Слово о законе и благодати

Содержание

Слайд 2

Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI века (составлено

Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI века (составлено

между 1037 и 1050 годами, М. Д. Приселков сужает эти хронологические вехи до 1037—1043 годов).

Древнейший памятник русской литературы

Слайд 3

Митрополит Илларион был первым Киевским митрополитом русским по происхождению. Кроме того,

Митрополит Илларион был первым Киевским митрополитом русским по происхождению. Кроме того,

Ярослав возвел Илариона в митрополиты, не спросясь разрешения у константинопольского патриарха. В Слове о законе и благодати он, восхваляя дела князя Владимира Красное Солнышко, проводил мысль о самостоятельности молодых народов. Многие историки видят в этом жесте желание Руси продемонстрировать автономию от Константинополя

Древнейший памятник русской литературы

Слайд 4

Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества

Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества

лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет о «Слове»:

Слайд 5

Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества

Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества

лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет о «Слове»:

Слайд 6

Сохранились два важных летописных свидетельства, помогающих нам понять, в какой среде

Сохранились два важных летописных свидетельства, помогающих нам понять, в какой среде

и при каких обстоятельствах родилось это удивительное произведение.
Первое свидетельство содержится в «Повести временных лет» под 1037 годом. «Любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным». Среди этих книжников, вполне вероятно, был и Иларион — автор «Слова о Законе и Благодати».

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» — ЖЕМЧУЖИНА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 7

Второе свидетельство находится в том же источнике под 1051 годом. «Боголюбивый

Второе свидетельство находится в том же источнике под 1051 годом. «Боголюбивый

князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов, и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжник и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные Часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в Святой Софии, а пещерка эта так и возникла»[2]. А вскоре после этого на место пещеры пришли преподобный Антоний, другие иноки, и так была основана знаменитая Киево-Печерская обитель.

ЖЕМЧУЖИНА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 8

«Яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом

«Яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус

Христом бысть» (Ин. 1, 17). Именно с этих евангельских слов и начинает митрополит Иларион свое «Слово о Законе и Благодати». По другой гипотезе, «Слово» было произнесено митрополитом Иларионом в Десятинной церкви у гробницы князя Владимира. Но где бы ни сказано было это «Слово», несомненно то, что митрополит Иларион был единомышленником и сподвижником князя Ярослава Мудрого в его борьбе за политическую и церковную независимость Руси от Византии.

«Слово о Законе и Благодати»

Слайд 9

Исследователи древнерусской литературы с самых различных сторон анализировали «Слово о Законе

Исследователи древнерусской литературы с самых различных сторон анализировали «Слово о Законе

и Благодати». В первую очередь внимание многих ученых привлекала патриотическая направленность этого выдающегося произведения, но в лучших исследованиях отмечалась и поразительная глубина богословского содержания творения митрополита Илариона.

О содержании

Слайд 10

Следуя за идеями одного из первых проповедников христианства апостола Павла, Илларион

Следуя за идеями одного из первых проповедников христианства апостола Павла, Илларион

противопоставляет Закон (Ветхий Завет - основу религии евреев, иудаизма) Благодати, принесенной людям Христом (Новому Завету). Благодаря Закону люди научились отличать грех от добродетели, но не могли победить грех и смерть. Только Благодать Христа избавила людей от власти греха, совершенного первым человеком Адамом.

О содержании

Слайд 11

Илларион прославляет Русь и ее князей: Владимира Святославича, крестившего Русь, и

Илларион прославляет Русь и ее князей: Владимира Святославича, крестившего Русь, и

его сына Ярослава Мудрого. Он утверждает, что позднее (в сравнении с другими народами) принятие христианства Русью не наносит ущерба ее достоинству: страна, принявшая крещение, столь же любима Богом, как и другие страны. Эта мысль Иллариона имела особое значение: Русь приняла крещение от Византийской империи, а византийцы считали, что народы, крещенные ими, становятся подданнылли империи. Илларион оспаривает эту политическую идею.

О содержании

Слайд 12

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона представляет собой вдохновенную церковную

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона представляет собой вдохновенную церковную

проповедь о Богочеловечестве Христа. Христос в этой проповеди — «совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но (и) совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, — явивший на земле Божественное и человеческое». И далее митрополит Иларион приводит целый ряд свидетельств из Священного Писания, в которых говорится о человечестве и Божестве Иисуса Христа:

Значение