Византийская и домонгольская иконопись

Содержание

Слайд 2

ПетрГУ - Семеновкер В.Н. Фаюмские портреты – это погребальные портреты, созданные

ПетрГУ - Семеновкер В.Н.

Фаюмские портреты –
это погребальные
портреты, созданные
в

технике энкаустики
в Римском Египте в
I-IV веках.
Свое название они полу-
чили по месту их первой
крупной находки в Фаюм-
ском оазисе в 1887 году
британской экспедицией
во главе с Флиндерсом
Питри.

В настоящее время в
музеях мира хранятся
и экспонируются около
900 фаюмских портретов,
из них 23 – в ГМИИ имени
А.С.Пушкина в Москве.

Слайд 3

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Живопись Древнего Египта Портрет юноши в золотом венке

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Живопись Древнего Египта

Портрет юноши в золотом
венке (начало II

в. до н.э.).
Д., энкаустика, 35,5 х 21 см.
Москва. ГМИИ им. .С.Пушкина.
Слайд 4

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Живопись Древнего Египта Портрет мужчины средних лет (Середина

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Живопись Древнего Египта

Портрет мужчины средних лет
(Середина II века).
Д., энкаустика,

41,5 х 19,5 см.
Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Слайд 5

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Живопись Древнего Египта Портрет мужчины с маленькой бородкой

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Живопись Древнего Египта

Портрет мужчины с маленькой
бородкой (Конец II

века).
Д., энкаустика, 35,5 х 19 см.
Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Слайд 6

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Живопись Древнего Египта Портрет женщины средних лет (Начало

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Живопись Древнего Египта

Портрет женщины средних лет
(Начало III века).
Д., энкаустика,

33 х 17 см.
Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Слайд 7

ПетрГУ - Семеновкер В.Н. Фаюмские портреты донесли до нас лики людей,

ПетрГУ - Семеновкер В.Н.

Фаюмские портреты донесли до нас лики людей,
живших

в Египте почти две тысячи лет назад.
Слайд 8

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Что такое икона? Икона – (от греч. eikon

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Что такое икона?

Икона – (от греч. eikon –

образ, изображение) –
в христианстве (главным образом, в православии,
католицизме и древневосточных церквях) изобра-
жения Иисуса Христа, Богоматери, святых, а также
библейских и церковных событий, которым прида-
ется священное значение.
В искусствоведении иконами обычно называют
изображения, выполненные на твердой поверхно-
сти, однако с религиозной точки зрения иконами
также являются мозаичные, скульптурные и ткан-
ные изображения.
Слайд 9

Семеновкер В.Н.- ПетрГУ Основные иконописные школы Византийская Новгородская Псковская Московская Региональные

Семеновкер В.Н.- ПетрГУ

Основные иконописные школы
Византийская
Новгородская Псковская Московская
Региональные особенности

проявляются
в иконописи Владимира, Суздаля,Твери,
северных регионов (Обонежья, Великого
Устюга, Вологды, Каргополя, Тихвина,
Холмогор).
Слайд 10

ПетрГУ - Семеновкер В.Н. Иконостас – преграда, составленная из икон, отделяющая

ПетрГУ - Семеновкер В.Н.

Иконостас – преграда,
составленная из икон,
отделяющая алтарь от


остального пространства
православного храма.
Он состоит из рядов
(снизу вверх):
2- местного;
3- деисусного;
4- праздничного;
5- пророческого;
6- праотеческого;
К ним могут быть добавлены ряды:
- страстей апостольских;
- страстей Христовых.
Венчает иконостас
Распятие или Крест.

Структура пятиярусного иконостаса православного храма.
Цифрой 1 обозначены
Царские врата.

Слайд 11

ПетрГУ - Семеновкер В.Н. Кострома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Троицкий храм (1650-1652). Иконостас (сер. XVIII в.).

ПетрГУ - Семеновкер В.Н.

Кострома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.
Троицкий храм (1650-1652). Иконостас

(сер. XVIII в.).
Слайд 12

ПетрГУ - Семеновкер В.Н. Стилистические особенности иконописи: особая система изображения пространства

ПетрГУ - Семеновкер В.Н.

Стилистические особенности иконописи:
особая система изображения пространства («обратная
перспектива»,

при которой самое главное изображается
более крупными размерами);
в изображении могут сочетаться события, происходившие
в различное время и в разных местах;
все персонажи изображаются в определенных позах и
одеждах, а их святость подчеркивается нимбами;
нет определенного источника освещения, отсутствуют
падающие тени, но объем создается с помощью штриховки;
стилизуются пропорции человеческого тела, складки
одежд, архитектуры (удлиняются или укорачиваются);
используется особая символика цвета, света, жестов и
атрибутов.
Слайд 13

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Византийская иконопись «Богоматерь Владимирская» (конец XI – начало

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Византийская иконопись

«Богоматерь Владимирская»
(конец XI – начало XII веков).
Д., т.,

100 х 70 см. (ковчег 78 х 55 см.).
Москва. Третьяковская галерея.

Привезена из Константинополя
около 1136 г., увезена во Владимир
Андреем Боголюбским в 1155 г.
Возвращена в Москву в 1480 г.

Слайд 14

ПетрГУ - Семеновкер В.Н. В сентябре 1999 года «Богоматерь Владимирская» передана

ПетрГУ - Семеновкер В.Н.

В сентябре 1999 года «Богоматерь Владимирская»
передана в

Храм-музей Святителя Николая в Толмачах при
Государственной Третьяковской галерее.
Слайд 15

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Византийская иконопись Москва. Музей-храм Святителя Николая в Толмачах. ГТГ.

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Византийская иконопись

Москва. Музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

ГТГ.

Слайд 16

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Византийская иконопись «Богоматерь Донская» (1370-е). Д., т., 86

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Византийская иконопись

«Богоматерь Донская»
(1370-е). Д., т., 86 х 68 см.
Третьяковская

галерея
(из Благовещенского
собора Московского Кремля).
Слайд 17

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Византийская иконопись Заутра вновь святейший патриарх, В Кремле

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Византийская иконопись

Заутра вновь святейший патриарх,
В Кремле отпев торжественный

молебен,
Приветствуем хоругвями святыми,
С иконами Владимирской, Донской
Воздвижется, а с ним синклит, бояре,
Да сонм дворян, да выборные люди
И весь народ московский православный.
Мы все пойдем молить царицу вновь,
Да сжалится над сирою Москвою
И на венец благославит Бориса.
А.С.Пушкин «Борис Годунов»
Слайд 18

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Домонгольская иконопись Татаро-монгольское иго – это политическая и

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Домонгольская иконопись

Татаро-монгольское иго –
это политическая и данни-
ческая

зависимость русских
княжеств от татаро-монголь-
ких ханов и Золотой Орды.
Установление ига стало
возможным в результате
монгольского нашествия на
Русь в 1237-1241 годах и про-
исходило в течение двух
десятилетий после него.
Длилось иго до 1480 года.
Термин «Иго» означает власть Золотой Орды над Русью.
Первое серьезное пораже-
ние Золотой Орде русские
княжества нанесли в сентяб-
ре 1380 года на Куликовом
поле.
Слайд 19

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Домонгольская иконопись «Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта») (XII

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Домонгольская иконопись

«Богоматерь
Великая Панагия»
(«Ярославская Оранта»)
(XII – начало XIII в.).
Д.,

т., 194 х 120 см.
Третьяковская галерея.

Панагия – всесвятая (греч.)
Оранта – молящаяся (лат.)

ГТГ.

Слайд 20

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Домонгольская иконопись «Святой Георгий» (начало XII в.). Д.,

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Домонгольская иконопись

«Святой Георгий»
(начало XII в.).
Д., т., 174 х 122

см.
Московский Кремль.
Успенский собор.
Слайд 21

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Домонгольская иконопись «Благовещение Устюжское» (вторая половина XII в.).

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Домонгольская иконопись

«Благовещение Устюжское»
(вторая половина XII в.).
Д., т., 229 х

144 см.
Третьяковская галерея.
Слайд 22

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Домонгольская иконопись «Спас Нерукотворный» (вторая половина XII в.).

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Домонгольская иконопись

«Спас Нерукотворный»
(вторая половина XII в.).
Д., т., 77 х

71 см.
Третьяковская галерея
(из Успенского собора
Московского Кремля).