Периодизация и исторические подсистемы римского права. Обычаи предков (mores majorum), религиозные (fas) и светские (jus) нормы

Содержание

Слайд 2

Периодизация римского права (ius rоmаnum) Самая распространённая периодизация делит эволюцию римского

Периодизация римского права (ius rоmаnum)

Самая распространённая периодизация делит эволюцию римского частного

права на 4 периода

Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius сivilе Quiritium) – 754 г. до н. э. – 367 г. до н.э.

Предклассический период – 367 г. до н. э. – 27 г. до н.э.

Классический период – 27 г. до н. э. – 284 г. н. э.

Постклассический – 284–565 г. н. э.

Слайд 3

В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие

В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие

основные институты правовой системы Рима

Период древнего, или квиритского, гражданского права(754 г. до н. э. – 367 г. до н.э.)

Законы 12 таблиц

Слайд 4

Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм,

Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых

норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный);

Предклассический период (367 г. до н. э. – 27 г. до н.э.)

Изображение претора из Historical Picture Archive

Слайд 5

Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс; Классический

Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс;

Классический период

(27 г. до н. э. – 284 г. н. э.)
Слайд 6

В конце периода возникает Кодекс Юстиниана Постклассический (284–565 г. н. э.) Кодекс Юстиниана

В конце периода возникает Кодекс Юстиниана

Постклассический (284–565 г. н. э.)

Кодекс

Юстиниана
Слайд 7

Пандектная – характерна для Дигестов Юстиниана. Состоит из общего и специальных

Пандектная – характерна для Дигестов Юстиниана. Состоит из общего и

специальных разделов: вещное право, обязательственное право, семейное право и наследственное

Институционная – В ней отсутствовала общая часть, а из состава вещного права не выделялось наследственное право. Нормы, носившие общий характер, располагались в каждом из разделов. По группам разделялись на: право лиц (субъекты права), вещное право, обязательственное право.

Подсистемы римского права

Система римского права — порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.
Существует 2 системы группировки правовых норм в римском праве

Слайд 8

Обычаи предков Обычное право– совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем

Обычаи предков

Обычное право– совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме

в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Нормы обычного права:
– mores maiorum – обычаи предков;
– usus – обычная практика;
– commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;
– commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;
– consuetudo – обычай в императорский период.

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:
– выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;
– выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;
– воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации.

Слайд 9

Fas – древнейшее (религиозное право) «Божественное право касается богопочитания, человеческое право

Fas – древнейшее (религиозное право)

«Божественное право касается богопочитания, человеческое право относится

к людям»
Основной формой fas следует признать ауспиции, которые необходимо отличать от expiatio — очистительной жертвы и sacrum — общей жертвы

К области fas относились нормы религиозного характера, которые регулировали брачно-семейные отношения, уголовное право. Практически все древнее уголовное право следует отнести к области fas, поскольку уголовное преступление считалось совершенным не просто против частного человека, но против порядка, санкционированного волей богов и, следовательно, против них самих

Слайд 10

Jus – светские нормы Jus — это внутреннее право общины, формируется

Jus – светские нормы

Jus — это внутреннее право общины, формируется оно

общественным согласием без всякого участия высших сил, и его обязательность основывается либо на целесообразности следования предписанному, либо на властной принудительности.

Понятие права, jus, имело чисто социальную наполненность. В этом отношении римляне противопоставляли fas как установление божественного происхождения и jus как установление человеческого общежития

Изначальное представление о праве в римском юридическом обиходе было лишено оттенка морального долженствования, право полагается только как надындивидуальная данность — и это воплотилось во всей системе категорий, связываемых с общим понятием права.

Слайд 11

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!