Античная Философия

Содержание

Слайд 2

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято

называть особый период развития древней Греции и Рима.
Хронологические рамки:с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. 
Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Но и античное рабовладение было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. 
Слайд 3

Специфика античного способа философствования связана прежде всего с переработкой как собственного

Специфика античного способа философствования связана прежде всего с переработкой как собственного

мифологического наследия на естественных, натурфилософских принципах, так и с переработкой положительных знаний древних Восточных цивилизаций (египетской, вавилонской), возникших из практических нужд техники, торговли, путей сообщения. У греческих философов главным является стремление дать имеющимся знаниям детальное теоретическое и логическое обоснование в космологических и физических построениях.
Греки обнаруживают склонность именно к обоснованию, выведению, рациональному пониманию выдвигаемых положений, что явилось причиной возникновения научной культуры мышления, специфичной для европейской цивилизации. Физика, логика, математика как обоснованные системы знания, а не собрания тезисов и открытий, явились следствием указанных стремлений греческих философов.
Слайд 4

Античная философия Досократовский период (YII-Y вв. до н.э.) Классическая период (Y-YI

Античная философия

Досократовский
период
(YII-Y вв. до н.э.)

Классическая
период
(Y-YI вв. до н.э.)

Элинистический
период
(4 вв. до

н.э.-2 в.н.э. )

Милетская школа
Фалес (624-547 гг. до н.э.)
Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)
Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)

Пифагорейская школа
Пифагор (584-500 гг. до н.э.)

Элейская школа
Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)
Парменид (540-470 гг.до.н.э.)
Зенон (490-430 гг.до н.э.)

Диалектика
Гераклит (540-480 гг.до н.э.)

Атомистический материализм
Левкип (500-440 гг. до н.э.)
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Этический рационализм
Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Объективный идеализм
Платон (460-370 гг.до н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э).

Платонова академия

Эпикурийская школа

Скептицизм

Эклектизм

Римский период
(I до н.э. -5 вв. н.э.)

Софистика
Протогор (481-411 гг. до н.э.)
Горгий (483-373 гг. до н.э.)

Слайд 5

Досократовский период Особенности: Ярко выраженный космоцентризм; Повышенное внимание к проблеме объяснения

Досократовский период

Особенности:
Ярко выраженный космоцентризм;
Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений

окружающей природы;
Поиск первоначала, породившего все сущее;
Гилозоизм;
Недискуссионный характер философских учений
Слайд 6

Первые философские школы Древней Греции (досократические) Досократические философские школы Древней Греции

Первые философские школы Древней Греции (досократические)

Досократические философские школы Древней Греции возникли в

YII-Y вв.
до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления

Особенности:
- ярко выраженный космоцентризм;
- повышенное внимание к объяснению явлений окружающей природы;
- поиск первоначала, породившего все сущее;
- одушевление неживой природы;
-доктринерский недискуссионный
характер учений).

Наиболее известные ранние
философские школы Древней Греции

Милетская школа;
Школа пифогарийцев;
Школа Гераклита Эфесского;
Элейская школа;
Атомисты.

Слайд 7

Милетская школа философов пытаются ответить на такие фундоментальные вопросы: Един ли

Милетская школа философов

пытаются ответить на такие фундоментальные вопросы: Един ли мир

и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования?
обозначают объективно существующую природу особым понятием космос. Отсюда появляется один из первых теоретических способов познания мира – космологизм (космос + логос, знание). Космологизм рассматривает мир, вселенную как целостную систему, которой присущи единство, устойчивость, целостность и вечность существования. И философия развивалась в форме натурфилософии, философского понимания природы, как рациональной формы ее описания, объяснения и понимания
В рамках "Милетской школы философов" за первосущность, первоначало, "первовещество" принимались отдельные предметы и явления, свойствам которых придавался всеобщий характер.
Слайд 8

Милетская школа Проблема первоначала (архе) Фалес вода Анаксимандр апейрон (беспредельное,неопределенное) Анаксимен воздух Гераклит огонь

Милетская школа Проблема первоначала (архе)

Фалес вода
Анаксимандр апейрон
(беспредельное,неопределенное)
Анаксимен воздух
Гераклит огонь

Слайд 9

Гераклит Жил в городе Эфесе. Написал сочинение «О природе» Считал, что

Гераклит

Жил в городе Эфесе.
Написал сочинение «О природе»
Считал, что всё произошло

из огня и что мир не создан никем из богов и никем из людей. Мир есть вечно живой огонь мерами разгорающийся и мерами угасающий.
Ввёл понятие «логос», который носит космический характер. Под логосом он понимает космический разум (ум), который посредством слова и придает Космосу определенный смысл бытия
Благодаря движению он (космос) динамичен, а благодаря Логосу он сохраняет свою стабильность, определенность и гармонию.
Гераклит одним из первых создает учение о движении и развитии материального мира, источник и причина развития и движения находятся в самом мире. По сути, это исторически первая форма античной диалектики как учения о движении и самодвижении мира. И она носила материалистический характер. По его мнению, движение есть всеобщий способ бытия материи. Без движения и вне движения предметы вещного мира не проявляют свои свойства. Он выдвигает афористическую формулу: "Все течет и все изменяется"
Слайд 10

под единством он понимает тождество противоположностей, то есть, принадлежность различных взаимоисключающих

под единством он понимает тождество противоположностей, то есть, принадлежность различных взаимоисключающих

свойств к одной и той же сущности, к одному предмету. Например, "день и ночь, зима и лето" – есть свойства природы. Борьбу противоположностей рассматривает не просто как столкновение и уничтожение взаимоисключающих свойств, а как переход одного в другое, как взаимопереход: "Холодное становится теплым, теплое холодным, влажное – сухим, сухое – влажным".
Слайд 11

Классический период Основные положения философии Протагора: Вне человеческого сознания ничего не

Классический период

Основные положения философии Протагора:
Вне человеческого сознания ничего не существует

Нет ничего раз и навсегда
Вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»).
Окружающий мир относителен
Объективное (истинное) познание недостижимо
Существует только мир мнения
Слайд 12

Сократ родоначальник "отец" классической античной философии является Сократ Основные идеи: Основной

Сократ

родоначальник "отец" классической античной философии является Сократ
Основные идеи:
Основной метод Сократа

получил название «майевтика». Суть майевтики в том, чтобы, благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины
Сократ ввел в свою философию метод в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы: добро, зло, любовь, счастье, честность.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания
Предметом философии, по убеждению Сократа, не может быть природа, поскольку мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его поступки, а самопознание, познание самого себя – самая главная задача.
Слайд 13

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней

Платон

(427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней

Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Особенности:
Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений («Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Государство», «Законы»)
создать универсальную философскую систему, которая бы охватывала мир как единую универсальную систему, обладающей собственным основанием бытия, своей субстанцией1. Он признает существование объективного мира вне человека, независимого от нашего чувственного восприятия и который существует вечно и сам по себе, но имеющий собственное первоначало и собственную причину, из которой все в мире проистекает.
Слайд 14

Главные положения идеалистического учения Платона: Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со

Главные положения идеалистического учения Платона:
Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со

временем прекращают свое существование
Окружающий мир («мир вещей в действительности не существует)
Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, вечны и постоянны
Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи
Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов)
Слайд 15

Софистика Особенным течением в философии Античности этого периода явилась софистика (от

Софистика

Особенным течением в философии Античности этого периода явилась софистика (от греч.

софистика – умение остроумно вести прения). 
Исходя из постулата "Человек есть мера всех вещей", выдвинутого Протагором (481 – 413 г. до н.э.) они направляют свои усилия не на достижение истинного знания, а на доказательство посредством красноречия правильности какого-либо субъективного мнения, отвечающего принципу полезности.
Выдвигает идеи относительности и непостоянства всего сущего, отрицают истину как общезначимое знание. Именно то, что полезно и выгодно отдельному лицу. Они преследовали сугубо прагматическую и в значительной степени эгоистическую цель – доказать истинность любого мнения, если оно выгодно.
Пример приема софистов: "Болезнь есть зло для больных, для врачей же благо". "Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для похоронщиков – благо".
На основе таких суждений невозможно понять, что такое истинное благо и обладает ли оно общезначимостью, нельзя доказать является ли смерть злом.
По сути дела софистика и софизм вошли в историю и философской мысли и культуры как сознательная подмена понятий о чем-либо с целью извлечения пользы и выгоды. Софистика стала синонимом ненаучности, недобросовестности как в мышлении, так и в действиях людей.
Слайд 16

РИМСКО- ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ известные философские школы римско-эллинистического периода: Школа стоиков (Сенека,

РИМСКО- ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

известные философские школы римско-эллинистического периода:
Школа стоиков (Сенека, Марк Аврелий

Антониан)
Школа скептиков (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик)
Эпикурейзм
Эклектицизм (Марк Тулий Цицерон, Антиох)
Слайд 17

Эллинистическая античная философия: эпикуреизм и стоицизм Античный мир шел к своему

Эллинистическая античная философия: эпикуреизм и стоицизм

Античный мир шел к своему закату,

нарушается вся система общественных отношений, характерная для классического периода, явно были симптомы общего кризиса – предвестника упадка, когда все зыбко и неустойчиво, а прежние ценности подвергаются сомнению. Эпикуреизм и стоицизм явили собой последнюю попытку отстоять ценности Античного мира и Античной культуры. А в повседневной жизни люди ощущали зыбкость и неустойчивость бытия. Поэтому в рамках философии и философствования на первый план выступает антропологическая проблема, проблема человека и как в условиях кризиса сохранить достоинство человеческого бытия.
Слайд 18

Эпикуреизм Основателем эпикурейской философии был Эпикур (341 – 270 гг. до

Эпикуреизм

Основателем эпикурейской философии был Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.),

а выдающимся продолжателем идей Эпикура был римский философ Лукреций Кар  (99 – 55 гг. до н.э.).
Эпикур создал свою школу философов, "Сад Эпикура", на воротах которого была надпись: "Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие – высшее благо".
Слайд 19

Предметом философии у эпикурейцев человек и сущность подлинности бытия, то практическая

Предметом философии у эпикурейцев человек и сущность подлинности бытия, то практическая

задача ее состоит в том, чтобы посредством размышлений и исследований научить человека достижению счастливой, безмятежной жизни, свободной от человеческих страданий.
Эпикур выдвигает требования к философии и деятельности философов: "Пусты слова того философа, которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души".
Основание для спокойствия эпикурейцы видят в познании законов природы, которые и вечны, и устойчивы, существуют сами по себе и не являются результатом сверхъестественных сил.
В истолковании природы они материалисты, последователи Демокрита. Природа первична, она состоит из множества атомов, бесконечных по своим свойствам, поэтому существует множество миров. Движение есть атрибут, свойство самих природных явлений, порождаемые свойством тяжести атомов. Движение носит упорядоченный и объективный характер. В природе существует необходимость, в рамках которой действует человек и которую мы можем познать посредством разума. А Бога нет. В качестве Бога для них выступает мудрец, наделенный истинным знанием, обладающий пониманием сущности бытия (прозрением) и знающий пути достижения земного счастья.
Эпикурейское учение носит атеистический характер, направлено против религии, как кладезя предрассудков. 
Слайд 20

Стоицизм одним из основателей которого был еще Зенон Элейский (490 –

Стоицизм

 одним из основателей которого был еще Зенон Элейский (490 – 430

г. до н.э.). Расцвет философии стоицизма I – II веках н.э, особенно в учениях Сенеки Луция (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Эпиктета (50 – 140 г. н.э.), Марка Аврелия (121 – 180 г. н.э.)
Стоицизм возникает в условиях углубления упадка нравов, духовного и социального кризиса, усилившегося культурного варварства, разгула низменных страстей, повсеместного увлечения материальной роскошью, нигилистического отношения к высоким духовно-нравственным ценностям классической Античности. Стоицизм – своеобразный  противовес наступившему кризису, стремление вернуться "к более простому образу жизни, к старым нравам и благочестию"1, к проверенным традициям прошлого. 
Слайд 21

Исходным требованием жизни должно быть соответствие законам природы. Необходимо следовать им

 Исходным требованием жизни должно быть соответствие законам природы. Необходимо следовать им

как неизбежности и необходимости, а не избегать и не игнорировать. Они признавали единство и единообразие мира и природы как Огненного космоса (традиция Гераклита).
Стоики, также как и эпикурейцы, считают целью жизни достижение счастья, на основе разума и блага, единственно достойное  стремление человека – невзирая ни на какие внешние обстоятельства, сохранить в себе, как человеке, высшие нравственно-этические качества. Человек должен руководствоваться разумом и рассудительностью, в основе которых лежит, прежде всего, знание и следование законам природы. Разум и рассудительность приобретают форму мудрости, позволяющая узреть подлинную сущность и природы, и бытия.
Идеалом образа жизни для них является жизнь мудреца пренебрежение к материальным благам, презрение к обманчивости и мишуре богатства, стремление к которым есть проявление глупости, а не мудрости. В своей глупости человек уподобляется животному, который является рабом своих страстей и инстинктов. Поэтому телесные страдания переносить легче, чем страдания духовные и души
Слайд 22

Судьба бросает вызов человеку, который нельзя обойти и изменить. У человека

Судьба бросает вызов человеку, который нельзя обойти и изменить. У человека

остается один выход – смирится с судьбой, покориться, мужественно перенося выпавшие на его долю испытания, смело идя навстречу судьбе, не колеблясь и без страха. Поэтому для стоиков характерен культ героев. 
Стоицизм – философия трагичности бытия человека.
Слайд 23

Скептицизм школа скептиков (от греч. скептикос - рассматривающий, исследующий), основанная Пирроном

Скептицизм

школа скептиков (от греч. скептикос - рассматривающий, исследующий), основанная Пирроном (365

- 275 до н. э)
получает несколько необычную для греческой мысли релятивистскую ориентацию (условность, относительность всего известного, существующего). 
1) Вещи не - или безразличны, неустойчивы и не допускают о себе определ. суждения; наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными.
2) Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, "не склоняться" ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться "непоколебимыми" и обо всем рассуждать "это ничуть не более так, чем так", или "это и так, и не так", или "это ни так, ни не так".
3) Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах "нечего больше сказать"), а затем атараксия - безмятежность, апатия или "тишина" (собственно "штиль", полное отсутствие волнения)
Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, "первейшего из всех зол", подавление всех эмоций (особенно страха и боли), доводилось в скептицизме до стремления преодолеть инстинкт самосохранения: смерть "ничуть не более" страшна, чем жизнь. 
Слайд 24

Основой характерной античной фил-ии является космос. Греки мыслят космос упорядоченным и

Основой характерной античной фил-ии является космос. Греки мыслят космос упорядоченным и

гармоничным и таким же перед ними предстает античный человек
В Древнем Риме философы всегда находилась под очень сильным влиянием традиций Греции. Хотя все идеи античной философии были восприняты европейцами почему-то именно в римской транскрипции. 
Философия Древнего Рима, как и философия эллинизма, носит в основном этический характер.
Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.
Философия, которая сформировалась в эпоху Античности, более, чем на протяжении тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, а также служила регулятором общественной жизни. Она объясняла законы общества и природы, создавая при этом предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Тем не менее, уже после того, как на территории Римской империи начало распространяться христианство, то античная философия подверглась довольно серьезной переработке.