Пастырское богословие (часть 7)

Содержание

Слайд 2

Подготовка к хиротонии: 1. Церковно-практическая деятельность; 2. Образование светское и духовное; 3. Внутренне делание.

Подготовка к хиротонии: 1. Церковно-практическая деятельность; 2. Образование светское и

духовное; 3. Внутренне делание.
Слайд 3

Хиротесия во чтеца

Хиротесия во чтеца

Слайд 4

1. Церковно-практическая деятельность

1. Церковно-практическая деятельность

Слайд 5

1. Алтарное послушание Обязанности пономаря: знать устройство Алтаря; уметь зажигать лампады

1. Алтарное послушание
Обязанности пономаря:
знать устройство Алтаря;
уметь зажигать лампады

и кадило, готовить облачения, необходимые принадлежности (просфоры, вино, воду, масло, свечи);
знать особенности действий пономаря на простой, полиелейной службе, Всенощной, Литургии, Отпевании, Венчании, молебне;
содержать Алтарь в чистоте.
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

2. Клиросное послушание Умение читать на церковно-славянском языке: выработка хорошей дикции,

2. Клиросное послушание
Умение читать на церковно-славянском языке:
выработка хорошей дикции,

громкого голоса;
смелость перед слушателями;
осмысленное чтение богослужебных текстов;
практическое знакомство с содержанием Псалтири, Часослова, Октоиха, Миней.
Слайд 10

Слайд 11

2. Клиросное послушание Умение петь на клиросе: выработка вокальных качеств; знание

2. Клиросное послушание
Умение петь на клиросе:
выработка вокальных качеств;

знание музыкальной грамоты (ноты, нотные ключи, партитуры);
владение каким-либо музыкальным инструментом (для разучивания хоровых произведений);
практика совместного пения дуэтом, трио, квартетом; умение петь разные голосовые партии.
Слайд 12

Слайд 13

2. Клиросное послушание Умение по Типикону пользоваться богослужебными книгами: знать особенности

2. Клиросное послушание
Умение по Типикону пользоваться богослужебными книгами:
знать особенности

простой, полиелейной службы, Всенощной, Литургии, Отпевания, Венчания;
выбирать из богослужебных книг стихиры, тропари, каноны в соответствии с праздником и готовить их последовательность для певчих (обязанности уставщика);
Слайд 14

Слайд 15

3. Послушание звонаря Знать уставные виды церковных звонов (благовест, перебор, перезвон,

3. Послушание звонаря
Знать уставные виды церковных звонов (благовест, перебор, перезвон,

трезвон);
Владеть навыком звонить в колокола (исходя из имеющегося комплекта колоколов на церковной звоннице).
Слайд 16

Слайд 17

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.)

из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов.
В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

История колокола

Слайд 18

Использование в Церкви В Церкви колокола используются приблизительно с конца V

Использование в Церкви

В Церкви колокола используются приблизительно с конца V века,

первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается св. Павлину, епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.
Слайд 19

Жил св. Павлин Милостивый в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой

Жил св. Павлин Милостивый в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь

домой после обхода своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой город, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание.
Слайд 20

Слайд 21

Материал для колокола Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но

Материал для колокола

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с

течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% меди и 20% олова).
При таком составе звук у колокола получается звонкий и певучий.
Слайд 22

1. Хомут, 2. Корона, 3. Голова, 4. Поясок, 5. Талия, 6.

1. Хомут,
2. Корона,
3. Голова,
4. Поясок,
5. Талия,
6. Звуковое

кольцо,
7. Губа,
8. Устье,
9. Язык,
10. Заплечики
Слайд 23

Колокола на Руси В русских летописях колокола упоминаются за 988 год.

Колокола на Руси

В русских летописях колокола упоминаются за 988 год. В

Киеве - при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Киеве колокола отливались еще в начале XIII века. В Новгороде - при храме св. Софии в XI в.
В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме
Слайд 24

Способы колокольного звона Способов колокольного звона, характерных для нашей страны, два:

Способы
колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей страны, два: очепной

и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным.
Слайд 25

Звонница Колокола на звоннице делятся на 3 группы: благовестники (самые тяжелые),

Звонница

Колокола на звоннице делятся на 3 группы:
благовестники (самые тяжелые),

которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык;
ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой;
зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель правой рукой.
Слайд 26

Виды православного звона Существует 4 вида православного звона: 1. Благовест 2. Перебор 3. Перезвон 4. Трезвон

Виды православного звона

Существует 4 вида православного звона:
1. Благовест
2. Перебор
3. Перезвон
4. Трезвон

Слайд 27

1. Благовест Равномерные удары в самый большой колокол. 2. Перебор Поочередно

1. Благовест
Равномерные удары в самый большой колокол.
2. Перебор
Поочередно ударяют в каждый

колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь­ко серий
Слайд 28

3. Перезвон Несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от

3. Перезвон
Несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого

к малому, затем — «во вся»
4. Трезвон
Самый богатый по ритму и композиции звон, в котором задей-ствованы все три группы колоколов
Слайд 29

Перед богослужением положен благовест, затем трезвон. По окончании службы трезвон. Благовест

Перед богослужением
положен благовест, затем трезвон.
По окончании службы
трезвон.
Благовест призывает христиан к

богослужению,
а трезвон символизирует радость празднуемого события.
Слайд 30

Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук

Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека:

звук малых колоколов означает детство челове­ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни.
Слайд 31

Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных

Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время

крестных страданий.
Удар «во вся» символизирует Его крестную смерть.
Перезвон положен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.
Слайд 32

4. Послушание церковного консультанта Умение консультировать по церковно-богослужебным вопросам: знать богослужебное

4. Послушание церковного консультанта
Умение консультировать по церковно-богослужебным вопросам:
знать богослужебное

расписание своего прихода;
знать расположение особо чтимых святынь в своем храме и уметь рассказать о них;
Слайд 33

4. Послушание церковного консультанта Умение консультировать по церковно-богослужебным вопросам: знать основы

4. Послушание церковного консультанта
Умение консультировать по церковно-богослужебным вопросам:
знать основы

православного вероучения и уметь рассказать о них;
знать историю двунадесятых и крупных церковных праздников;
знать жития чтимых святых.
Слайд 34

Слайд 35

4. Послушание церковного консультанта Умение консультировать по церковно-богослужебным вопросам: знать основные

4. Послушание церковного консультанта
Умение консультировать по церковно-богослужебным вопросам:
знать основные

церковные таинства и уметь рассказать о подготовке к ним;
уметь сориентировать человека на необходимую церковную литературу (знать библиотеки, интернет-сайты).
Слайд 36

Слайд 37

5. Послушание помощника преподавателя в приходской школе Приготовление класса к занятиям:

5. Послушание помощника преподавателя в приходской школе
Приготовление класса к занятиям:

подготовка помещения, расстановка столов, стульев;
подготовка тех. средств (видео- аудиоаппаратуры), музыкальных инструментов.
подготовка учебных пособий (книг, тетрадей, предметов для рукоделья).
Слайд 38

Слайд 39

5. Послушание помощника преподавателя в приходской школе Приготовление чаепития: заготовка продуктов

5. Послушание помощника преподавателя в приходской школе
Приготовление чаепития:
заготовка продуктов

питания;
сервировка столов в трапезной;
наблюдение за порядком во время трапезы;
помощь в уборке посуды после трапезы.
Слайд 40

Слайд 41

6. Послушание помощника настоятеля по хозяйственным вопросам Выполнение текущих поручений: закупка

6. Послушание помощника настоятеля по хозяйственным вопросам
Выполнение текущих поручений:
закупка

продуктов питания для трапезной;
наведение порядка на церковной территории;
умение делать мелкий ремонт (напр., замена электро-лампочек).
Слайд 42

Слайд 43

7. Послушание помощника священника на требах Сопровождение священника в поездках на

7. Послушание помощника священника на требах
Сопровождение священника в поездках на

требы:
приготовить, сложить и упаковать в дорогу все необходимые вещи (богослужебную утварь, бытовые предметы);
по прибытии на место разложить по местам всё необходимое для треб.
Слайд 44

Слайд 45

9. Послушание помощника священника на требах Сопровождение священника в миссионерских выступлениях

9. Послушание помощника священника на требах
Сопровождение священника в миссионерских выступлениях

:
приготовить проездные документы;
приготовить, сложить и упаковать в дорогу все необходимые вещи (аппаратуру, наглядные пособия, литературу).
по прибытии на место разложить по местам всё необходимое для выступления.
Слайд 46

Слайд 47

8. Послушание приходского библиотекаря Формирует библиотечный фонд Ведет документацию по учету

8. Послушание приходского библиотекаря
Формирует библиотечный фонд
Ведет документацию по учету фонда

и обслуживанию читателей
Выдает и принимает книги у читателей
Популяризирует литературу (выставки)
Участвует в в работе библиотечных секций на Рождественских чтениях
Обеспечивает режим хранения книг
Слайд 48

Слайд 49

9. Послушание организатора приходского сайта Умение создавать сайт и работать с

9. Послушание организатора приходского сайта
Умение создавать сайт и работать с

ним.
Знать задачи приходского сайта:
информационная;
катехизаторская;
коммуникационная (общение между прихожанами и духовенством)
отчетность о деятельности прихода
Слайд 50

Слайд 51

9. Послушание организатора приходского сайта Разделы сайта 1. О приходе (фото

9. Послушание организатора приходского сайта
Разделы сайта
1. О приходе (фото храма,

краткая информация).
2. История прихода.
3. Расписание богослужений, занятий.
4. Духовенство (фото и краткая биография).
5. Контактная информация.
6. Святыни храма (фото, описание)
7. Приходские новости.
8. Вопросы священнику.
Слайд 52

Слайд 53

9. Послушание организатора приходского сайта Разделы сайта 9. Приходские объявления. 10.

9. Послушание организатора приходского сайта
Разделы сайта
9. Приходские объявления.
10. Воскресная школа.
11.

Библиотека.
12. Медиатека (аудио- и видеоматериалы)
13. Паломничество.
14. Творчество прихожан.
15. Детская страничка.
Слайд 54

Слайд 55

10. Послушание катехизатора Проводит огласительные беседы перед Крещением, Венчанием. Проводит занятия

10. Послушание катехизатора
Проводит огласительные беседы перед Крещением, Венчанием.
Проводит занятия в

воскресной школе со взрослыми.
Проводит церковное консультирование.
Проводит духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок.
Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

2. Образование духовное и светское.

2. Образование духовное и светское.

Слайд 59

Духовное образование кандидата в священство (Синодальный период) Курс для священнического обучения

Духовное образование кандидата в священство (Синодальный период)
Курс для священнического обучения был

10-летний:
- 4 года духовного училища;
- 6 лет духовной семинарии.
Ревнители высшей подготовки приходили 4-летний курс духовной академии.
Полное образование за 14 лет.
Слайд 60

Католический мир также знает свои «малые семинарии», «большие семинарии», и факультеты,

Католический мир также знает свои «малые семинарии», «большие семинарии», и факультеты,

соответствующие нашим духовным академиям.
Иногда необходимость в особых случаях (после войн, потрясений, или на далеких окраинах) заставляла прибегать к сокращенным пастырским курсам, но это было только исключением из общего правила.
Слайд 61

Духовное образование кандидата в священство в наши дни Начальное церковное образование:

Духовное образование кандидата в священство в наши дни
Начальное церковное образование:
Воскресные школы

на приходах
Молодежные клубы, кружки, секции при храмах
Духовно-образовательные курсы
Школы звонарей
Церковно-клиросное послушание
«Основы православной культуры» (ОПК)
«Основы религ. культур и светской этики» (ОРКСЭ),
Паломничества, крестные ходы, послушание в монастырях
Слайд 62

Духовное образование кандидата в священство в наши дни Среднее духовное образование

Духовное образование кандидата в священство в наши дни
Среднее духовное образование
Православные гимназии
Духовные

училища
Регентские и иконописные школы
Богословские, катехизаторские, педагогические и пастырские курсы при высших учебных заведениях.
Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Духовное образование кандидата в священство в наши дни Высшее духовное образование трёхуровневое: Бакалавриат Магистратура Аспирантура

Духовное образование кандидата в священство в наши дни
Высшее духовное образование
трёхуровневое:
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура

Слайд 66

1. Бакалавриат завершается написанием дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия».

1. Бакалавриат завершается написанием дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия».
«Семинария»

второе равнозначное наименование бакалавриата как духовного учебного заведения в РПЦ.
Все семинарии РПЦ с 2010 года обучают студентов по программе Бакалавриата по госуд. стандарту по специальности «Теология» (031900)
Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

2. Магистратура: 2-годичная программа при Духовных Академиях, при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном

2. Магистратура: 2-годичная программа при Духовных Академиях, при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете

(ПСТГУ), при некоторых семинариях и вузах.
Итогом становится написание Магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия» 
Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

3. Аспирантура: 3-годичная программа при Духовных Академиях. Итогом становится написание Кандидатской

3. Аспирантура: 3-годичная программа при Духовных Академиях.
Итогом становится написание Кандидатской диссертации на соискание

степени «Кандидат богословских наук»
(в европейской классификации — «Доктор теологии I степени»).
Слайд 73

Слайд 74

Слайд 75

Особо отличившиеся Кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре

Особо отличившиеся Кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре при Общецерковной аспирантуре и

докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия, в заграничных учебных заведениях, и защитить Докторскую диссертацию на соискание степени «Доктор богословия» (в европейской классификации — «Доктор теологии II степени» или Doctor of Divinity).
Слайд 76

Послевузовское духовное образование Духовные магистратуры, аспирантуры и докторантуры, предназначенные для написания

Послевузовское духовное образование
Духовные магистратуры, аспирантуры и докторантуры, предназначенные для написания научных работ

выпускниками духовных семинарий считаются послевузовским профессиональным образованием.  
Дополнительное профессиональное образование реализуется в виде регулярных курсов профессиональной переподготовки (курсов повышения квалификации всех священнослужителей и преподавателей духовных школ).
Слайд 77

Слайд 78

Образование светское (нужно ли оно церковно-служителю).

Образование светское
(нужно ли оно церковно-служителю).

Слайд 79

Среди знаменитых учителей и пастырей Церкви имеются образованнейшие люди своего времени.

Среди знаменитых учителей и пастырей Церкви имеются образованнейшие люди своего времени.


Произведения Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Фотия и др. пестрят выдержками из разнообразных писаний, как духовных, так и светских, до языческих включительно.
Среди распространенных заблуждений о христианстве, один из самых опасных - представление его, как религии простаков, невежественных и неспособных к образованию, людей.
Слайд 80

Слайд 81

Во все времена не умолкал предупреждающий голос тех учителей и архипастырей,

Во все времена не умолкал предупреждающий голос тех учителей и архипастырей,

которые сознавали опасность быстрого и неиспытанного рукоположения.
О подготовке писали у нас святитель Тихон Задонский, о. Иоанн Кронштадтский,
Слайд 82

Во Франции духовенство создало культурный класс. За 300 лет существования Французской

Во Франции духовенство создало культурный класс. За 300 лет существования Французской

Академии в числе «бессмертных» было 120 духовных лиц (105 до революции 1789 г. и 15 после).
В числе этих 120 Академия насчитывает 15 кардиналов, 33 епископа,
13 Ораторианцев, 1 доминиканец (Ла-Кордэр), несколько иезуитов и остальные – простые священники.
Слайд 83

Российская Академия Наук существовала 200 лет, но и в неё входили

Российская Академия Наук существовала 200 лет, но и в неё

входили такие лица, как митр. Филарет, митр. Макарий Булгаков и Платон Левшин, несколько священников (о.Кочетов, архим. Поликарп Гойтанников, о. Герасим Павский).
Слайд 84

Филарет (Дроздов) Макарий (Булгаков) Платон (Левшин) Митрополиты

Филарет
(Дроздов)

Макарий
(Булгаков)

Платон
(Левшин)

Митрополиты

Слайд 85

Просвещенные священники не были последними в деле духовного подвига и пастырского

Просвещенные священники не были последними в деле духовного подвига и пастырского

попечения. Достаточно напомнить: тонких мыслителей прот. Феодора А. Голубинского, архим. Феофана Авсенева и архиеп. Никанора Бровковича; знаменитых синологов архимандритов Аввакума Честнаго и Палладия Кафарова; о. Герасима Павского; еп. Порфирия Успенского и архимандрита Антонина Капустина, – крупнейших русских византологов.
Слайд 86

Прот. Феодор Голубинский Архим. Палладий Кафаров Архиеп. Никанор Бровкович

Прот. Феодор
Голубинский

Архим.
Палладий
Кафаров

Архиеп.
Никанор
Бровкович

Слайд 87

Прот. Герасим Павский Архим. Антонин Капустин Архиеп. Порфирий Успенский

Прот. Герасим
Павский

Архим.
Антонин
Капустин

Архиеп.
Порфирий
Успенский

Слайд 88

Протоиерей Иоанн Михеевич Первушин, добрый и заботливый пастырь был известнейшим в

Протоиерей Иоанн Михеевич Первушин, добрый и заботливый пастырь был известнейшим в

ученом мире математиком. Его сложнейшие работы по чистой математике и теории чисел награждались Российской Академией и были отмечены Математическим Конгрессом в Чикаго и Неаполитанским физико-математическим обществом. Теория чисел не мешала ему быть и хорошим священником.
Слайд 89