Закон Божий. Для семьи и школы

Содержание

Слайд 2

Священнослужители и их священные одежды

Священнослужители
и их
священные одежды

Слайд 3

По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые

По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые

Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископов, пресвитеров (т.е. священников) и диаконов.
Слайд 4

Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают

Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают

благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.
Слайд 5

Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати.

Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати.

Епископы называются еще архиереями, т. е. начальниками иереев (священников).
Слайд 6

Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы.

Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы.

Слайд 7

Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение,

Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение,

но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

Рукоположение во иерея

Освящение антиминса

Слайд 8

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и

наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией.

митрополит

патриарх

архиепископ

епископ

Слайд 9

Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии,

Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии,

а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.
Слайд 10

В период с 1721 года по 1917 год, Русская Православная Церковь

В период с 1721 года по 1917 год, Русская Православная Церковь

управлялась Святейшим Синодом.

Святейший Правительствующий Синод РПЦ. 1915 год.

Слайд 11

В 1917 году собравшимся в Москве Священным Собором был избран снова

В 1917 году собравшимся в Москве Священным Собором был избран снова

для управления Русской Православной Церковью "Святейший патриарх Московский и всея России".
Слайд 12

В помощь епископу иногда дается другой епископ, который, в таком случае,

В помощь епископу иногда дается другой епископ, который, в таком случае,

называется викарием, т. е. наместником.

Епископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии

Слайд 13

Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа.

Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после

епископа.
Слайд 14

Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы,

Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы,

кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.
Слайд 15

Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.

Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.

Слайд 16

Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного

Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея,

или первенствующего священника, а главному между ними - звание протопресвитера.

Протопресвитер Александр Киселев

Икона Свщмч. протоиерея Николая Толгского

Слайд 17

Если священник является в то же время монахом, то он называется

Если священник является в то же время монахом, то он называется

иеромонахом, т. е. священномонахом.

иеромонах Анатолий (Берестов).

Слайд 18

Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от

Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от

этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.
Слайд 19

Диаконы составляют третий, низший, священный чин. "Диакон" слово греческое и означает:

Диаконы составляют третий, низший, священный чин. "Диакон" слово греческое и означает:

служитель. Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.
Слайд 20

Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах

Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах

служба происходит без диакона. Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т. е. перводиакона.
Слайд 21

Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон - архидиаконом.

Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон - архидиаконом.


Слайд 22

Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности:

Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности:

иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословению.
Слайд 23

Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в

Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в

храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.
Слайд 24

Пономари имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать

Пономари имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать

свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.
Слайд 25

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный

одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.
Слайд 26

Найди среди священнослужителей епископа.

Найди среди священнослужителей епископа.

Слайд 27

Епископу сослужат: Псаломщики Пономари Иподиаконы

Епископу сослужат:

Псаломщики

Пономари

Иподиаконы

Слайд 28

Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные

Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные

одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.
Слайд 29

Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.

Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.

Слайд 30

Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием

Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием

для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.
Слайд 31

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и

стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.
Слайд 32

Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками.

Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками.

Слайд 33

Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении

Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении

таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией.
Слайд 34

Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его

страданий.
Слайд 35

Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).


Слайд 36

Слайд 37

Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря

Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря

тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках.

подризник

стихарь

Слайд 38

Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь.

Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую

душу и проводить беспорочную жизнь.
Слайд 39

Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду),

Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду),

в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.
Слайд 40

Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что,

Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что,

огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою.

орарь

епитрахиль

Слайд 41

Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств.

Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для

совершения таинств.
Слайд 42

Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.

Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и

диакон - без ораря.
Слайд 43

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу.

Слайд 44

Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их

Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их

служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Фреска «Омовение ног», 13 век, Мануил Панселин, Собор Протата в Карее (Афон)

Слайд 45

Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд.

Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд.

Слайд 46

Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху

Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху

и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук.
Слайд 47

Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий

Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий

Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам.
Слайд 48

Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в

Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в

которую они должны быть облечены, как служители Христовы.
Слайд 49

Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.

Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.

Слайд 50

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть

четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо в два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения - скуфья и камилавка.

камилавка

скуфья

набедренник

Слайд 51

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи,

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи,

только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.
Слайд 52

Слайд 53

Саккос - верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в

Саккос - верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в

рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.
Слайд 54

Палица, это - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса

Палица, это - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса

на правом бедре. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.
Слайд 55

В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от

В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от

правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой.
Слайд 56

На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий

На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий

лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади.
Слайд 57

Омофор - слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам.

Омофор - слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам.

Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы.

Малый омофор

Слайд 58

Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно

Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно

евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

Икона «Пастырь Добрый»
18 век, Бессарабия

Слайд 59

На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и

На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и

панагия, что значит "Всесвятая". Это - небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.
Слайд 60

На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями.

На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями.

Слайд 61

Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего

Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего

Спасителя.

Иисус Христос в терновом венце, Афон

Слайд 62

Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает

Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает

право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.
Слайд 63

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской

власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Слайд 64

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы.

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы.

Слайд 65

Это - небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом.

Это - небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом.

Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.
Слайд 66

Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса.

Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса.

Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию, а священник - крест.

подрясник

ряса

ряса