Религиозный синкретизм

Содержание

Слайд 2

Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных

Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в

процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии
Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх[4] для характеристики поведения критян, примиряющих разногласия в период усиления внешней опасности. В эпоху Возрождения в положительном значении слияния различных идей (классического наследия с христианской теологией) термин воспринял Эразм Роттердамский. В XVII веке синкретизмом называли идеи Георга Каликста по объединению христианских церквей, между его сторонниками и оппонентами возник синкретический спор[en]. В дальнейшем в истории слово использовалось в различных контекстах
Слайд 3

Понятие религиозного синкретизма[ Религиозный синкретизм — соединение разнородных учений религиозного, антропологического

Понятие религиозного синкретизма[
Религиозный синкретизм — соединение разнородных учений религиозного, антропологического или космологического

характера[6]. Понятие религиозного синкретизма аналогично понятию эклектизма в философии[6][7].
В религиоведении понятие религиозного синкретизма и границы его применения являются дискуссионным предметом[5]: существует точка зрения, что в какой-то степени все религии являются синкретическими, поскольку в процессе возникновения и развития испытали влияние других религий[8][9]. В качестве решения проводится дифференциация внутри понятия по различным признакам, учитывается уровень синкретизма[10][11]. Встречаются разные мнения по вопросу синонимичности терминов «религиозный синкретизм» и «двоеверие» (совмещение основной веры и элементов других верований)[12].
В настоящее время понятие может получать негативные или позитивные коннотации в зависимости от научной и религиозной традиции[9][5]. По мнению православных богословов, религиозный синкретизм как внешнее, неорганическое и искусственное соединение не имеет ясного очертания духовных основ, либо не увязывается с содержанием привлекаемых фрагментов[13][2]. В публицистике термин «религиозный синкретизм» иногда употребляется в смысле религиозной всеядности[6].
Религиозный синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма, подразумевающего мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния между несколькими конфессиями или религиями без их слияния.
Слайд 4

История Религиозный синкретизм — общекультурное явление, известное на протяжении всей истории

История
Религиозный синкретизм — общекультурное явление, известное на протяжении всей истории религии: от

первобытной эпохи[14] до современных новых религиозных движений, проявляется в сочетании разнородных вероучительных и культовых положений разных религиозных традиций, обусловливая основы вероучения[2][8].
Исторически религиозный синкретизм имел широкое распространение в эллинистических религиях[en][2] и в государстве инков, когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики. В раннем Средневековье широкое распространение получило манихейство, впоследствии оказавшее влияние на средневековые синкретические ереси
Слайд 5

В новое и новейшее время появилось множество синкретических религий. Из недавно

В новое и новейшее время появилось множество синкретических религий. Из недавно

возникших и получивших распространение религиозных течений, для которых характерен религиозный синкретизм:
Аум синрикё[16]
Вера Бахаи[4]
Вуду
Дин-и иллахи
Игуаньдао
Као Дай[4]
Кёдан абсолютной свободы
Мессианский иудаизм
Нуль-буддизм
Нью-Эйдж
Саентология[17]
Сантерия
Сэкай Кюсэй-кё
Сюгэндо
Телема
Толстовство
Умбанда
Фалуньгун[18]
Церковь объединения[18]
Церковь последнего завета[18]
Цзайлицзяо[18]
Слайд 6

Сантери́я (исп. santería), также Ла-Ре́гла-де-О́ча-Ифа́ (исп. La Regla de Ocha-Ifá) —

Сантери́я (исп. santería), также Ла-Ре́гла-де-О́ча-Ифа́ (исп. La Regla de Ocha-Ifá) — синкретическая религия[1], распространённая на Кубе, а

также в среде афрокубинских эмигрантов в США и других странах. Представляет собой верования народа йоруба, смешанные с элементами католицизма, имеет множество сходных элементов с вуду и другими африканскими синкретическими религиями. Численность последователей сантерии с трудом поддаётся оценке, так как большинство их либо посещает католические храмы и регистрируется как католики, либо скрывает свою принадлежность к этой религии.
Название «сантерия», образованное от слова santo (святой), было дано испанцами; оно служило для презрительного обозначения распространённого среди африканцев истового почитания святых. (Сами последователи сантерии считают это название унизительным и сами именуют свою традицию лукуми́; также есть много различных локальных наименований, в зависимости от варианта традиции, особо почитаемого Ориша и др.)
Слайд 7

Генезис сантерии связан с массовым вывозом рабов из Западной Африки для

Генезис сантерии связан с массовым вывозом рабов из Западной Африки для работы на

кубинских плантациях в XVI—XIX веках. Африканцы, обращаемые на Кубе в католицизм, продолжали тайно культивировать свои религиозные традиции, маскируя их под христианские обряды. Они могли посещать мессы и в тот же день проводить африканские ритуалы с использованием католической атрибутики, а ориша (духи из пантеона йоруба) отождествлялись с христианскими святыми.
Ввиду этнического однообразия завозимых рабов, среди которых преобладал народ йоруба (в 1850-1870 годах 35% ввезенных рабов принадлежало народности йоруба[2]), сложилась стройная система верований, основанная на африканских культах народа йоруба.
На Кубе сложились две ветви сантерии:
Regla de Ocha (от Regla de Oricha), основанная на традиционной религии народа йоруба;
Regla Conga, в основу которой легла религия народа конго.
В узком смысле самого слова сантерия обычно понимается Regla de Ocha.
Постепенно развиваясь и видоизменяясь, основные черты сантерии сложились к XIX веку. Основополагающие труды по афрокубинской мифологии (публикации, исследования, переложения) принадлежат выдающемуся этнографу Лидии Кабрера.
Слайд 8

Особенности В экстремальных условиях рабства и насильного крещения на Кубе из

Особенности
В экстремальных условиях рабства и насильного крещения на Кубе из традиционной

религии народа йоруба выделились три главных направления: непосредственное почитание ориши, оракул ифа и культ предков (egungun)[2], которые легли в основу сантерии.
Некоторые исследователи (Joseph M. Murphy) ставят под вопрос существование культа предков в кубинской сантерии в том же виде, в каком он представлен в Африке. На Кубе почитание предков приняло форму семейного и закрытого культа, что объясняется внешними условиями проживания рабов в католической колонии. Немалую роль в изменении культа предков сыграло физическое отдаление от могил и святилищ, оставшихся в Африке, что тем самым поставило вывезенных рабов вне линии продолжения рода[2]. Таким образом в кубинской сантерии физические предки были заменены ритуальными, роль которых взяли на себя Padrino или Madrina, духовные лидеры общины.
На развитие сантерии также повлиял спиритизм, популярный среди белого населения Нового света и в Европе, в частности спиритуализм Аллана Кардека[3].
Важнейшими элементами сантерии являются[4]:
Прорицания (Оби и Ифа оракулы)
Обряды инициации
Медиумизм (например во время вселения ориши)
Жертвоприношения
Слайд 9

Обряды Церемония в доме сантеро. Гавана, Куба, 2011. Главная культовая церемония

Обряды
Церемония в доме сантеро. Гавана, Куба, 2011.
Главная культовая церемония Сантерии —

«кормление» священных камней. Она проходит три раза в год и длится три дня. Во время церемонии камни окропляют кровью жертвенных животных и омывают ритуальным настоем, при этом каждому камню обычно соответствует свой настой и свой вид животного.
По воскресеньям или праздничным дням последователи Сантерии собираются в специальных помещениях, обычно находящихся в домах сантеро — представителей жреческого сословия. В таком помещении обязательно находятся ритуальные барабаны и алтарь, на котором вперемешку расположены католические символы и атрибуты ориша. Во время собраний проводятся ритуальные пляски, призванные вызвать схождение ориша на кого-нибудь из группы танцующих. Люди при этом впадают в транс, бьются в судорогах, иногда бывают случаи глоссолалии.
В Сантерии проводятся также специальные колдовские ритуалы.
Слайд 10

Церемония в доме сантеро. Гавана, Куба, 2011

Церемония в доме сантеро. Гавана, Куба, 2011