Русская российская культура

Содержание

Слайд 2

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

Слайд 3

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

Слайд 4

ВЕРА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Православие и христианство. «Человек в русском понимание

ВЕРА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Православие и христианство.
«Человек в русском понимание не

слуга, а добровольный помощник и сотрудник Бога»
Слайд 5

РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА Нравственный интерес человека, духовное начало являются приоритетом в

РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Нравственный интерес человека, духовное начало являются приоритетом в экономике,

её первенствующей основой. Истинное благополучие заключается не в материальных благах, а в спокойствии души и совести.
И.Т. Посошков наказывал сыну: необходимо более заботиться не о вещественном, то есть материальном, богатстве, а о невещественном, то есть об «истинной правде»
Личное обогащение второстепенно. Достаток, благополучие не отрицается
«Богатому сладко естся, да плохо спится. Без денег сон крепче», «Богатство спеси сродни», «Богатый совести не купит, а свою погубляет»
«Бедность не порок, а вдвое хуже», «Бедность не грех, а до греха доводит».
Слайд 6

РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА Нравственные мотивы активной экономической деятельности: «стремление обеспечить достойное

РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Нравственные мотивы активной экономической деятельности: «стремление обеспечить достойное существование

самому себе и … производство материальных ценностей, с помощью которых решались бы социальные проблемы всего общества».
Труд, направленный на приобретательство осуждается как и безделье
Положительные ценности – деловая активность, бережливость, размеренность.
«Без нужды живет, кто деньги бережет», «Без хозяина - деньги черепки», «Деньги счет любят. Хлебу мера, а деньгам – счет», «Богаты не будем, а сыты будем».
Слайд 7

РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА Уважение к труду. «Бог-то Бог, да и сам

РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Уважение к труду.
«Бог-то Бог, да и сам не будь

плох», «На Бога надейся, а сам не плошай».
Не все способы заработка допустимы.
«к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужаго чрез некоторое преобладание, хотя бы то было под видом договора» (Г. Нисский).
Нет сакрализации собственности. Титул собственника, в соответствии с ментальными установками русского человека, ни дает преимущества во владении собственности, тогда как рачительное обхождение и преумножение собственности такие преимущества создают
Слайд 8

РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА Соборность сознания. Артели Честность И.Т. Посошков: «вступивши в

РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Соборность сознания. Артели
Честность
И.Т. Посошков: «вступивши в купечество,

… в слове своём будь твёрд, как недвижный камень».
Государство должно быть активным участников экономических процессов
Важно всё необходимо производить у себя
И.Т. Посошков, Д.И. Менделеев, В.А. Кокорев
Слайд 9

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Слайд 10

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА Государство – не наносной

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Государство – не наносной управленческий

институт, осознанно и бессознательно воспринимаемое объективное условие сохранения русской нации.
Державность -осознание каждым ответственности за всех, ответственность отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства.
Государство должно обеспечить благополучие (не только материальное), если нет, то отношение меняется, бунты
Высшая власть получает положительную оценку
«Государь-батюшка, надежа-православный царь», «Без бога свет не стоит, без царя земля не нравится», «Нельзя быть земле русской без государя». Решения царя сомнению не подвергались: «Бог на небе, царь на земле», «Воля царя — закон. На все святая воля царская», «Где царь, тут и правда», «Не судима воля царская»
Тихомиров Л.А. «в политике царь для народа неотделим от Бога».
Слайд 11

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА Сравнение Западной и Русской

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Сравнение Западной и Русской

традиции отношения к государству и власти:
«… вам дорога ваша воля, нам – неволя. У вас не воля, а своеволие. Сильный грабит слабого, может отнять у него имение и саму жизнь… У нас … по первой жалобе царь творит суд и расправу».
Царская власть сопряжена с ответственностью, которую носитель её принимает независимо от своего желания или воли.
«Царь от Бога пристав», «Всякая власть Богу ответ даст».
Нравственное отличие: «Русские государи обладали редкой чертой, напрочь отсутствующей у властителей Европы — смирением»
Слайд 12

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА Оптимальным отношением государства к

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Оптимальным отношением государства к личности

будет такое, когда самым важным является человек, личность, а не буква закона.
Различие государства и чиновников, «тугодумной» бюрократии.
«Не бойся царского гонения, бойся царского гонителя», «Не ведает царь, что делает псарь», «Не от царей угнетение, а от любимцев царских», «Не царь гнетет народ, а временщик», «Царь гладит, а бояре скребут».
Слайд 13

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА САМОДЕРЖАВИЕ - НЕ «самовластие»,

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

САМОДЕРЖАВИЕ - НЕ «самовластие», «абсолютная

власть», «все дозволенность».
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ.
Феофан Прокопович: «Русский народ таков есть от природы своей, только самодержавным владычеством храним быть может, а если каковое иное владением… воспримет, содержаться ему в целости и благости не возможно» .
М.О. Меньшиков: «Быть или не быть сильной власти — это то же самое, что быть или не быть России».
Слайд 14

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА СОБОРНОСТЬ: главное самостоятельность, интересы

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

СОБОРНОСТЬ: главное самостоятельность, интересы общего,

без ущемления личности, важно нравственные принципы и предпосылки решения, а не формальные механизмы.
Исходит из МЫ

СОБОРНОСТЬ НЕ КОЛЛЕКТИВИЗМ

Слайд 15

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА Народовластие, участие в управлении:

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Народовластие, участие в управлении: вечевые

республики (Новгород), соборы, общины, земства.
К демократии западного типа отношение было настороженным
М.О. Меньшиков: «Не варвары разрушили древнюю цивилизацию, а ее разрушила демократия в разных степенях ее засилья».
Л.П. Карсавин: Такое государство «осуждено вечно колебаться между диктатурой и бессилием, оно не имеет будущее».
Слайд 16

ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ «Личность в Русской общине не подавлена, она

ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

«Личность в Русской общине не подавлена, она

только лишена своего буйства, эгоизма, исключительности. Личность поглощена в общине только эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре» (К.Т. Аксаков);
Личность свободна, произвол не допустим. Приоритет внутренней, духовной свободе, свободе от греха.
История и условия жизни подготовили русского человека к общинности. «У русского народа есть единомыслие, ... есть способность согласовать свои действия» (П.А. Кропоткин).
Всечеловек. Принявший православие понимается как русский
Слайд 17

ПРАВОСОЗНАНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ В классическом понимании не сформировано. Правовой нигилизм.

ПРАВОСОЗНАНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

В классическом понимании не сформировано.
Правовой нигилизм. Формализованное

право и закон не ценностны.
Приоритет СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВДЫ
«Только закон соответствующий принципу справедливости, закон и его исполнение – нравственная норма»
Права, интересы общины и рода в приоритете. Убийство человека – преступление против всего рода.
К индивидуальным правам отношение скептическое, что подтверждают решения суда (Вдова и община, спор о земле)
Слайд 18

ПРАВОСОЗНАНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Нравственная идея в сознании русского человека стоит

ПРАВОСОЗНАНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Нравственная идея в сознании русского человека стоит неизмеримо

выше правовой --- Жить по совести.
Принципы правосознания в русской культуре: духовность, гуманизм, справедливость.
Правда, но не истина.
Протопоп Аввакум: Русский человек, когда в ладах с совестью, необорим.
НО! Антиномизм, несоответствие авторитету, разлад, разрушение
+ невежество --- пагубные последствия
Слайд 19

ПРАВОСОЗНАНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Отношение к формальному закону «Закон — дышло:

ПРАВОСОЗНАНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Отношение к формальному закону
«Закон — дышло: куда захочешь,

туда и воротишь».
«Закон, что паутина, шмель проскочит, а муха увязнет».
«Где закон, там и обида».
«Где закон, там и преступление».
«Не будь закона, не было бы греха».
«Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили».
Слайд 20

ПАРАДИГМА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Митрополит Илларион: доказательства древности русской культуры Карамзин: «Русским

ПАРАДИГМА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Митрополит Илларион: доказательства древности русской культуры
Карамзин: «Русским не надо

выдумать древней истории, как грекам».
Россия на стыке Европы и Азии, самоизоляция не возможна.
Россия может существовать только как великая держава, иначе она будет уничтожена, расчленена.
Примечание: попытки уничтожения не прекращаются. Чего только стоит следующее замечание: «Такой богатой территорией, как Сибирь, должна владеть не только Россия, а мировое сообщество» .
Слайд 21

ПАРАДИГМА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ «Русский народ строил …империю не унизив, ни один

ПАРАДИГМА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

«Русский народ строил …империю не унизив, ни один из

встретившихся на его пути народов, пусть самых малых, но всех приветствовав как братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости».
История доказывает умение жить в мире. Тысячелетием исчисляются годы мирного существования русских с карелами, весью, ижорой, чудью (Д.С. Лихачёв).
Преимущества: открытый характер, восприимчивость, отсутствие спеси.
Москва – Третий Рим: забота о других – обязанность помочь. Взять под защиту, ассимилировать, но не растворить, обязательно сохранить всё культурное многообразие.
Слайд 22

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Малоизвестный период Косвенные подтверждения о том, что уже была

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Малоизвестный период
Косвенные подтверждения о том, что уже была достаточно развитая

цивилизация
Общинное устройство.
Вступивший на землю свободен. Закуп, холоп, смерд – потерявший хозяйственную независимость = младший член семьи, свободу которого надо ограничить для его и общего блага ( )
Земледелие, скотоводство, бортничество, ремёсла
Вера (Правь, славь, явь, навь)
Знания. Летописи. Сказки и др.

нет классического рабства

Слайд 23

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Письменность Азбука

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Письменность Азбука

Слайд 24

ИСКУССТВО ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ. ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА О существовании свидетельствуют летописи («Похвала князю

ИСКУССТВО ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ. ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА

О существовании свидетельствуют летописи («Похвала князю Владимиру»,

1070; Новгородский летописец; Печерский патерик)
Русские плотники тотчас же после принятия христианства стали с лёгкостью рубить деревянные церкви, значит был опыт
Возводились три типа культовых сооружений: храм, капище (синоним храма, жертвенник, алтарь) и требище (комплекс, огороженная площадь, на которой совершались моления, включая священную рощу, идолы, жертвенники, культовые сооружения)
Слайд 25

ДОХРИСТИАНСКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ХРАМЫ Культовое сооружение в Киеве Каменный фундамент Камни фундамента

ДОХРИСТИАНСКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ХРАМЫ

Культовое сооружение в Киеве
Каменный фундамент
Камни фундамента сложены в виде

эллипса (4,2 м в длину и 3,5 м в ширину)
4 четырёхугольные выступы (0,7-0,8 м в длину) по сторонам света (основа для столбов)
Вокруг пол из белой глины
С западной стороны массивный столб из глины, с прослойками золы и угля
===================================
Вероятно это святилище с жертвенником
Слайд 26

КУЛЬТОВОЕ ДОХРИСТИАНСКОЕ СООРУЖЕНИЕ В КИЕВЕ

КУЛЬТОВОЕ ДОХРИСТИАНСКОЕ СООРУЖЕНИЕ В КИЕВЕ


Слайд 27

ДОХРИСТИАНСКАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА Образы можно увидеть в изделиях декоративно-прикладного искусства и

ДОХРИСТИАНСКАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Образы можно увидеть в изделиях декоративно-прикладного искусства и в

вышивке
Игольник из Костромского кургана – трубочка с полуовальной дужкой, имеющая вид постройки (изображение культового сооружения с конями) из металла
Вышивка из Исторического музея (капище покрыто двускатной кровлей, внутри фигура женского божества, справа и слева от капища 2 свастических символа
Слайд 28

ИГОЛЬНИК С КУЛЬТОВЫМ СООРУЖЕНИЕМ

ИГОЛЬНИК С КУЛЬТОВЫМ СООРУЖЕНИЕМ


Слайд 29

КУЛЬТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ В ВЫШИВКЕ

КУЛЬТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ В ВЫШИВКЕ


Слайд 30

ДОХРИСТИАНСКАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. ИЗОБРАЖЕНИЯ НА СТЕНА ХРАМОВ Внешние и внутренние стены

ДОХРИСТИАНСКАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. ИЗОБРАЖЕНИЯ НА СТЕНА ХРАМОВ

Внешние и внутренние стены храмов

украшались «выпуклыми, удивительно высеченными изображе-ниями людей, птиц и зверей, так жив о сделанными, что они дышали и жили, и окрашенными прочными красками»
Или «стены его украшают снаружи, дабы смотрящим было видно различные изображения богов и богинь, удивительно сделанные».
Стены Храма в Арконе были украшены живописными изображениями
Слайд 31

ДОХРИСТИАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА Скульптурные украшения дополняли архитектуру Они стали прообразом парных головок

ДОХРИСТИАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Скульптурные украшения дополняли архитектуру
Они стали прообразом парных головок коней и

цельных фигурок коней и птиц на крестьянских постройках , подобных резаным на ковшах, черпалках, прялках, рубелях
Сюжеты можно видеть на Севернорусской набоечной доске
Слайд 32

СЕВЕРНОРУССКАЯ НАБОЕЧНАЯ ДОСКА

СЕВЕРНОРУССКАЯ НАБОЕЧНАЯ ДОСКА

Слайд 33

ДОХРИСТИАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА Пример дохристианской скульптуры Рельеф, высеченный на скале у реки

ДОХРИСТИАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Пример дохристианской скульптуры Рельеф, высеченный на скале у реки Бушка.


Изображение человека, молящегося на коленях перед "древом жизни" свидетельствует о сложности религиозных представлений народа того периода.
По изображению фигуры в профиль, можно судить о приличной пластической свободе мастера.
Есть сходство с античным искусством периода архаики
Слайд 34

РЕЛЬЕФ НА СКАЛЕ У РЕКИ БУШКА

РЕЛЬЕФ НА СКАЛЕ У РЕКИ БУШКА


Слайд 35

ДРЕВНЯЯ РУСЬ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА Владимир Красно Солнышко. Методы крещения (огнём и

ДРЕВНЯЯ РУСЬ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

Владимир Красно Солнышко.
Методы крещения (огнём и мечом)
Но! Восточный

вариант христианства + сохранение древних языческих верований = дуализм = Русское православие особая вера
Активизировались связи с Христианским миром
Слайд 36

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Нравственность и право не отделялись друг от друга Особый

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Нравственность и право не отделялись друг от друга
Особый тип святых

(Борис и Глеб)
Нравственные требования к власти и будущим поколениям (Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати», Владимир Мономах «Поучения».
Образы. Искусство
Слайд 37

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Занимает особое место Усвоение византийской

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

Занимает особое место
Усвоение византийской традиции крестово-купольного

храма + самобытные черты
Отличие /Новаторство
Многоглавие «Ни в Византии, ни на Западе, — пишет Б. Д . Греков,— нельзя было встретить храма о 13 куполах. Это чисто русское явление
Пирамидальность образованная посредством
ступенчатого размещения архитектурных объемов, ярус за ярусом понижающихся от центра к периферии и сверху вниз.
Новые строительные материалы (известняк, Новгородские храмы напоминают скульптуры)
Слайд 38

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Отличие/Новаторство: Создание в Новгороде (в период с 1240

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Отличие/Новаторство:
Создание в Новгороде (в период с 1240 по сер.

XIV) века простого и конструктивно ясного, классического типа одноглавого храма с богатым наружным декором Аналогов в архитектуре других стран нет
Примеры:
церковь Федора Стратилата четырехстолпная, одноглаая постройка с одной апсидой и трехлопастным завершением фасадов.
церковь Спасо-Преображения на Ильине
Слайд 39

ЦЕРКОВЬ ФЁДОРА СТРАТИЛАТА

ЦЕРКОВЬ ФЁДОРА СТРАТИЛАТА


Слайд 40

ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЕ НА ИЛЬИНЕ

ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЕ НА ИЛЬИНЕ


Слайд 41

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.


Слайд 42

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Отличие/Новаторство: Дополнительные столбы в церкви для выделения с

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Отличие/Новаторство:
Дополнительные столбы в церкви для выделения с их помощью

в западной части церкви зон нартекса и экзонартекса. Образованные здесь помещения, которые напрочь отсутствовали в византийской культовой архитектуре X-XI веков, были для неофитов и оглашенных
Практически все первые каменные храмы Руси были обустроены примыкающими относительно самостоятельными храмиками-крещальнями (не было)
Древнерусские крестово-купольные храмы имели специальные лестничные башни, крытые сверху пологими шатрами или увенчанные куполами.
Слайд 43

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ В КИЕВЕ 991-996(РЕКОНСТРУКЦИЯ)

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ В КИЕВЕ 991-996(РЕКОНСТРУКЦИЯ)


Слайд 44

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.


Слайд 45

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.


Слайд 46

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.


Слайд 47

ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО ИГА Что было? Н.А. Бердяев высоко ценил этот период

ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО ИГА

Что было? Н.А. Бердяев высоко ценил этот период в

смысле духовного наполнения
Чингизиды и древние русичи
Идеал жизни. Сказание о граде Китяже
Зарождение исихиазма. Умная молитва
Сергий Радонежский
Андрей Рублёв. Икона — не портрет, а прообраз будущего, его символическое изображение
Слайд 48

АНДРЕЙ РУБЛЁВ. ТРОИЦА

АНДРЕЙ РУБЛЁВ. ТРОИЦА


Слайд 49

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО Возвышение Москвы (Иван Калита) Идея «Москва – Третий Рим».

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО

Возвышение Москвы (Иван Калита)
Идея «Москва – Третий Рим». Монах Филофей
Политические

последствия
Спор иосифлян и нестяжателей (реальная сила церкви или только духовная).
Христос или Антихрист Ереси

Раскол Никон/ Аввакум

Слайд 50

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО Политическая жизнь (Высшая власть: от Рюриковичей к Романовым) Законодательство

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО

Политическая жизнь (Высшая власть: от Рюриковичей к Романовым)
Законодательство (Судебники 1497,

1550, Соборное уложение 1649)
Изменение социального устройства. Крепостное право (Борис Годунов)
Практическая реализация идеи Москва – Третий Рим
Влияние и творческое заимствование у Запада (Алексей Михайлович)
Слайд 51

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО Быт Домострой http://librebook.ru/domostroi Вопросы веры; Почитание духовной и светской

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО

Быт
Домострой http://librebook.ru/domostroi
Вопросы веры;
Почитание духовной и светской власти;
Богоугодные дела;
Сохранение духовного и

телесного здоровья;
Семейная жизнь и семейное воспитание;
Хозяйственные вопросы
И др.
Слайд 52

ИСКУССТВО МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

ИСКУССТВО МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА


Слайд 53

ИСКУССТВО МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

ИСКУССТВО МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА


Слайд 54

ИСКУССТВО МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

ИСКУССТВО МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА


Слайд 55

Культура Российской Империи 17-19 век

Культура Российской Империи 17-19 век


Слайд 56

Культура Российской империи 17-19 век Оформление Российской Империи. «Нашей огромности боятся»

Культура Российской империи 17-19 век

Оформление Российской Империи.
«Нашей огромности боятся»
Российское общество и

его противоречия.
Просвещение (Татищев, Ломоносов, Новиков, Радищев, и др.)
Развитие науки
Споры о судьбы России и попытки их решения.
Декабристы и другие революционеры
XIX столетие – «Золотой век»

Тюрьма? или Сбережение народов

Слайд 57

Культура Российской империи 17-19 век

Культура Российской империи 17-19 век

Слайд 58

ИСКУССТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 17-19 ВЕК

ИСКУССТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 17-19 ВЕК


Слайд 59

ИСКУССТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 17-19 ВЕК

ИСКУССТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 17-19 ВЕК


Слайд 60

ИСКУССТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 17-19 ВЕК

ИСКУССТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 17-19 ВЕК


Слайд 61

КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. НАЧАЛО XX ВЕКА Экономико-социальное развитие страны Политическое развитие

КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. НАЧАЛО XX ВЕКА

Экономико-социальное развитие страны
Политическое развитие страны. Партии
Многоукладность

культуры
Воспитание и образование – фактор развития и отставания («Закон о кухаркиных детях)
Внешний и внутренний фактор разрушения государства
Слайд 62

НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XX ВЕКА Реализм абстракционизм (нефигуративное искусство) авангард

НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XX ВЕКА

Реализм
абстракционизм (нефигуративное искусство)
авангард (передовое искусство)
кубизм
кубофутуризм


лучизм (не изображение предметов, а иллюстрирование отражённых от них цветовых лучей)
модерн
символизм
супрематизм (выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний)
Слайд 63

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

Слайд 64

Великие имена Русской культуры XX века

Великие имена Русской культуры XX века


Слайд 65

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА А. Блок, С. Есенин, В.

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

А. Блок,
С. Есенин,
В. Маяковский,
В.

Хлебников, В. Брюсов,
И. Северянин,
Н. Гумилев

А. Кюи
С. Рахманинов
А. Скрябин
А. Глазунов
С. Танеев

Слайд 66

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА А.Н. Бенуа И.Я. Билибин М.А.

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

А.Н. Бенуа
И.Я. Билибин
М.А. Врубель
В.В. Кандинский
Коровин С.А.
К.С.

Малевич
М.И. Нестеров
А.М. Родченко
И другие
Слайд 67

РУССКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX ВЕКА


Слайд 68

РУССКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX ВЕКА


Слайд 69

РУССКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX ВЕКА


Слайд 70

РУССКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX ВЕКА


Слайд 71

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ Условия развития Социальные, политические, экономический достижения От сохи

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

Условия развития
Социальные, политические, экономический достижения

От сохи до космоса

и ядерной бомбы Реально бесплатные медицина, образование, наука Достижения искусства Великая держава Уверенность в будущем
Слайд 72

Имена советской литературы и искусства

Имена советской литературы и искусства


Слайд 73

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ Но! Недостатки идеологической составляющей; Но! Нет разъяснений сути

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

Но! Недостатки идеологической составляющей;
Но! Нет разъяснений сути политики, принятых

решений. Не понятны цели и ценности для конкретного человека
Но! Попытка отгородить, спрятать, не обсуждать
Но! Активизация противников
Но! Бюрократия и пятая колонна

СССР - разрушен

Слайд 74

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО


Слайд 75

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО


Слайд 76

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА Кризис идентичности и начало выхода из него Внутренние

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Кризис идентичности и начало выхода из него
Внутренние и внешние

вызовы
Цели и ценности развития
Роль личности в культурном строительства
Ключевые точки: идеология, образование, воспитание