Lektsia_3_Formy_pismennosti_chuvashey

Содержание

Слайд 2

Возникновение этнонима «чуваш» В.Н.Татищев, Н.А. Баскаков, Н.И.Ашмарин, Л.Н. Гумилев, В.Ф. Каховский,

Возникновение этнонима «чуваш»

В.Н.Татищев, Н.А. Баскаков, Н.И.Ашмарин, Л.Н. Гумилев, В.Ф. Каховский, В.Д.

Димитриев, В.В. Николаев считают, что чуваши вплоть до ХIV - ХV веков в истории были известны под другим этнонимом – а именно под булгаро-суварами (савирами, сабирами и т.д.) В.Н. Алмантай в книге «Сувары – предки чувашей» предполагает, что в Волжской Булгарии было престижно называться «булгарин» (суваро-булгар, бигеро-булгар)
Слайд 3

Орнамент современной чувашской вышивки, где имеются знаки-руны

Орнамент современной чувашской вышивки, где имеются знаки-руны

Слайд 4

Что такое письменность? Письменность – это знаковая система, предназначенная для формализации,

Что такое письменность?

Письменность – это знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации

и передачи тех или иных данных на расстоянии и придания им вневременного характера.
Были разные периоды возникновения письменности:
1.Предметное письмо;
2.Пиктографическое или идеографическое письмо;
3. Иероглифическое письмо;
4. Слоговое письмо;
5. Алфавитное письмо.
Слайд 5

Руническая письменность Руническая письменность — одно из древних человеческих творений в

Руническая письменность

Руническая письменность — одно из древних человеческих творений в многочисленных

системах письменностей мира.
Наиболее полно изучены два типа рунического письма:
1) западный тип (германское, скандинавское, англосакское письмо и др.);
2) восточный тип (древнетюркский), восходящий к арамейским и персидско-арамейским письменам.
Слайд 6

Древнетюркская руническая письменность – это алфавитное письмо

Древнетюркская руническая письменность – это алфавитное письмо

Слайд 7

Древнетю́ркское руни́ческое письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии

Древнетю́ркское руни́ческое письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей

на  тюркских языках в VIII—X вв. н. э. Алфавит классического периода (VIII в. н. э.) в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Древнетюркское руническое письмо — буквенная (не слоговая) система: отдельные знаки обозначают либо гласные, либо согласные звуки. По многим исследованиям ученых, подобные знаки рунического письма использовали и древние предки чувашей.
Слайд 8

Орхоно-енисейская письменность

Орхоно-енисейская письменность

Слайд 9

Расшифровка орхоно-енисейской письменности

Расшифровка орхоно-енисейской письменности

Слайд 10

Памятник Кюль-тегину (VIII век) Орхоно-енисейской письменностью пользовались древние тюрки при написании

Памятник Кюль-тегину (VIII век)

Орхоно-енисейской письменностью пользовались древние тюрки при написании текстов

на стелах (каменных памятниках). Например, известны Надписи в честь Тоньюкука, Бильге-кагана, Кюль-тегина. Создание этих текстов датируется примерно
VIII в.
Слайд 11

Древнечувашская руническая письменность Алфавит древнечувашской рунической письменности содержит около 35 знаков.

Древнечувашская руническая письменность

Алфавит древнечувашской рунической письменности содержит около 35 знаков. Он

перекликается с принципами алфавита Древнетюркской рунической письменности, воссозданный датским учёным В. Томсеном. Но чувашская руническая письменность не связана своим возникновением с орхоно-енисейскими письменами. Ее истоки лежат намного глубже, скорее всего восходят к древнеиранской системе письма, к арамеям, аршакидской пехлеви. В ней, как и в рунической письменности дунайских болгар, находят себе место и греческие буквы. Форма чувашских знаков зависела от используемого материала и техники воспроизведения. Поэтому конфигурация некоторых букв доходит до 5—6. Текст писали справа налево, сверху вниз, во многих случаях, особенно в вышивке, использовали приемы лигатуры и узоров. Гласные в середине или конце слов встречаются лишь в текстах, выполненный в поздний период существования рунического письма.
Слайд 12

Древнечувашский рунический алфавит

Древнечувашский рунический алфавит

Слайд 13

Чувашская женская нагрудная вышивка, называемая кĕскĕ (мир, вселенная)

Чувашская женская нагрудная вышивка, называемая кĕскĕ (мир, вселенная)

Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16

Предки современных чувашей разместились на территории нынешней Чувашии лишь где-то после

Предки современных чувашей разместились на территории нынешней Чувашии лишь где-то после

ХIV в., когда окончательно распалась Волжская Булгария (IХ – ХIII вв.). Тогда, опасаясь утраты своей идентичности от исламизации, чуваши перекочевали севернее Волги и расселились по лесистым местам. В этот период чуваши забыли свою прежнюю письменность, т.к. не было соответствующих условий для ее развития. Однако народ жил, пел песни, слагал стихи, но уже изустно. В этот период у чувашского народа как никогда развивались фольклорные жанры.
Слайд 17

Первые просветители и их деятельность Часть 2.

Первые просветители и их деятельность

Часть 2.

Слайд 18

Первые просветители-иноземцы и их деятельность Страленберг Филипп Йохан (1676 – 1747).

Первые просветители-иноземцы и их деятельность

Страленберг Филипп Йохан (1676 – 1747).
В

труде «Северная и Восточная части Европы и Азии», изданном в Стокгольме в 1730 году, он в качестве примера приводит 28 чувашских слов. Его сведения явились первым упоминанием о чувашском языке.
Паллас Петер Симон  (1741 -1811).
Упоминает о чувашах в труде «Путешествие по различным провинциям Российского Государства» (1773- 1788)
Слайд 19

Другие упоминания о чувашах Миллер Герхард Фридрих (1705-1783) «Описание живущих в

Другие упоминания о чувашах

Миллер Герхард Фридрих (1705-1783) «Описание живущих в Казанской

губернии языческих народов» (1791);
Милькович Капитон С. (годы жизни неизвестны) «Этнографический очерк о чувашах» (1783);
Радищев Александр Н. (1749-1802) «Записки путешествия в Сибирь»(1790).
В основном это были очерки этнографического характера.
Слайд 20

Первая книга, посвященная изучению грамматики чувашского языка В 1769 году в

Первая книга, посвященная изучению грамматики чувашского языка

В 1769 году в Санкт-Петербурге

в типографии Императорской Академии наук была напечатана книга из 68 страниц «Сочинения, принадлежащие грамматике чувашского языка», которая была представлена архиепископом Казанским и Свияжским Вениамином (в миру Василий Пуцек-Григорович). В.Пуцек-Григорович был ревностным сторонником инородческого просвещения, но будучи по национальности украинцем, не владел чувашским, поэтому ученые предполагают, что грамматику писал чуваш Ермей Иванов (Рожанский) (1741 – нач. ХIХ в.)