Содержание
- 3. "Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о
- 5. Выводы: 1. Колокольни не было. 2. Стояния на камне не было. 3. Кормления медведя не было.
- 6. Сергиево-Казанский собор, с крыши которого упал семилетний Прохор, был зданием внушительных размеров, но с течением времени
- 7. 1) Падение с колокольни. Прохор Мошнин, в монашестве ставший Серафимом, родился в семье курских купцов. Его
- 8. В XVIII–XIX веках Саровский монастырь был одним из крупнейших центров русского монашества, на который ориентировались другие
- 9. 2) Стояния на камне В 1841 году Синод обратился к Саровскому игумену Нифонту с вопросом о
- 10. «Вот я, убогий Серафим, прохожу Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея, от начала до конца,
- 11. 5) Мотовилов Николай Александрович Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок помещика Николая
- 12. Собирание биографических материалов Мотовилов начал после того, как Серафим его исцелил. Сам факт исцеления вызывает определенные
- 14. Судя по косвенным данным, особой внимательностью Мотовилов не отличался. Например, в ряде других мемуаров указывается, что
- 15. ДИВЕЕВСКАЯ ОБЩИНА И Н.А. МОТОВИЛОВ Официальная передача земель Дивеевской общине, ранее обещанная на словах Н.А. Мотовиловым,
- 16. Когда святой подвижник Божий Серафим преставился, Мотовилов, искренне его оплакав, стал уговаривать местных дивеевских землевладельцев продать
- 17. 3) О МЕДВЕДЕ Необходимо рассказать об известном событии, произошедшем на Дальней пустыни. Там существовал пчельник, который
- 18. Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый ею грех и в сознании,
- 19. 4) Разбойники Большие сомнения вызывает и рассказ жития о том, как на живущего в лесной избушке
- 20. Сложности с канонизацией Серафима Саровского Симпатии к старообрядчеству (чётки, двуперстие и т.д)
- 21. Борьба преп. Серафима с епархией. История с канавкой. Канавка копалась против игум. Иосафа (Иван Тихомиров) который
- 23. Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием
- 24. - Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один Господь Вседержитель волен.
- 25. КАНОНИЗАЦИЯ Официальная канонизация казалась весьма проблематичной. Это было связано с тем, что в XIX веке Русская
- 26. Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал: Святейший Синод, в полном убеждении в
- 27. В июле 1903 года при огромном стечении народа состоялись «Саровские торжества». Главная служба в связи с
- 28. Стихотворение епископа Арсения (в миру Леонид Иванович Денисов) о преподобном Серафиме Саровском, написанное к торжеству канонизации
- 30. Прижизненный портрет Преп. Серафима Саровского
- 31. 17 ноября 1920 года, в ходе кампании по "вскрытию и ликвидации мощей," по решению IX съезда
- 32. Однако вернуть мощи непосредственно в Саров было невозможно, поскольку на территории монастыря располагался закрытый городок Арзамас-16
- 33. Мощи Серафима Саровского были отправлены в находящийся неподалеку Серафимо-Дивеевский монастырь. Причины были вполне понятны и рациональны,
- 34. Почитание преподобного Серафима Саровского в РКЦ На фотографии: римо-католический храм Царицы Мира, г. Березники. Cлева от
- 35. Греко-католическая икона преподобного Серафима Саровского (Саргатское, Омская область).
- 36. «До того как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному» Преподобный Серафим Саровский.
- 37. 23 сентября 2016 года частицу мощей преп. Серафима Саровского отправили в космос на станцию «Союз» (хотя
- 38. Рака с мощами прп. Серафима Саровского, Дивеево.
- 40. Скачать презентацию
"Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму неведения, что нам
"Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму неведения, что нам
Выводы:
1. Колокольни не было.
2. Стояния на камне не было.
3. Кормления медведя
Выводы:
1. Колокольни не было. 2. Стояния на камне не было. 3. Кормления медведя
Сергиево-Казанский собор, с крыши которого упал семилетний Прохор, был зданием внушительных
Сергиево-Казанский собор, с крыши которого упал семилетний Прохор, был зданием внушительных
1) Падение с колокольни.
Прохор Мошнин, в монашестве ставший Серафимом, родился в
1) Падение с колокольни.
Прохор Мошнин, в монашестве ставший Серафимом, родился в
В многочисленных житиях Серафима содержится рассказ о том, как семилетний Прохор упал со строящейся колокольни, но остался жив. История про колокольню тиражируется везде, включая соответствующую статью Википедии.
Но, скорее всего, в 1761 году, когда произошло это событие, колокольню еще не начали строить. К тому же, в самых первых жизнеописаниях Серафима рассказывается, что пока мать занималась делами, семилетний ребенок упал не с колокольни, а «с высоты здания», то есть с церковной крыши.
Это очень распространенная ситуация: рассказ о ребенке, выжившем после падения с большой высоты, с течением времени обрастает все новыми и новыми подробностями, а высота, с которой он падал, постоянно увеличивается.
В России сословное деление было очень жестким. Государственная казна не была заинтересована в том, чтобы купец-налогоплательщик уходил в монастырь и таким образом переставал платить налоги. Среди документов, собранных Прохором, была справка от врача которая давала причину слабого здоровья, как ключевую в переходе их купеческого сословия в духовное. Та же причина была и для того чтобы можно было оставить Серафима в монастыре т.к штат уже был переполнен.
В XVIII–XIX веках Саровский монастырь был одним из крупнейших центров русского
В XVIII–XIX веках Саровский монастырь был одним из крупнейших центров русского
2) Стояния на камне
В 1841 году Синод обратился к Саровскому игумену
2) Стояния на камне
В 1841 году Синод обратился к Саровскому игумену
Ответ игумена Нифонта поражает своей точностью:
«По прочтению мною Жизнеописания покойного иеромонаха Серафима, составленного неизвестным мне лицом, объяснить имею честь, что те обстоятельства из жизни сего, кои могли быть видимы, я не отвергаю, а о невидимых бывших ему духовных видениях и о том, как он в пустыне якобы тысячу дней и ночей на камнях молился, неизвестен».
«Вот я, убогий Серафим, прохожу Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея,
«Вот я, убогий Серафим, прохожу Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея,
5) Мотовилов Николай Александрович
Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты
5) Мотовилов Николай Александрович
Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты
Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.
Мотовилов в книге Степашкина разобран по косточкам и предстаёт психически нездоровым человек, всё, что с ним связано, не заслуживает доверия.
Свят. Феофан Затворник подправил эту беседу и много добавил от себя «О смысле духовной жизни».
Сергей Нилус опубликовал её в 1932г., где вступление и окончание написал он. Нилус взял у вдовы Мотовилова записи бесед.
Чечагов Серафим (+1937г., свящмуч) следующий обработчик бесед.
Собирание биографических материалов Мотовилов начал после того, как Серафим его исцелил.
Собирание биографических материалов Мотовилов начал после того, как Серафим его исцелил.
Сам факт исцеления вызывает определенные вопросы. В своих записках Мотовилов утверждает, что в монастыре об этом было известно, однако монастырские архивы ничего не сообщают об исцелении дворянина, выпускника Московского университета, что очень странно. Но поверим ему в данном случае, ибо в это утверждение Мотовилова верится легче, чем во многие другие.
Дело в том, что в записках Мотовилова содержится ряд пророчеств Серафима Саровского, и тут неясно, в какой степени это слова Серафима, а в какой — мысли самого Мотовилова. Так, например, в опубликованной уже в постсоветское время записке «Антихрист и Россия» в уста Серафима вложены пророчества о войнах, революции и приходе антихриста.
Обсуждать степень достоверности пророчеств — занятие малоэффективное. Мотовилов — не историк, пытающийся беспристрастно фиксировать все связанное с Серафимом, а увлеченный писатель, размышляющий о судьбах мира и уверенный в том, что в будущей истории человечества Серафим Саровский сыграет совершенно исключительную роль. В результате отделить мотовиловский текст от подлинных слов Серафима совершенно невозможно.
Судя по косвенным данным, особой внимательностью Мотовилов не отличался. Например, в
Судя по косвенным данным, особой внимательностью Мотовилов не отличался. Например, в
Николай Мотовилов имел огромные литературные планы. Он собирался написать фундаментальный труд о том, как устроено мироздание и божественный промысел. В 1854 году он пытался добиться аудиенции у Николая I, чтобы рассказать ему, что в скором времени Серафим Саровский воскреснет. Император отказался принять Мотовилова, но попросил изложить все письменно.
Кажется, при жизни Мотовилову не удалось закончить ни одного из своих эпохальных сочинений, и лишь спустя годы после смерти его архив оказался у писателя Сергея Нилуса, который начал публиковать и использовать записки Мотовилова в своих сочинениях.
Новые материалы Мотовилова обнаруживались и в XXI веке. А поскольку эффектные пророчества и конспирологические построения, на которые этот неуравновешенный человек был падок, всегда остаются востребованными, тексты, которые он то ли записал, то ли придумал, породили целую волну странной мистической литературы, повествующей о последних временах, антихристе и особой роли России, стоящей на пути «царства беззакония».
ДИВЕЕВСКАЯ ОБЩИНА И Н.А. МОТОВИЛОВ
Официальная передача земель Дивеевской общине, ранее обещанная
ДИВЕЕВСКАЯ ОБЩИНА И Н.А. МОТОВИЛОВ
Официальная передача земель Дивеевской общине, ранее обещанная
«Однако подлинные документы, обнаруженные в архивах, опровергают такой взгляд на вещи. Официальные земельные документы, отчеты настоятельниц, рапорты нижегородских архиереев в Священный Синод, решения судебных органов, переписка чиновников – раскрывают нам поступки и внутренний облик этих людей с иной стороны».
Архивы свидетельствуют, что молодой барин после исцеления не оставался со старцем, но успел съездить в свои имения в Лукояновском и Симбирском, съездить в 1832 г. в Казань, чтоб, вопреки «запрету» прп. Серафима, посвататься к Екатерине Языковой. Вотношениях Мотовилова с прп. Серафимом невозможно усмотреть «учитель – ученик», а тем более говорить о послушании, определяющем эти отношения.
Мотовилов скорее был преданный почитатель преподобного. И опираясь на это благоговение, которое Мотовилов испытывал к прп. Серафиму и на его искреннее желание как-то отблагодарить за исцеление, святой старец поручил ему вполне посильное дело – материально помогать Дивеевской общине, на что тот с радостью и согласился.
Когда святой подвижник Божий Серафим преставился, Мотовилов, искренне его оплакав, стал
Когда святой подвижник Божий Серафим преставился, Мотовилов, искренне его оплакав, стал
Но передать землю общине, купленную 1834, 1835 и послед. гг., Мотовилов не спешил и фактически сестры получили землю в конце 1853 года, т.е. через 20 лет.
Как свидетельствуют архивы, Мотовилов, владея землей долгие годы, успешно добывал из ее недр руду, которую выгодно продавал, а на доходы собирался то построить для общины собор, то открыть банк, то завести огромный конезавод. Употребляя различные хитрости или ссылаясь на какие-то «заветы» батюшки Серафима и запутывая настоятельницу и официальные органы, Мотовилов, фактически оставлял все доходы себе.
3) О МЕДВЕДЕ
Необходимо рассказать об известном событии, произошедшем на Дальней пустыни.
3) О МЕДВЕДЕ
Необходимо рассказать об известном событии, произошедшем на Дальней пустыни.
Известно несколько воспоминаний о кормлении отцом Серафимом медведя.
Самое интересное принадлежит иеромонаху Иоасафу. В его «Сказании» присутствует «Рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой», повествующий о кормлении старцем медведя.
Насколько же это описание соответствует действительности?
Во-первых, Матрона была слишком юной, когда отец Серафим жил на Дальней пустынке.
Во-вторых, в Отделе рукописей РГБ, в фонде митрополита Филарета, обнаружено дело под названием «Выписка из книги о жизни и подвигах Серафима Саровскаго 1849 г. (рассказ монахини, как она выдумала чудо Серафима Саровского)»: «В книге Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима (по изданию 1849 года на странице 142 и по изданию 1856-го на странице 118) помещен рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой о том, якобы она, бывши у отца Серафима, видела, как он кормил медведя и как по благословению старца и она кормила того медведя, но сей рассказ вымышлен иеромонахом Иоасафом, как объявила сама Плещеева перед смертью.
Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый
Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый
Сделав это признание, Матрона вскоре скончалась».
Приведенный документ не является официальной бумагой с подписями и печатями, но тем не менее в событиях, именах и фамилиях противоречий нет.
Вот что говорит игумен Саровской пустыни Исайя (Путилов) в письме от 7 декабря 1849 года иеромонаху Авелю (Ванюкову): «О медведе: У Старца Серафима в Пустыне был подле кельи пчельник, и несколько пеньков пчел. Обыкновенно осенью медведи ходят у нас по лесу, вот пришол было к пчельнику, у Старца хотел верно пообедать и начал ломать забор. — Старец ощутил гостя, постучал по забору, кинув укруг хлеба и медведь ушел». Иоасаф (Толстошеев) в своей книге, конечно, очень красочно описал случай с медведем, но это вымысел автора, основанный на истинном событии.
4) Разбойники
Большие сомнения вызывает и рассказ жития о том, как на
4) Разбойники
Большие сомнения вызывает и рассказ жития о том, как на
Житие указывает точную дату этого события — 12 сентября 1802 года.
Между тем в монастырских бумагах за это время нет никаких упоминаний о нападении разбойников и телесных повреждениях, нанесенных Серафиму.
Это очень странно, поскольку, согласно общеизвестной версии, он пришел в монастырь и рассказал о случившемся настоятелю и духовнику. Обычно монастырские документы фиксируют подобные чрезвычайные происшествия, а тут — полное молчание.
Сложности с канонизацией Серафима Саровского
Симпатии к старообрядчеству (чётки, двуперстие и т.д)
Сложности с канонизацией Серафима Саровского
Симпатии к старообрядчеству (чётки, двуперстие и т.д)
Борьба преп. Серафима с епархией.
История с канавкой. Канавка копалась против игум.
Борьба преп. Серафима с епархией.
История с канавкой. Канавка копалась против игум.
Чичагов на эти места вписывал легенды.
Епархия хотела забрать эту общину. Дивеево это была обитель для сирот, которую отобрал Иосаф, а мельничная обитель для 8 сестер. Серафим чтобы не забрали и Мельничную обитель приказал вырыть ров 2м15см и посадить там колючий крыжовник. Тут и появилась история с антихристом, где антихрист – это игум. Иосаф. Борьба за финансовую свободу это порой и борьба и за церковную свободу. Деньги нужны были епископу, которому служил игум. Иосаф.
Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он
Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он
- Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один
- Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один
КАНОНИЗАЦИЯ
Официальная канонизация казалась весьма проблематичной. Это было связано с тем,
КАНОНИЗАЦИЯ
Официальная канонизация казалась весьма проблематичной. Это было связано с тем,
Серафим был народным святым, а относиться с уважением к вере, суевериям и заблуждениям простого народа в России было не принято. Народ следовало перевоспитывать, просвещать, окультуривать, катехизировать.
Прославление Серафима Саровского могло бы отложиться очень надолго, если бы в числе его почитателей не оказался Леонид Михайлович Чичагов, в прошлом артиллерийский офицер, участник боевых действий и даже кавалер французского ордена Почетного Легиона. Под влиянием Иоанна Кронштадтского блестящий офицер принял священный сан и начал собирать материалы о Серафиме Саровском. В 1893 году увидела свет его «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», представляющая собой качественную компиляцию всех доступных на тот момент материалов, связанных с Серафимом. Эту книгу прочитал Николай II, который фактически продавил в Синоде идею канонизации.
Саровские торжества 1903 года, в которых участвовала и царская семья, и тысячи паломников, казалось, демонстрировали единство монархии и простого народа. Количеством людей, пришедших на торжества, были потрясены все.
Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал:
Святейший Синод,
Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал:
Святейший Синод,
1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и
3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода.
В июле 1903 года при огромном стечении народа состоялись «Саровские торжества».
В июле 1903 года при огромном стечении народа состоялись «Саровские торжества».
Стихотворение епископа Арсения (в миру Леонид Иванович Денисов) о преподобном Серафиме Саровском, написанное
Стихотворение епископа Арсения (в миру Леонид Иванович Денисов) о преподобном Серафиме Саровском, написанное
Прижизненный портрет
Преп. Серафима Саровского
Прижизненный портрет
Преп. Серафима Саровского
17 ноября 1920 года, в ходе кампании по "вскрытию и ликвидации мощей," по
17 ноября 1920 года, в ходе кампании по "вскрытию и ликвидации мощей," по
Однако вернуть мощи непосредственно в Саров было невозможно, поскольку на территории
Однако вернуть мощи непосредственно в Саров было невозможно, поскольку на территории
Мощи Серафима Саровского были отправлены в находящийся неподалеку Серафимо-Дивеевский монастырь.
Причины
Мощи Серафима Саровского были отправлены в находящийся неподалеку Серафимо-Дивеевский монастырь.
Причины
Почитание преподобного Серафима Саровского в РКЦ
На фотографии: римо-католический храм Царицы Мира, г.
Почитание преподобного Серафима Саровского в РКЦ
На фотографии: римо-католический храм Царицы Мира, г.
Греко-католическая икона преподобного Серафима Саровского (Саргатское, Омская область).
Греко-католическая икона преподобного Серафима Саровского (Саргатское, Омская область).
«До того как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен
«До того как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен
23 сентября 2016 года частицу мощей преп. Серафима Саровского отправили в
23 сентября 2016 года частицу мощей преп. Серафима Саровского отправили в
Рака с мощами прп. Серафима Саровского, Дивеево.
Рака с мощами прп. Серафима Саровского, Дивеево.