Алгоритмизация и введение в программирование

Содержание

Слайд 2

2 Алгоритмизация и введение в программирование 33 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: История развития

2 Алгоритмизация и введение в программирование 33

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
История развития вычислительной

техники. Поколения компьютеров.
Классификация компьютеров
Основные устройства компьютера: процессоры
Основные устройства компьютера: устройства памяти
Основные устройства компьютера: устройства ввода-вывода
Слайд 3

2 Алгоритмизация и введение в программирование 34 2.1 Классификация программного обеспечения

2 Алгоритмизация и введение в программирование 34

2.1 Классификация программного обеспечения
ЭВМ

является мощным средством для решения задач, причем самых различных. Определим классы задач, решаемых с помощью компьютера:
Вычислительные – классические, традиционные для ЭВМ, и характеризуются они большим объемом вычислений. К ним относятся задачи, в которых применяются численные методы, например: решение уравнений, обработка экспериментальных данных, а также инженерные расчетные задачи, проведение различных экономических вычислений.
Информационные – задачи, в основе которых лежат функции хранения и обработки больших объемов информации. Под обработкой здесь понимается поиск, выборка, простейшие вычисления.
Другие – задачи, охватывающие практически все сферы человеческой деятельности: работа с текстами, передача данных на большие расстояния, управление производственными агрегатами, бытовыми приборами, обучение, диагностика заболеваний, подготовка фильмов, музыки и т. д.
Программное обеспечение (ПО) - это совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая использование ЭВМ для решения задач разного класса.
Различают системное и прикладное ПО. Схематически программное обеспечение можно представить так:
Слайд 4

2 Алгоритмизация и введение в программирование 35 2.1 Классификация программного обеспечения

2 Алгоритмизация и введение в программирование 35

2.1 Классификация программного обеспечения

Слайд 5

2 Алгоритмизация и введение в программирование 36 Системное ПО – это

2 Алгоритмизация и введение в программирование 36

Системное ПО – это

совокупность программ для обеспечения работы компьютера. Системное ПО подразделяется на базовое и сервисное. Системные программы предназначены для управления работой вычислительной системы, выполняют различные вспомогательные функции (копирования, выдачи справок, тестирования, форматирования и т. д).
Базовое ПО включает в себя:
операционные системы;
оболочки;
сетевые операционные системы.
Сервисное ПО включает в себя программы (утилиты):
диагностики;
антивирусные;
обслуживания носителей;
архивирования;
обслуживания сети.
Слайд 6

2 Алгоритмизация и введение в программирование 37 Прикладное ПО – это

2 Алгоритмизация и введение в программирование 37

Прикладное ПО – это

комплекс программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области. Прикладное ПО работает только при наличии системного ПО.
Прикладные программы называют приложениями. Они включает в себя:
текстовые процессоры;
табличные процессоры;
базы данных;
интегрированные пакеты;
системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры);
экспертные системы;
обучающие программы;
программы математических расчетов, моделирования и анализа;
игры;
коммуникационные программы и др.
Слайд 7

2 Алгоритмизация и введение в программирование 38 Системы программирования – это

2 Алгоритмизация и введение в программирование 38

Системы программирования – это

совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов.
Системы программирования обычно содержат:
трансляторы (компиляторы или интерпретаторы);
среду разработки программ;
библиотеки справочных программ (функций, процедур);
отладчики;
редакторы связей и др.
Слайд 8

2 Алгоритмизация и введение в программирование 39

2 Алгоритмизация и введение в программирование 39

Слайд 9

2 Алгоритмизация и введение в программирование 40 Построение математической модели включает

2 Алгоритмизация и введение в программирование 40

Построение математической модели включает

в себя:
формализацию задачи (математическая постановка).
выбор метода решения.
Модель - формализованное представление реального объекта, процесса или явления, выраженное различными средствами: математическим соотношением, числами, текстами, графиками, рисунками, словесным описанием, материальным объектом.
Математическая модель – система математических соотношений, описывающих процесс или явление.
В дальнейшем будем называть построение математической модели математической постановкой задачи.
Слайд 10

2 Алгоритмизация и введение в программирование 41 2.2 Этапы решения задачи

2 Алгоритмизация и введение в программирование 41

2.2 Этапы решения задачи

на ЭВМ
Формализация задачи (математическая постановка). Выбор метода решения.
Разработка алгоритма решения задачи.
Представление алгоритма на алгоритмическом языке.
Ввод программы в ЭВМ.
Отладка и тестирование программы.
Использование программы для решения задач и анализ полученных результатов.
Слайд 11

2 Алгоритмизация и введение в программирование 42 Математическая постановка представляет описание

2 Алгоритмизация и введение в программирование 42

Математическая постановка представляет описание

задачи с помощью математических выражений и/или словесное описание частей задачи и логических связей между ними.
Под алгоритмом решения задачи будем понимать конечную последовательность действий, определяющую процесс переработки исходных данных в результат.
Выбор метода решения необходим при наличии нескольких методов решения математически формализованной задачи.
Алгоритмический язык представляет собой набор символов, систем правил написания (синтаксиса) и истолкования (семантики) конструкций из этих символов, предназначенных для описания алгоритмов.
Ввод программы в ЭВМ осуществляется с помощью клавиатуры или из внешней памяти или из компьютерной сети. При необходимости программа "переводится" на машинный язык с помощью специальных программ - трансляторов или интерпретаторов.
Отладка программы представляет собой процесс обнаружения и исправления ошибок.
Тестирование - установление факта достоверности получаемых результатов. Правильность работы программы устанавливается с помощью специальных контрольных просчетов – тестов. Для тестов подбираются наборы исходных данных, для которых заранее известен результат. Анализ результатов тестирования (сравнение полученных на ЭВМ с ожидаемыми) позволяет выявить ошибки в алгоритме и программе.
Слайд 12

2 Алгоритмизация и введение в программирование 43 2.2 Математическая постановка задачи

2 Алгоритмизация и введение в программирование 43

2.2 Математическая постановка задачи
Математическая

постановка или представление задачи в математическом виде и включает следующие действия:
а) обозначение переменных;
б) классификация переменных по типам;
в) классификация переменных по группам: исходные данные, результаты, промежуточные результаты;
г) запись расчетных формул и логических связей в той последовательности, в которой они должны вычисляться на ЭВМ
Слайд 13

2 Алгоритмизация и введение в программирование 44 Переменными называются поименованные объекты

2 Алгоритмизация и введение в программирование 44

Переменными называются поименованные объекты

программы, значения которых могут изменяться в процессе вычисления.
Для того, чтобы полностью описать переменную, необходимо указать четыре характеристики: имя, тип переменной, ее значение и адрес.
Имена переменных, программ, функций, констант и т. д. называются идентификаторами.
Под типом данных понимается множество допустимых значений этих данных. Среди типов, используемых в алгоритмических языках, есть стандартные (предопределенные) и определяемые программистом.
Обычно имеются следующие группы простых типов: целые, вещественные, логические, символьные, строковые.
Тип данных связан со смысловым содержанием задачи и определяет представление данных в памяти ЭВМ, т.е. количество байт памяти, занимаемой каждой переменной.
Целый тип выбирается для переменных, значение которых не может содержать дробной части, например, количество студентов, номер работника в списке, табельный номер. Все физические величины, коэффициенты имеют вещественный тип: масса, сила, размеры, объемы и т. д.
Для представления вещественных чисел используются форматы: с фиксированной точкой (десятичная запятая заменяется точкой) – 12.5678, -67854.906; с плавающей точкой или с порядком – 1.45е06, что соответствует записи 1.45*106, или –5.7е-12 - -5.7*10-12.
Символьный тип используется для представления данных, выражаемых одним символом (любой символ из множества, имеющихся на клавиатуре).
Строковый тип определяет строку любых символов, например: с=’Иванов А.И.’
Логический тип используется для данных, которые могут иметь только два значения: истина (true или ‘да’ или 1) и ложь (false или ’нет’ или 0).
Можно выделить следующие группы типов: простые и составные. Простой тип определяет упорядоченное множество значений параметра. Составной тип состоит из элементов других типов: массивы, записи, файлы
Слайд 14

2 Алгоритмизация и введение в программирование 45 Рассмотрим выполнение математической постановки

2 Алгоритмизация и введение в программирование 45

Рассмотрим выполнение математической постановки

на примерах
Пример 1. Вычислить площадь треугольника, если заданы длины трех сторон треугольника.
а) Введем обозначения переменных, т.е. дадим имена всем объектам задачи: a,b,c –длины трех сторон; s – площадь треугольника; p – полупериметр.
б) Определим тип переменных: a,b,c,s,p – простые переменные вещественного типа.
в) Исходные данные: a,b,c; результат: s; промежуточный результат: p.
г) Запишем расчетные формулы в нужной последовательности: p=(a+b+c)/2
s=(p(p-a)(p-b)(p-c))^0.5
При записи расчетных формул необходимо соблюдать следующее:
а) все переменные, входящие в правую часть формулы должны быть определены, т.е. вычислены ранее или введены как исходные данные.
б) рекомендуется ввести новые переменные для повторяющихся выражений, встречающихся в формулах.
Слайд 15

2 Алгоритмизация и введение в программирование 46 Пример 2: Написать программу,

2 Алгоритмизация и введение в программирование 46

Пример 2: Написать программу,

вычисляющую S = y + z,
Если a, b, c, x заданы.
Математическая постановка:
а) введем новые переменные для повторяющихся выражений: t=a+b, p=cx ;
б) a, b, c, x, t, p, y, z, s - простые переменные вещественного типа;
в) исходные данные: a, b, c, x;
результат: S;
промежуточные переменные: t, p, y, z.;
Слайд 16

2 Алгоритмизация и введение в программирование 47 г) расчетные формулы:

2 Алгоритмизация и введение в программирование 47

г) расчетные формулы:

Слайд 17

2 Алгоритмизация и введение в программирование 48 2.3 Алгоритм и его

2 Алгоритмизация и введение в программирование 48

2.3 Алгоритм и его

свойства
Разработка алгоритма предполагает установление последовательности вычислительных действий, управляющих связей и проверок логических условий, а также определение действий ЭВМ по вводу данных и выводу результатов. Термин "алгоритм" произошел от имени средневекового узбекского математика Аль Хорезми, который еще в 9-м веке предложил правила выполнения 4-х арифметических действий в десятичной системе счисления.
Алгоритм – конечная последовательность действий, ведущая от исходных данных к результату.
Алгоритмизация не является только прерогативой математики. В обычной жизни всякой целенаправленной деятельности сопутствует заранее созданный алгоритм. таким образом, алгоритм можно трактовать как технологическую инструкцию из отдельных предписаний, выполнение которых в заданной последовательности приводит к заранее предвидимому результату.
Основные свойства алгоритмов:
Массовость - возможность использовать один алгоритм для решения серии однотипных задач с различными вариантами исходных данных.
Однозначность или детерминированность - алгоритм должен содержать конечное число предписаний, не допускающих произвола исполнителя, не оставляющих исполнителю свободы выбора. Многократное повторение алгоритма с одинаковыми исходными данными должно приводить к одному и тому же результату.
Дискретность - разделение выполнения решения задачи на отдельные операции. Поочередное выполнение команд алгоритма за конечное число шагов приводит к решению задачи, к достижению цели.
Конечность - возможность получения результата через конечное число шагов, выполненных за конечное время. Несмотря на кажущуюся очевидность последнего свойства, оно является чрезвычайно важным, так как очень часто создаются бесконечные алгоритмы. Такая ситуация в программировании носит название «зацикливание».
Слайд 18

2 Алгоритмизация и введение в программирование 49 Способы записи алгоритмов Для

2 Алгоритмизация и введение в программирование 49

Способы записи алгоритмов
Для записи

алгоритмов используют самые разнообразные средства. Выбор средства определяется типом исполняемого алгоритма. Выделяют следующие основные способы записи алгоритмов:
- вербальный, когда алгоритм описывается на естественном языке;
- символьный, когда алгоритм описывается с помощью набора символов;
- графический, когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.
Текстовая запись алгоритмов имеет следующие недостатки: неоднозначность слов и понятий; отсутствие наглядности.
Первого недостатка удается избежать, если для описания алгоритмов использовать псевдокоды. В этом случае используются не любые слова естественного языка, а вполне определенные: начало, конец, ввод, вывод, если … и т.д.
Общепринятыми способами записи являются графическая запись с помощью блок-схем и символьная запись с помощью какого-либо алгоритмического языка.
Слайд 19

2 Алгоритмизация и введение в программирование 50 Блок-схема отличается следующим: каждому

2 Алгоритмизация и введение в программирование 50

Блок-схема отличается следующим:
каждому действию

соответствует определенный вид фигуры (овал, прямоугольник, параллелограмм, ромб, шестиугольник);
внутри фигур записываются формулы или краткая инструкция;
фигуры соединяются линиями со стрелками, которые называются линиями потока и указывают направления перехода от одной операции к другой. Причем, если выбирается направление вниз или вправо, то стрелки можно не ставить;
фигуры или блоки в блок-схемах могут иметь номера, проставляемые слева в разрыве верхней линии;
линии потока не должны пересекаться, поэтому при необходимости используются соединители – элементы с буквой или цифрой внутри.
Конфигурация элементов схем определена
ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем»
Слайд 20

2 Алгоритмизация и введение в программирование 51 пример блок-схемы

2 Алгоритмизация и введение в программирование 51 пример блок-схемы

Слайд 21

2 Алгоритмизация и введение в программирование 52 В 1977 году математики

2 Алгоритмизация и введение в программирование 52

В 1977 году математики

Бем и Якопини доказали, что алгоритмы сколь угодно сложной структуры могут быть реализованы с использованием всего 3-х управляющих структур:
Последовательное выполнение операций - следование;
Ветвление алгоритма на группы операций в зависимости от выполнения некоторых условий - ветвление;
Циклическое многократное выполнение группы операций до выполнения некоторого условия, формируемого в процессе вычислений - цикл.
Соответствующие операторы в записи алгоритмов называются условными операторами и операторами циклов (следование не имеет специального оператора и выражается просто последовательной записью инструкций вычисления, ввода, вывода).
Слайд 22

2 Алгоритмизация и введение в программирование 53 Условные операторы в наших

2 Алгоритмизация и введение в программирование 53

Условные операторы в наших

примерах звучат как:
если <условие выполнено> то последовательность операций иначе другая последовательность операций.
Операторы циклов в описаниях на естественном языке мы формулируем словами:
1. "Пока истинно некоторое условие - повторять заданные действия" (цикл с предусловием);
2. "Повторять заданные действия пока ложно некоторое условие" (цикл с постусловием);
3. "Повторять заданные действия N раз" (цикл со счетчиком).
Слайд 23

2 Алгоритмизация и введение в программирование 54 В зависимости от последовательности

2 Алгоритмизация и введение в программирование 54

В зависимости от последовательности

выполнения действий в алгоритме выделяют алгоритмы линейной, разветвленной и циклической структуры.
В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно одно за другим:
Слайд 24

2 Алгоритмизация и введение в программирование 55 В алгоритмах разветвленной структуры

2 Алгоритмизация и введение в программирование 55

В алгоритмах разветвленной структуры

в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия производятся различные последовательности действий. Каждая такая последовательность действий называется ветвью алгоритма.
Слайд 25

2 Алгоритмизация и введение в программирование 56 В алгоритмах циклической структуры

2 Алгоритмизация и введение в программирование 56

В алгоритмах циклической структуры

в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия выполняется повторяющаяся последовательность действий, называющаяся телом цикла.
Слайд 26

2 Алгоритмизация и введение в программирование 57 Цикл со счетчиком

2 Алгоритмизация и введение в программирование 57

Цикл со счетчиком

Слайд 27

2 Алгоритмизация и введение в программирование 59 2.4 Понятие алгоритмического языка

2 Алгоритмизация и введение в программирование 59

2.4 Понятие алгоритмического языка
Языки

программирования (алгоритмические языки) – специально разработанные искусственные языки, предназначенные исключительно для записи алгоритмов, исполнение которых поручается ЭВМ.
Наиболее общей классификацией языков программирования является по степени зависимости от машинного языка:
Машинно-зависимые – машинные, машинно-ориентированные – низкий уровень
Машинно-независимые – процедурные, проблемные – высокий уровень
Машинно-зависимые языки – это языки, наборы операторов и изобразительные средства которых существенно зависят от особенностей ЭВМ (внутреннего языка, адресности, структуры памяти и т.д.).
Машинный язык – это система команд компьютера. Программы, написанные на машинном языке не требуют компиляции. Пример фрагмента программы для трехадресной ЭВМ:
001 0 0 1 1 0 1 1 0 0 1 0 1
код операции адрес 1-го операнда адрес 2-го операнда адрес результата
Машинно-ориентированные языки - языки символического кодирования: (Автокод, Ассемблер). Операторы этого языка – это те же машинные команды, но записанные мнемоническими кодами, а в качестве операндов используются не конкретные адреса, а символические имена, например:
ADD 1, B
Слайд 28

2 Алгоритмизация и введение в программирование 60 Языки программирования высокого уровня

2 Алгоритмизация и введение в программирование 60

Языки программирования высокого уровня

машинно-независимы, т.к. они ориентированы не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операндов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Однако программы, написанные на языках высокого уровня, занимают больше памяти и медленнее выполняются, чем программы на машинных языках.
В процедурных языках программа явно описывает действия, которые необходимо выполнить, а результат задается только способом получения его при помощи некоторой процедуры, которая представляет собой определенную последовательность действий. Среди процедурных языков выделяют в свою очередь структурные и операционные языки. В структурных языках одним оператором записываются целые алгоритмические структуры: ветвления, циклы и т.д. В операционных языках для этого используются несколько операций. Широко распространены следующие структурные языки: Паскаль, Си, Ада, ПЛ/1. Среди операционных известны Фортран, Бейсик, Фокал.
Проблемно-ориентированные языки предназначены для пользователей-непрограммистов и направлены для решения узкого круга задач. На них определяется что делать, а не как это делать. К непроцедурному программированию относятся функциональные и логические языки
Слайд 29

2 Алгоритмизация и введение в программирование 61 Еще один вид классификации

2 Алгоритмизация и введение в программирование 61

Еще один вид классификации

языков программирования определяется существующей методологией программирования:
методология императивного программирования
языки программирования: FORTRAN (1954), ALGOL (1960) , PASCAL (1972) , C (1974)
методология объектно-ориентированного программирования
языки программирования: Simula (1962), Smalltalk (1972), C++ (1983), Object Pascal (1984), Java (1995), C# (2000)
методология функционального программирования
языки программирования: LISP (1958), Refal (1968), Miranda (1985)
методология логического программирования
языки программирования: PROLOG (1971)
методология программирования в ограничениях
языки программирования: УТОПИСТ (1980), IDEAL (1981), OPS5 (1987)
Ядра методологий определяются способом описания алгоритма.
Слайд 30

2 Алгоритмизация и введение в программирование 62 2.5 Основные понятия императивного

2 Алгоритмизация и введение в программирование 62

2.5 Основные понятия императивного

языка программирования
Обычный разговорный язык состоит из четырех основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. Алгоритмический язык содержит подобные элементы, только слова называют элементарными конструкциями, словосочетания - выражениями, предложения - операторами. Алгоритмический язык (как и любой другой язык), образуют три его составляющие: алфавит, синтаксис и семантика.
Алфавит – фиксированный для данного языка набор символов (букв, цифр, специальных знаков и т.д.), которые могут быть использованы при написании программы.
Синтаксис - правила построения из символов алфавита специальных конструкций, с помощью которых составляется алгоритм.
Семантика - система правил толкования конструкций языка.
Таким образом, программа составляется с помощью соединения символов алфавита в соответствии с синтаксическими правилами и с учетом правил семантики.
Слайд 31

2 Алгоритмизация и введение в программирование 63 Методология императивного программирования –

2 Алгоритмизация и введение в программирование 63

Методология императивного программирования –

это исторически первая поддерживаемая аппаратно методология программирования. Она ориентирована на модель фон Неймана. Императивное программирование пригодно для решения задач, в которых последовательное исполнение каких-либо команд является естественным.
Основным синтаксическим понятием является оператор. Первая группа – атомарные или простые операторы, у которых никакая их часть не является самостоятельным оператором, например оператор присваивания, оператор перехода, оператор вызова процедуры.
Вторая группа – структурные (составные) операторы, объединяющие другие операторы в новый, более крупный оператор, например, составной оператор, оператор цикла, операторы выбора.
Для описания синтаксиса языка программирования будет использована расширенная система обозначений Бэкуса-Наура. В ней одни понятия определяются через другие последовательно.
Основные понятия заключаются в угловые скобки.
Символ ::= означает «определяется как»
Символ | означает «или»
Символ * означает «произвольное количество повторений (в том числе ноль раз) того символа, за которым он указан»
Символы, указанные в квадратных скобках, являются необязательными.
Слайд 32

2 Алгоритмизация и введение в программирование 64 ::= | ::= |

2 Алгоритмизация и введение в программирование 64

<оператор>::= <простой оператор> |

<структурный оператор>
<простой оператор> ::= <оператор присваивания>|
<оператор вызова >
<структурный оператор> ::= <оператор последовательного исполнения>| <оператор ветвления>|<оператор цикла>
<оператор присваивания> ::= <переменная>=<выражение>
<оператор вызова > ::= <имя подпрограммы>[(<параметр> * )]
<оператор последовательного исполнения> ::= begin <оператор> * end
<оператор ветвления> ::=
if <логическое выражение> then <оператор>* [ else <оператор> *]
<оператор цикла> ::= while <логическое выражение> do <оператор>
Слайд 33

3 Основы программирования на языке Паскаль 65 Язык программирования Паскаль. Знакомство

3 Основы программирования на языке Паскаль 65

Язык программирования Паскаль. Знакомство

со средой программирования Турбо Паскаль.
Паскаль – язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан в 1968–1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Турбо Паскаль – это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования – это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).
Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration – объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.
Основные файлы Турбо Паскаля:
Turbo.exe – исполняемый файл интегрированной среды программирования;
Turbo.hlp – файл, содержащий данные для помощи;
Turbo.tp – файл конфигурации системы;
Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).
Слайд 34

3 Основы программирования на языке Паскаль 66 Структура программы Программа на

3 Основы программирования на языке Паскаль 66

Структура программы
Программа на

Borland Pascal состоит из трех частей:
заголовка,
раздела описаний,
раздела операторов.
Заголовок программы не является обязательным, он состоит из служебного
слова program и идентификатора - имени программы.
Р а з д е л о п и с а н и й содержит описания всех используемых программой
ресурсов (полей данных, подпрограмм и т.д.).
Р а з д е л о п е р а т о р о в заключается в так называемые операторные
скобки begin ...end и заканчивается точкой.
Между операторными скобками записывают управляющие операторы программы, которые разделяют специальным знаком - точкой с запятой «;». Если точка с запятой стоит перед end, то считается, что после точки с запятой стоит «пустой» оператор.
В тексте программы возможны комментарии, которые помещают в
фигурные скобки.
Посмотрим, как выглядит Pascal программа, которая реализует алгоритм Евклида для определения наибольшего общего делителя двух чисел а и в:
Слайд 35

3 Основы программирования на языке Паскаль 67 Program example; {заголовок программы}

3 Основы программирования на языке Паскаль 67

Program example; {заголовок программы}
{раздел

описаний}
Var a,b:integer; {объявление переменных}
{раздел операторов}
Begin
Write ('Введите два натуральных числа:') ;
{запрашиваем ввод данных}
Readln(a,b); {вводим значения}
while a<>b do {цикл-пока а ≠b}
if a>b then a:=a - b {если a>b, тогда a:=a-b} else b:= b-a;
{иначе b:=b-a}
Writeln(‘Hauбoльшuй общий делитель равен ‘,a);
{выводим результат}
End. {конец программы}
Слайд 36

3 Основы программирования на языке Паскаль 68 Программы на языке Паскаль

3 Основы программирования на языке Паскаль 68

Программы на языке Паскаль

имеют блочную структуру:
1. Блок типа PROGRAM – имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.
2. Блок описаний состоит в общем случае из 7 разделов:
раздел описания модулей (uses);
раздел описания меток (label);
раздел описания констант (const);
раздел описания типов данных (type);
раздел описания переменных (var);
раздел описания процедур и функций;
3. Операторный блок, который содержит раздел описания операторов.
Общая структура программы на языке Паскаль следующая:
Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}
Uses ...; {раздел описания модулей}
Var ..; {раздел объявления переменных}
...
Begin {начало исполнительной части программы}
... {последовательность
... операторов}
End. {конец программы}