Публичные выступления

Содержание

Слайд 2

Преподаватели Анна Владимировна Ланских кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела

Преподаватели

Анна Владимировна Ланских
кандидат филологических наук,
доцент кафедры издательского дела УрФУ и кафедры

филологии СУНЦ УрФУ,
специалист отдела продвижения Уральского гуманитарного института УрФУ,
руководитель майнора «Ораторское мастерство»
Слайд 3

Константин Александрович Гейн Правильность как фундаментальное качество хорошей речи. Понятие языковой

Константин Александрович Гейн

Правильность как фундаментальное качество хорошей речи. Понятие языковой нормы.

Типология речевых ошибок, умение их обнаруживать в своей и чужой речи. Профилактика речевых ошибок и недочетов в своей речи. Инструменты выразительности
Слайд 4

Юлия Владимировна Сахновская Текст и его структурирование. Логограф. Аргументация. Ясность речи. Работа с вопросами.

Юлия Владимировна Сахновская

Текст и его структурирование.
Логограф.
Аргументация.
Ясность речи.
Работа с

вопросами.
Слайд 5

Нужно ли ограничивать свободу слова в Интернете?

Нужно ли ограничивать свободу слова в Интернете?

Слайд 6

20 мая – дебаты Интеллектуальная ролевая игра и образовательная технология Учит

20 мая – дебаты

Интеллектуальная ролевая игра и образовательная технология
Учит культуре диалога

и всестороннему обсуждению проблемы
На дебатах нужно:
четко, грамотно, сжато и эффектно формулировать свои мысли;
логично, структурированно и последовательно аргументировать свою позицию; говорить, чувствуя время;
использовать свой голос, интонацию и жесты для убеждения.
Существует несколько форматов игры, но в целом правила игры позволяют гибко адаптировать ее под образовательные условия.
Слайд 7

20 мая – дебаты 2 команды: за и против. По 6

20 мая – дебаты

2 команды: за и против. По 6 студентов

в команде.
3 раунда
1 раунд – монолог не более 5 мин. Общая позиция команды. Основная аргументация.
Обмен вопросами – 5 мин.
Тайм-аут – 5 мин.
2 раунд – речь-опровержение позиции противника
не более 5 мин.
Обмен вопросами – 5 мин.
Тайм-аут – 5 мин.
3 раунд – монологи по 5 мин. (по итогам дискуссии)
Вопросы от зрителей – 10 минут.
Работа жюри – 10 минут. Подведение итогов – 10 минут.
Выступления зрителей – 20 минут.
Слайд 8

20 мая – дебаты Жюри (8 студентов) оценивает Соблюдение временного регламента

20 мая – дебаты

Жюри (8 студентов) оценивает
Соблюдение временного регламента и этику


/2 студента/
Соблюдение языковых норм и выразительность
/3 студента/
Композицию выступлений и логику речи
/3 студента/
Слайд 9

20 мая – дебаты Жюри (8 студентов) оценивает Соблюдение временного регламента

20 мая – дебаты

Жюри (8 студентов) оценивает
Соблюдение временного регламента и этику


/2 студента/
* правдивость информации, этика ведения спора (уважение к другим участникам игры – оппонентам, жюри, ведущим), отсутствие в речи нелитературных элементов, отсутствие оскорбляющей информации, соблюдение законов РФ (отсутствие призывов к насилию и проч.)
Соблюдение языковых норм и выразительность
/3 студента/
* нормы ударения, произношения, речевые и грамматические нормы; выразительность на вербальном (тропы, фигуры речи, элементы описания и повествования) и невербальном (жестикуляция, голос, мимика, работа с пространством) уровнях
Композицию выступлений и логику речи
/3 студента/
* Наличие вступления, заключения, структурной логики; аргументы подтверждены иллюстрациями, соотносятся с тезисом, тема рассуждения не меняется.
Слайд 10

20 мая – дебаты ИТОГИ ИГРЫ Выбор жюри (подсчет баллов по

20 мая – дебаты

ИТОГИ ИГРЫ
Выбор жюри (подсчет баллов по критериям)

Зрительское голосование
Мнение модераторов-преподавателей
Зрители выступают с развернутыми комментариями
Слайд 11

20 мая – дебаты До 17 мая включительно: а) записаться в

20 мая – дебаты

До 17 мая включительно:
а) записаться в одну из

2 команд (по 6 человек в каждой),
либо в жюри (2 человека – регламент и этика, 3 человека – композиция, аргументация и логика, 3 человека – нормы речи и выразительность),
либо заявить о желании быть зрителем.
Внимание: зритель обязательно должен выступить в финале игры с мини-выступлением по теме дебатов.
Таким образом, в игре будет задействовано максимальное количество студентов.
б) Необходимо определиться с темой для обсуждения.
Слайд 12

РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН путь от идеи к выступлению ИНВЕНЦИЯ: КОМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО

РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН путь от идеи к выступлению

ИНВЕНЦИЯ: КОМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО Я ПИШУ/

ГОВОРЮ? (ПРОРАБОТКА КОНТЕНТА)
ДИСПОЗИЦИЯ: В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Я ПИШУ /ГОВОРЮ? (РАБОТА С КОМПОЗИЦИЕЙ: ВСТУПЛЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА)
ЭЛОКУЦИЯ: КАК Я ПИШУ / ГОВОРЮ? (РЕДАКТИРОВАНИЕ В АСПЕКТАХ ПРАВИЛЬНОСТИ И ЯСНОСТИ, РАБОТА С ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ И ПОВЕСТОВАТЕЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ, ТРОПОВ И ФИГУР РЕЧИ)
МЕМОРИО: КАК Я ГОТОВЛЮСЬ К ВЫСТУПЛЕНИЮ (РАБОТА С ВОЛНЕНИЕМ, ПОДГОТОВКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ)
АКЦИО: «СЦЕНОГРАФИЯ» ВЫСТУПЛЕНИЯ, НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Слайд 13

ИНВЕНЦИЯ: КОМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО Я ГОВОРЮ? (ПРОРАБОТКА КОНТЕНТА) Анализ аудитории, контекст

ИНВЕНЦИЯ: КОМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО Я ГОВОРЮ? (ПРОРАБОТКА КОНТЕНТА)
Анализ аудитории, контекст выступления.
Цели:

информировать, убедить, развлечь.
ТЕМА – о чем речь?
ТЕЗИС – что именно утверждается о теме? Главная идея выступления.
Аргументация: рациональная, эмоциональная. Контраргументация.
Слайд 14

Тема – ? Тезис - ? Аргументы рациональные и эмоциональные Контраргументация

Тема – ? Тезис - ? Аргументы рациональные и эмоциональные Контраргументация

Слайд 15

ДИСПОЗИЦИЯ: В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Я ПИШУ /ГОВОРЮ? (РАБОТА С КОМПОЗИЦИЕЙ: ВСТУПЛЕНИЕ,

ДИСПОЗИЦИЯ: В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Я ПИШУ /ГОВОРЮ? (РАБОТА С КОМПОЗИЦИЕЙ: ВСТУПЛЕНИЕ,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА)

Вступление + заключение = не более 20% выступления
Вступление помогает наладить контакт с аудиторией и вызвать интерес к теме
Варианты вступления: обращение к месту, времени, событию; демонстрация предмета; личный опыт, история из жизни и т.д.
Заключение должно быть – расставить акценты; резюмировать; проговорить ожидания от слушателей и т.д. Можно заканчивать цитатой, обобщающим выводом и т.д.

Слайд 16

ЭЛОКУЦИЯ: КАК Я ПИШУ / ГОВОРЮ? (РЕДАКТИРОВАНИЕ В АСПЕКТАХ ПРАВИЛЬНОСТИ И

ЭЛОКУЦИЯ: КАК Я ПИШУ / ГОВОРЮ? (РЕДАКТИРОВАНИЕ В АСПЕКТАХ ПРАВИЛЬНОСТИ И

ЯСНОСТИ, РАБОТА С ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ И ПОВЕСТОВАТЕЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ, ТРОПОВ И ФИГУР РЕЧИ)

Описание
может базироваться на всех каналах восприятия (зрение, слух, обоняние, ощущения…)
Повествование (сторителлинг) – история
Тропы и фигуры речи

Слайд 17

РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН путь от идеи к выступлению МЕМОРИО: КАК Я ГОТОВЛЮСЬ

РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН путь от идеи к выступлению

МЕМОРИО: КАК Я ГОТОВЛЮСЬ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

(РАБОТА С ВОЛНЕНИЕМ, ПОДГОТОВКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ). Письменная и устная речь отличаются! Необходима адаптировать тексты для выступлений!
АКЦИО: «СЦЕНОГРАФИЯ» ВЫСТУПЛЕНИЯ. Работа с визуальным контактом, жестами, голосом, перемещениями по сцене.
Все это – инструменты воздействия!