Содержание
- 2. Западная экзегетика Протестантская экзегетика
- 3. Первые представители протестантства высказывали "новые" положения, руководственные для экзегетики, но затем сами от них отказались. Таковы:
- 4. Рационалистически критическое отношение к Библии самого Лютера, например, признание неисторичности книг Ионы и Иова, неподлинности Пятикнижия,
- 5. От Лютера (+1546 г.) не сохранилось строго экзегетических трудов, кроме проповедей и размышлений на некоторые места
- 6. У его преемников: Меланхтона, Бугенгагена, Бренца, Стригеля, Озиандера, Хитрея и др., объяснялись книги, но по частям,
- 7. Этот спор и догматический характер перешли и в XVII столетие в толкования Тарновия, Гергарда, Калова, Гейера,
- 8. У реформатов первое место по времени и достоинству толкований обычно придается Кальвину (+1564 г.) и его
- 9. Менее значения имели толкования единомышленников Кальвина: Цвингли (+1531 г.), Эколампадия (+1531), Буцера (+1551), Пелликана (+1556 г.)
- 10. «Отец рационализма" И. Сол. Землер (с 1750-1791 гг.) старался "выделить" в Библии чисто "человеческий" элемент, -
- 11. Так рационализм начал с Землера свое разрушительное действие, по отношению как к Библии и ее экзегезису,
- 12. Было выработано правило для экзегетики: выяснять не то, что сказал священный писатель, а что "хотел сказать",
- 13. Таким образом, Библия явилась в трудах этих ученых не богооткровенным источником и руководством для веры и
- 14. Наполеоновские войны и политические потрясения в западной Европе, с одной стороны, и ужасы атеистической французской революции
- 15. Ответом на это внимание послужил труд Генгстенберга: Ветхозаветная Христология (1824-1835 гг.). Автор доказывает истинность древнего отеческого
- 16. Свои положения он подтверждает серьезным филологическим, историческим, критическим анализом пророчеств и разбором рационалистических возражений и толкований.
- 17. Преемниками Генгстенберга выступили Геферник (1811-1845), Дрекслер (1804-1865), Каспари (1848-52). К ним примыкают и более популярные и
- 18. Рационалистическое направление в экзегетике, начатое Землером, Ейхгорном и др., не заглохло, а доселе продолжает плодить чад
- 19. Четко сформулировать принципы, общие для всей П. э., невозможно, поскольку в разные эпохи и в разных
- 20. 1) "Только Писание". Согласно этому принципу, Библия как единств. в своем роде Слово Божье не только
- 21. Свои положения он подтверждает серьезным филологическим, историческим, критическим анализом пророчеств и разбором рационалистических возражений и толкований.
- 22. 2) Единство Библии, принцип, унаследованный реформаторами от католиков и от периода неразделенной Вселенской Церкви. 3) "Профетический
- 23. 4) "Понимать Библию только через саму Библию", принцип, сыгравший большую роль в общехристианской герменевтике и в
- 24. 5) Два уровня Писания. Согласно Лютеру, в Библии есть два аспекта Как "внутреннее Слово" она есть
- 25. Однако роковым для многих представителей Протестантской экзегетики стал разрыв между двумя подходами, который привел к забвению
- 26. 6) Иррационализм и адогматизм. "Мы справедливо делаем, — писал Лютер, — если, оставив диалектику и философию,
- 27. 7) Преломление Слова Божьего в национальном духе. Универсализму католичества Реформация противопоставила ориентацию на национальную, гл. обр.
- 28. "Протестантство, — писал в начале 20 в. представитель либеральной теологии Эрнст Трёльч, — не есть простое
- 29. Таким образом, в Протестантской экзегетике имеются глубокие противоречия, способные дезориентировать тех, кто изучает ее основные положения.
- 30. В 20 в. новые открытия в области археологии дали твердое основание для отказа от старого исторического
- 32. Скачать презентацию