Презентация Немецкая классическая философия

Содержание

Слайд 2

Учебные вопросы: 1. Характерные черты и особенности немецкой классической философии. 2.

Учебные вопросы:
1. Характерные черты и
особенности немецкой
классической философии.
2. Философия И.

Канта, Г. Гегеля
и Л. Фейербаха.
Слайд 3

Литература: Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. История философии

Литература:
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.
История философии в кратком

изложении. М. 1991.
Краткий очерк истории философии. М., 1969.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М.: Мысль, 1989.
Рассел Б. История западной философии. М., 2002.
Слайд 4

Иммануил Кант (1724-1804) Первый из философов нового времени осознанно подошел к

Иммануил Кант (1724-1804)

Первый из философов нового времени осознанно подошел к учению

о категориях:
“Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”.
Он считал, что категории играют фундаментальную роль в мышлении. Но, к сожалению, он не развил эти свои идеи, только обозначил их. В деталях учение о категориях было разработано лишь Гегелем.

“Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”.

Слайд 5

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) Выдвинул учение о субъекте, объекте и деятельности,

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)

Выдвинул учение о субъекте, объекте и деятельности,

их объединяющей. Ему принадлежит пальма первенства в осознании понятий “деятельность”, “субъект”, объект” как семейства категорий. Во всяком случае, именно он провозгласил единство и взаимозависимость этих категориальных определений.
Фихте был субъективным идеалистом, философом, абсолютизировавшим субъективную сторону человеческой деятельности.

Вслед за Кантом Фихте пытался онаучить философию и, более того, заменить философию наукой, создать наукоучение или учение о науке, Фихтевский сциентизм.

Слайд 6

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) Разрабатывал проблемы философии природы (натурфилософию). Он

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)

Разрабатывал проблемы философии природы (натурфилософию). Он выдвинул

и обосновал идею тождества бытия и мышления, которую потом воспринял и развил Гегель.

В сочинении “О мировой душе” Шеллинг предвосхищает идеи Гегеля о противоречивости всего сущего. Во главу угла им ставится мысль — материя представляет собой единство противоположностей. Он рассматривает “закон полярности как всеобщий мировой закон”, говорит о “всеобщем дуализме” природы.

Заслуживает внимание и учение Шеллинга о категориях, изложенное им в “Системе трансцендентального идеализма”.

Слайд 7

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Великий немецкий философ-систематик, Аристотель Нового времени,

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Великий немецкий философ-систематик, Аристотель Нового времени, идеалист,

создатель диалектики (как учения о развитии, становлении, противоречиях).
Гегель – первый философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий самым фундаментальным образом. Он открыто заявил, что противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а "корень всякого движения и жизненности", что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей. Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство-многообразие мира.

"... ничто великое в мире не совершалось без страсти. Всегда дело сводится к тому, каково содержание моего убеждения, какова цель моей страсти, истинны ли та или другая по своей природе."

Слайд 8

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) Анализируя христианские представления, различные формы религии,

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел

к критическому переосмыслению религии как типа сознания и далее, к критике философского идеализма. Главное сочинение Фейербаха – “Сущность христианства”. Он не просто подверг критике веру в Бога, не просто декларировал атеизм. Он искал корни возникновения идей, связанных с верой в Бога. С его точки зрения идею Бога породили страх и невежество. Бессилие человека перед силами природы в конечном счете вылилось в идею всемогущего существа, которое управляет поведением человека и от которого на человека исходит благодать или испытания. Фейербах считал, что Бог – это абсолютизированный обобществленный человек.

Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека.

“Человек – человеку Бог”.

“Бытие – это субъект, а мышление – предикат ”.

Слайд 9

Особенности немецкой классической философии: 1) Вера в могущество разума, в способность

Особенности немецкой классической философии:
1) Вера в могущество разума, в способность человека

с его помощью познавать и изменять мир, преобразуя тем самым общественную жизнь;
Слайд 10

Особенности немецкой классической философии: 2) Признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности

Особенности немецкой классической философии:
2) Признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия,

общества, человеческих действий и поведения;
Слайд 11

Особенности немецкой классической философии: 3) Вера в гуманность человека и его

Особенности немецкой классической философии:
3) Вера в гуманность человека и его способность

найти решение социальных проблем с позиций гуманизма;
Слайд 12

Особенности немецкой классической философии: 4) Признание основной задачей философии раскрытие закономерностей

Особенности немецкой классической философии:
4) Признание основной задачей философии раскрытие закономерностей функционирования

самого человеческого разума, процесса познания и получения достоверного знания, приведенного к стройной логической системе;
Слайд 13

Особенности немецкой классической философии: 5) Полнота и глубина разработки рассматриваемых философией проблем;

Особенности немецкой классической философии:
5) Полнота и глубина разработки рассматриваемых философией проблем;


Слайд 14

Особенности немецкой классической философии: 6) Высокая степень доказательности, определение предмета философии,

Особенности немецкой классической философии:
6) Высокая степень доказательности, определение предмета философии, благодаря

чему немецкая философская классика приобрела признаки науки;
Слайд 15

Особенности немецкой классической философии: 7) Признание за философией роли критической совести

Особенности немецкой классической философии:
7) Признание за философией роли критической совести культуры,

сознания, «усмехающегося» над действительностью, «души» культуры;
Слайд 16

Особенности немецкой классической философии: 8) Отношение к философии как специальной системе

Особенности немецкой классической философии:
8) Отношение к философии как специальной системе философских

дисциплин, категорий, идей, отграничение философии от других наук и религии;
Слайд 17

Особенности немецкой классической философии: 9) Разработка целостной концепции диалектики, изучение связей

Особенности немецкой классической философии:
9) Разработка целостной концепции диалектики, изучение связей бытия

в их взаимодействии и изменении
и др.
Слайд 18

Философия И. Канта 1. Докритический период (1724-1770) (Кант – ученый, изучающий

Философия И. Канта
1. Докритический период (1724-1770)
(Кант – ученый, изучающий природу. Космологический

трактат «Всеобщая естественная история и теория неба»
2. Критический период (1770-1804)
(Кант – философ идеалист и агностик)
Слайд 19

Докритический период: - Выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы (теория Канта-Лапласа);

Докритический период:
- Выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы (теория Канта-Лапласа);
- Разработал

теории различных физических явлений (приливов и отливов, ветра и др.);
- Изучал проблемы развития жизни;
- Выступил против духовидения и других проявлений мистики.
Слайд 20

Критический период: 1. «Критика чистого разума» 2. «Критика практического разума» 3. «Критика способности суждения»

Критический период:
1. «Критика чистого разума»
2. «Критика практического разума»
3. «Критика способности суждения»

Слайд 21

Антиномии И. Канта (противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково

Антиномии И. Канта (противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически

доказуемо)
1. Мир конечен и бесконечен
2. Вещество безгранично делимо и неделимо
3. В мире царит свобода и в мире не существует свободы, все необходимо
4. Существует первопричина мира и не существует первопричина мира
Слайд 22

Категорический нравственный императив И. Канта 1. Действуй так, чтобы максима твоего

Категорический нравственный императив И. Канта
1. Действуй так, чтобы максима твоего поведения

могла стать всеобщим законом.
2. Никогда не относись к другому человеку как к средству, но всегда как к цели.
3. Мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными.
Слайд 23

Высказывания И. Канта - Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка

Высказывания И. Канта

- Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и

без нравственности, не имеет никакой цены.
- Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен образоваться мир.
- Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.
- Действуй по той идее, по которой все правила, в силу присущих им собственных законов, должны согласоваться в единое царство идей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы.
Слайд 24

- В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком

- В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком

наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе.
- В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
- Из всех сил, подчиненных государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру.
- Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.
Слайд 25

- Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму

- Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму

такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
- Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.
- Люди бы бежали друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности.
- Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже - свободу.
·
Слайд 26

Философия Г. Гегеля 1). Философия – это современная эпоха, постигнутая в

Философия Г. Гегеля

1). Философия – это современная эпоха, постигнутая в мышлении.


2). Философия не дает точных прогнозов на будущее, она лишь создает приблизительную картину.
3). Философия отображает
действительность идеально с
помощью мышления, тем самым она выходит за пределы действительности.
Слайд 27

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум,

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление.

Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием:
Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.
Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа.

все разумное действительно, а все действительное разумно.

Слайд 28

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: Субъективный дух– душа, сознание отдельного

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Субъективный дух– душа, сознание отдельного человека;
Абсолютный

дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина.
Объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское обще­ство, государство;
Слайд 29

Абсолютная идея Гегеля: Выступает как мировой дух, является субъектом развития и

Абсолютная идея Гегеля:

Выступает как мировой дух, является субъектом развития и творцом

мира в целом. Мировой дух – это безличное объективное идеальное начало. Мировой дух, актуализируясь посредством творческой деятельности, оформляется как абсолютная идея. Так же, как имя человека определяет его судьбу, так и абсолютная идея Гегеля определяет судьбу мирового духа как процесс саморазвития, протекающего через ряд последовательных качественно определенных этапов.
Слайд 30

Философия Л. Фейербаха 1. «К критике философии Гегеля» (1839) 2. «Сущность

Философия Л. Фейербаха

1. «К критике философии Гегеля» (1839)
2. «Сущность христианства» (1841)
3.

«Предварительные тезисы к реформе философии (1842)
4. «Основные положения философии будущего» (1843)