόας οὔσας καὶ
- 267. β Εἴ τις λέγει ἢ ἔχει τὴν τοῦ κυρίου ψυχὴν προυπάρχειν καὶ ἡνωμένην γεγενῆσθαι τῶι θεῶι
- 268. γ Εἴ τις λέγει ἢ ἔχει πρῶτον πεπλάσθαι τὸ σῶμα τοῦ κυρίου ἡμῶν ᾿Ιησοῦ Χριστοῦ ἐν
- 269. δ Εἴ τις λέγει ἢ ἔχει πᾶσι τοῖς οὐρανίοις τάγμασιν ἐξομοιωθῆναι τὸν τοῦ θεοῦ λόγον, γενόμενον
- 270. ε Εἴ τις λέγει ἢ ἔχει ἐν τῆι ἀναστάσει σφαιροειδῆ τὰ τῶν ἀνθρώπων ἐγείρεσθαι σώματα καὶ
- 271. Ϛ Εἴ τις λέγει οὐρανὸν καὶ ἥλιον καί σελήνην καὶ ἀστέρας καὶ ὕδατα τὰ ὑπεράνω τῶν
- 272. ζ Εἴ τις λέγει ἢ ἔχει ὅτι ὁ δεσπότης Χριστὸς ἐν τῶι μέλλοντι αἰῶνι σταυρωθήσεται ὑπὲρ
- 273. η Εἴ τις λέγει ἢ ἔχει ἢ πεπερασμένην εἶναι τὴν τοῦ θεοῦ δύναμιν καὶ τοσαῦτα αὐτὸν
- 274. θ Εἴ τις λέγει ἢ ἔχει πρόσκαιρον εἶναι τὴν τῶν δαιμόνων καὶ ἀσεβῶν ἀνθρώπων κόλασιν καὶ
- 275. (᾿Ανάθεμα καὶ ῾Ωριγένει τῶι καὶ ᾿Αδαμαντίωι τῶι ταῦτα ἐκθεμένωι μετὰ τῶν μυσαρῶν αὐτοῦ καὶ ἐπικαταράτων δογμάτων
- 276. Ср. расширенный список (15 анафематизмов, 553 г.)
- 280. ДИДИМ СЛЕПЕЦ [греч. Ϫίδυμος Τυφλός; Дидим Александрийский, Didymus Caecus] (313, Александрия - ок. 398, там же),
- 282. VITA OPERA DOCTRINA
- 283. Οὗτος ἀπὸ ὀμμάτων ὑπῆρχεν, ὡς αὐτός μοι διηγήσατο, τετραέτης τὰς ὄψεις ἀποβαλών, μήτε γράμματα μεμαθηκὼς μήτε
- 284. ῾Υπὸ δὲ τοῦτον τὸν χρόνον καὶ Δίδυμος ὁ ἐκκλησιαστικὸς συγγραφεὺς διέπρεπε, προϊστάμενος ἐν ᾿Αλεξανδρείᾳ τοῦ διδασκαλείου
- 285. λέγεται δὲ τοὺς χαρακτῆρας τῶν γραμμάτων σανίδι καταχαραγέντας εἰς βάθος ἐκμαθεῖν τοῖς δακτύλοις ἐφαπτόμενος, συλλαβὰς δὲ
- 286. τοῖς δὲ ἀπὸ τῆς καθόλου ἐκκλησίας περισπούδαστος ἦν· ἐπῄνει δὲ αὐτὸν καὶ τὰ τάγματα τῶν ἐν
- 287. OPERA
- 288. Находка в Туре (1941) Важным событием в судьбе наследия Д. С. стали случайные находки его текстов
- 289. О Святой Троице Долгое время считалось совершенно утраченным. Только в 1759 найдена неполная рукопись XI в.
- 290. О Святом Духе Известна в пер. Иер, кот. сделал по просьбе Дамаса. Написано по просьбе друга
- 291. Против манихеев Влияние их было велико в Египте. Формулирует учение о природе зла –– его не
- 292. Комментарий на Начала Оригена Не сохранилось. Лишь отзывы Иеронима: Д. сам поддался учению Оригена, о падении
- 293. О смерти маленьких детей Написано по просьбе Руфина, сообщает Иер. –– почему умирают во младенчестве ––
- 294. Экзегетические 1) Толкования на все Псалмы. Полностью должен был быть грандиозным в объеме 2) На книгу
- 295. НЕКТОРЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ антропология экзегетика жизнь деятельная и созерцательная
- 296. In Genesim 57 προείρηται κυρίως ἄνθρωπος εἶναι ὁ νοῦς καὶ ἡ ψυχή· αὕτη μετέχουσα Θεοῦ ἐξ
- 297. In Genesim 56 Πρῶτον οὖν δεῖ γενέσθαι αὐτὸν κατ' εἰκόνα, εἶτα καθ' ὁμοίωσιν, τὸ δὲ πρῶτον
- 298. In Psalmum 39:8 καὶ λέγει· | [“τοῦ]το τὸ βιβλίον γέγραπται ἔσωθεν καὶ ἔξωθεν”. κατὰ τὰ πνευματικὰ
- 299. Commentarii in Zacchariam, III 11 (11.) Τούτου τοῦ βίου, τοῦ πρακτικοῦ καὶ γνωστικοῦ φημι, μεταποιεῖσθαι βούλεται
- 301. Вселенские Соборы тринитарные споры 325 – Никея 381 – Константинополь христологические споры 431-Ефес 451-Халкидон 553-Конст. 680/1-Конст.
- 302. арианские споры (318-381) 318-336 – история Ария от сложения учения до смерти при имп. Константине 337-359
- 303. Григорий Нисский. Слово о Божестве Сына и Духа, и Похвала праведному Аврааму // Восточные Отцы и
- 304. Афанасий Великий – 293/298–373 Василий Великий – 330–379 Григорий Богослов – 329–389 Григорий Нисский – 335–394
- 305. ATHANASIUS ALEXANDRINUS 293 / 298–373 Асмус, прот. Валентин, И.С. Чичуров, М.В. Никифоров, А.Р. Фокин и др.
- 306. Кирилл, Афанасий и Леонтий Ростовский, Новгород
- 307. VITA OPERA DOCTRINA
- 308. библиография Schwartz E. Gesammelte Schriften. Bd. 3. Zur Geschichte des Athanasius. Berlin: De Gruyter, 1963 Kannengiesser
- 309. до 328 г. (принятие епископства) 318 – проповедь Ария 319 – диакон. хиротония Афанасия 325 –
- 310. после 328 г. 328 г. – епископская хиротония 328–334 – первый период на кафедре начало 330-х
- 312. после 346 346-356 – третий период на кафедре наиболее продолжительный 356-362 – новое изгнание; в египетской
- 313. OPERA
- 315. био-библиография https://web.archive.org/web/20081228011941/http://www.fourthcentury.com/index.php/athanasius-chart критические издания https://web.archive.org/web/20081224140543/http://www.fourthcentury.com/index.php/athanasius-werke-contents
- 316. PG tt. 25–28 CPG N 2090–2165, 2171–2228 (dubia), 2230–2309 (spuria) апологетические Contra gentes De incarnatione Verbi
- 317. полемические Epistulae quattuor ad Serapionem агиографические Vita Antonii экзегетические Epistula ad Marcellinum de interpretatione Psalmorum Expositiones
- 318. Opera omnia, quae supersunt / Ed. B. de Montfaucon. P., 1698-1700. 3 t. [c лат. пер.,
- 319. рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиеп. Александрийского. М., 1851-1854. 4 ч.
- 320. БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ
- 321. принцип богословствования богопознание самопознание познание Творца через творение тринитарная терминология христология (Логос) сотериология
- 322. исторический контекст – тринитарные (арианские) споры положение человека – два кризиса: кризис знания (потенциал и данность)
- 323. принцип богословствования
- 324. ὅσον γὰρ ἐβουλόμην γράφειν καὶ νοεῖν ἐβιαζόμην ἐμαυτὸν περὶ τῆς θεότητος τοῦ λόγου, τοσοῦτον ἡ γνῶσις
- 325. … τοῖς πιστοῖς ἡ τῆς ἀσεβείας κατάγνωσις αὐτάρκης πρὸς εὐσέβειάν ἐστι γνῶσις. καὶ γὰρ εἰ μὴ
- 326. БОГОПОЗНАНИЕ самопознание познание Творца через творение
- 327. ῾Ο Θεός, ὁ πάντων ἔχων τὸ κράτος, ὅτε τὸ τῶν ἀνθρώπων γένος διὰ τοῦ ἰδίου Λόγου
- 328. …῞Οθεν, ἵνα μὴ τοῦτο γένηται, ἀγαθὸς ὢν τῆς ἰδίας εἰκόνος αὐτοῖς τοῦ Κυρίου ἡμῶν ᾿Ιησοῦ Χριστοῦ
- 329. ἡ δὲ τῆς ἀληθείας ὁδὸς πρὸς τὸν ὄντως ὄντα Θεὸν ἕξει τὸν σκοπόν. πρὸς δὲ τὴν
- 330. πάντες γὰρ εἰς αὐτὴν ἐπιβεβήκαμεν καὶ ἔχομεν, εἰ καὶ μὴ πάντες αὐτὴν ὁδεύειν, ἀλλὰ παροδεύειν ἐκβαίνοντες
- 331. …ἐπιστρέψαι δὲ δύνανται, ἐὰν ὃν ἐνεδύσαντο ῥύπον πάσης ἐπιθυμίας ἀπόθωνται, καὶ τοσοῦτον ἀπονίψωνται, ἕως ἂν ἀπόθωνται
- 332. ῍Η εἰ μὴ αὐτάρκης ἐστὶν ἡ παρὰ τῆς ψυχῆς διδασκαλία διὰ τὰ ἐπιθολοῦντα ταύτης ἔξωθεν τὸν
- 333. тринитарная терминология
- 334. Περὶ δὲ τοῦ ἀιδίως συνεῖναι τὸν λόγον τῷ πατρὶ καὶ μὴ ἑτέρας οὐσίας ἢ ὑποστάσεως, ἀλλὰ
- 335. Ἐκ δὴ τούτων σκοπεῖν ἔξεστιν, ἀδελφοὶ, ὡς οἱ μὲν ἐν Νικαίᾳ τῶν Γραφῶν πνέουσι, λέγοντος αὐτοῦ
- 336. Логос / Λόγος
- 337. εἰ δὲ λόγῳ καὶ σοφίᾳ καὶ ἐπιστήμῃ συνέστηκε, καὶ παντὶ κόσμῳ διακεκόσμηται, ἀνάγκη τὸν ἐπικείμενον καὶ
- 338. οὐδὲ οἷον ἔχει τὸ λογικὸν γένος λόγον τὸν ἐκ συλλαβῶν συγκείμενον, καὶ ἐν ἀέρι σημαινόμενον· ἀλλὰ
- 339. христология
- 340. ᾿Ιδοὺ γὰρ ἡμεῖς μὲν ἐκ τῶν θείων Γραφῶν παῤῥησιαζόμεθα περὶ τῆς εὐσεβοῦς πίστεως, καὶ ὡς λύχνον
- 341. Χαρακτὴρ γάρ ἐστι τῆς τοῦ Πατρὸς ὑποστάσεως, καὶ φῶς ἐκ φωτὸς, καὶ δύναμις καὶ εἰκὼν ἀληθινὴ
- 342. СОТЕРИОЛОГИЯ
- 343. …διὰ τοιούτου πράγματος εὐτελοῦς τὰ θεῖα ἡμῖν πεφανέρωται, καὶ διὰ τοῦ θανάτου ἡ ἀθανασία εἰς πάντας
- 344. Αὐτὸς γὰρ ἐνηνθρώπησεν, ἵνα ἡμεῖς θεοποιηθῶμεν· καὶ αὐτὸς ἐφανέρωσεν ἑαυτὸν διὰ σώματος, ἵνα ἡμεῖς τοῦ ἀοράτου
- 345. ᾿Εβλάπτετο μὲν γὰρ αὐτὸς οὐδέν, ἀπαθὴς καὶ ἄφθαρτος καὶ Αὐτολόγος ὢν καὶ Θεός· τοὺς δὲ πάσχοντας
- 346. Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы (Человек), соединившись
- 347. … ναί φημι, ὁ λόγος ὁ τοῦ θεοῦ ἄνθρωπος γενόμενος, ἵνα δὴ καὶ σὺ παρὰ ἀνθρώπου
- 348. аскетика A HISTORY OF MONASTIC SPIRITUALITY by Luc Brésard, of the abbey of Citeaux http://www.scourmont.be/studium/bresard/ Сидоров
- 349. к истории раннего монашества Historia Lausiaca Палладия (IV-V вв.) «История египетских монахов» (лат. пер. Руфина) «Церковные
- 350. Antonius Magnus † 356 г. Athanasius Alexandrinus. Vita Antonii // SC 400 (1994)
- 352. ἐκεῖνος ᾿Αντωνίου τοῦ θείου βίον συνέγραφε, τοῦ μοναδικοῦ βίου νομοθεσίαν, ἐν πλάσματι διηγήσεως он описал жизнь
- 353. Augustinus. Confessiones VIII. 14-15 …зашел у нас разговор (он стал рассказывать) об Антонии, египетском монахе, изрядно
- 354. Тут перешел он к другому рассказу: он и три других товарища его были однажды в Тревирах,
- 355. «сцена в саду» 29. Так говорил я и плакал в горьком сердечном сокрушении. И вот слышу
- 356. мученичество – монашество аскетика – демонология знание – вера
- 357. мученичество – монашество
- 358. ᾿Επειδὴ δὲ λοιπὸν ὁ διωγμὸς ἐπαύσατο, καὶ μεμαρτύρηκεν ὁ μακαρίτης ἐπίσκοπος Πέτρος, ἀπεδήμησε, καὶ πάλιν εἰς
- 359. аскетика – демонология
- 360. М. Грюневальд «Искушение святого Антония» (1506-1515) Микеланджело (1488) см. также иконографию в истории искусства http://tannarh.narod.ru/publ/iskusstvo/zhivopis/vse_iskushenija_svjatogo_antonija/25-1-0-143
- 361. Πολὺς μὲν οὖν ἐστιν αὐτῶν ὁ ὄχλος ἐν τῷ καθ' ἡμᾶς ἀέρι, καὶ μακρὰν οὐκ εἰσὶν
- 362. Πρῶτον τοίνυν τοῦτο γινώσκωμεν, ὅτι οἱ δαίμονες οὐ καθ' ὃ δαίμονες καλοῦνται, οὕτω γεγόνασιν· οὐδὲν γὰρ
- 363. знание – вера
- 364. …εἴπατε πρῶτον ὑμεῖς, τὰ πράγματα, καὶ μάλιστα ἡ περὶ τοῦ Θεοῦ γνῶσις, πῶς ἀκριβῶς διαγινώσκεται, δι'
- 366. Скачать презентацию