Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания

Содержание

Слайд 2

Язык в себе и для себя – вот истинный объект лингвистики.


Язык в себе и для себя – вот истинный объект

лингвистики.
Ф. де Соссюр
Все, что имеет отношение к осуществлению языка, входит в компетенцию лингвистики.
А. Е. Кибрик

Постулаты о функциональных границах языкознания

Слайд 3

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКА Язык - это система знаков, где единственно существенным является

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКА

Язык - это система знаков, где единственно существенным является соединение

смысла и акустического образа
Ф. де Соссюр
Естественный язык — чрезвычайно практичная, удобная, эффективная, универсальная, устойчивая, лабильная, гибкая, рекурсивная, самоорганизующаяся, эволюционирующая, осмысленная (способная к рефлексии, «субъектно мотивированная» и мн. др.), креативная и в целом антропоцентричная система ограниченного набора средств социального взаимодействия, предоставляющая своему носителю теоретически безграничные возможности воплощения своих коммуникативных и когнитивных потребностей и намерений, и потому конгруэнтная естественному интеллекту….
РЯБЦЕВА Н. К. Язык и естественный интеллект
Слайд 4

ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Слайд 5

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА Базовые функции языка: Когнитивная и коммуникативная Базовые направления современного

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

Базовые функции языка:
Когнитивная и коммуникативная
Базовые направления современного функционализма:
Когнитивная лингвистика

(«когнитивный переворот в лингвистике»)
Коммуникативная лингвистика (дискурсивный переворот в лингвистике)
Когнитивно-дискурсивная парадигма современного языкознания
Слайд 6

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА Когнитивная лингвистика – наука, решающая задачи выявления тех аспектов

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Когнитивная лингвистика –
наука, решающая задачи выявления тех аспектов существования

и функционирования естественного языка, которые обусловлены его непосредственной cвязью с когнитивным механизмом человека;
вместе с тем это наука, направленная на
выявление заложенных в языке практических, теоретических и культурных знаний и опыта, освоенных, осмысленных и прямо или косвенно вербализованных носителями языка (способы языкового миромоделирования)
Слайд 7

ДИСКУРС-АНАЛИЗ Анализ языка как способов социального взаимодействия, реализующихся с использованием потенциала

ДИСКУРС-АНАЛИЗ

Анализ языка как способов социального взаимодействия, реализующихся с использованием потенциала языка-системы


в соответствии коммуникативными и когнитивными потребностями,
формируемыми в общекультурных
и ситуативных контекстах (конситуациях).
Слайд 8

ДИСКУРС-АНАЛИЗ «Основу дискурсных аналитических подходов составляет положение … что мы всегда

ДИСКУРС-АНАЛИЗ

«Основу дискурсных аналитических подходов составляет положение … что мы всегда воспринимаем

реальность посредством языка.
С помощью языка мы создаем представления о реальности, которое не просто отражает то, что в ней есть, но и конструирует ее»
(Л.Филлипс, М.В. Йоргенсен. Дискурс-анализ, 2004)
Слайд 9

ОППОЗИЦИЯ СТРУКТУРНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ЯЗЫКА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 20 В.

ОППОЗИЦИЯ СТРУКТУРНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ЯЗЫКА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 20 В.


Кризис младограмматизма – одно из условий формирования научной парадигмы в начале ХХ в.
В фокусе критики современников находится прежде всего последовательный позитивизм младограмматиков.
Антипозитивизм – ведущая  теоретическая установка гуманитарных наук в начале ХХ в.
При этом выход из тупика последовательно позитивистского подхода виделся на разных исследовательских путях.

Слайд 10

КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В. НАСТУПЛЕНИЕМ НОВОЙ ЭПОХИ В ИСТОРИИ

КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.

НАСТУПЛЕНИЕМ НОВОЙ ЭПОХИ В

ИСТОРИИ МЫСЛИ.
САМОЙ ЯРКОЙ ЕЕ ЧЕРТОЙ БЫЛО СТРЕМЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОРЫВ К ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ СУЩНОСТИ ВЕЩЕЙ,
ЛЕЖАЩЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИХ ЭМПИРИЧЕСКОГО,
НЕПОСРЕДСТВЕННО НАБЛЮДАЕМОГО, ПРИВЫЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Слайд 11

КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В Одномерная эмпирическая реальность позитивизма, состоящая

КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В

Одномерная эмпирическая реальность позитивизма, состоящая из

твердых “фактов”, которые предстоит лишь собрать и расставить по надлежащим местам,
уступила место релятивному миру идеальных сущностей, образ которого на глазах создается и пересоздается концептуализирующей мыслью.
Б.М. Гаспаров
Слайд 12

ЛИНГВИСТИКА РУБЕЖА XIX - XX ВЕКОВ Два пути преодоления ограниченности младограмматизма 1. Структурализм 2. Функционализм

ЛИНГВИСТИКА РУБЕЖА XIX - XX ВЕКОВ

Два пути преодоления ограниченности младограмматизма
1.

Структурализм
2. Функционализм
Слайд 13

СИТУАЦИЯ НАЧАЛА ХХ В. В АСПЕКТАХ АНАЛИЗА НЕТ РАВЕНСТВА В ПРОРАБОТАННОСТИ,

СИТУАЦИЯ НАЧАЛА ХХ В.

В АСПЕКТАХ АНАЛИЗА НЕТ РАВЕНСТВА
В ПРОРАБОТАННОСТИ,
В

ТОЙ РОЛИ, КОТОРУЮ ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ В ПОЗИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЯЗЫКА
БЕЗУСЛОВНО ДОМИНИРУЕТ.
ЛОГИЦИЗМ НАУКИ,
АНАЛИТИЗМ -
НАПРАВЛЕНИЕ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В ЛОГИКЕ АРИСТОТЕЛЯ,
МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ЗАДАНА В АНТИЧНОСТИ
Слайд 14

При всей проницательности философских интуиций о природе языка как духовной “энергии”

При всей проницательности философских интуиций о природе языка как духовной “энергии”

и о непрерывности развертывания языковой среды, сами по себе они не давали ответа на вопрос о том, как конкретно — в каких параметрах и категориях, с помощью каких приемов — язык может быть описан в таком качестве.
Б.М. Гаспаров
Слайд 15

НА СМЕНУ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ - ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗОЛИРОВАТЬ, ВЫДЕЛИТЬ В ПОТОКЕ

НА СМЕНУ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ - ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗОЛИРОВАТЬ, ВЫДЕЛИТЬ В ПОТОКЕ

ВРЕМЕНИ ОБЪЕКТ НАУКИ, ВЫДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ОДНОВРЕМЕННОСТИ ОБЪЕКТА НАУКИ.
ИДЕИ ПРЕРЫВИСТОГО, СКАЧКООБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ –
КВАНТЫ В ФИЗИКЕ,
В БИОЛОГИИ – ИДЕЯ МУТАЦИИ, СКАЧКООБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ.
В ЛИНГВИСТИКЕ - ИДЕЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕННОСТИ СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ.
В СИНХРОНИИ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ОДНОВРЕМЕННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ, ВЫЯВЛЯЮТСЯ УСЛОВИЯ ИХ УСТОЙЧИВОСТИ, ЕДИНСТВА И СВЯЗЕЙ.
Слайд 16

В НАЧАЛЕ ХХ ПРОИЗОШЕЛ ОГРОМНЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА. Суть

В НАЧАЛЕ ХХ ПРОИЗОШЕЛ ОГРОМНЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА.

Суть в

осознании того, что язык представляет собой нечто большее, чем упорядоченный инвентарь форм,
поскольку определяющую роль в нем играют не материальные элементы, а релятивные по своей природе знаковые ценности, отношения между которыми образуют структуру.
Эта идея, с наибольшей полнотой и отчетливостью сформулированная де Соссюром, задала господствующее направление всей лингвистике XX столетия.
Слайд 17

БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ХХ: 1910—1970 ГГ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИДЕАЛЬНОМ, ТО

БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ХХ: 1910—1970 ГГ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИДЕАЛЬНОМ, ТО

ЕСТЬ НЕДОСТУПНОМ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАБЛЮДЕНИЮ, СИСТЕМНОМ УСТРОЙСТВЕ,
ИНТУИТИВНОЕ ВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМ РАЗДЕЛЯЮТ ВСЕ ГОВОРЯЩИЕ НА ЭТОМ ЯЗЫКЕ.
РЕЗУЛЬТАТ - ДЕТАЛЬНО РАЗРАБОТАННЫЕ МОДЕЛИ, ПОКРЫВАЮЩИЕ ВСЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, — ОТ ЗВУКОВОГО СТРОЯ РЕЧИ ДО СИНТАКСИСА, СЕМАНТИКИ И ПРАГМАТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КОММУНИКАЦИИ.
Слайд 18

1910—1970 ГГ. ХХ В. широкое применение метода - при изучении словесных

1910—1970 ГГ. ХХ В.

широкое применение метода - при изучении

словесных и несловесных художественных текстов,
в конечном счете -
любых проявлений культурного поведения, в основании которых можно было усмотреть социально санкционированные знаковые коды и правила обращения с ними.
Слайд 19

СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА - часть общего культурного контекста эпохи – эпохи

СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

- часть общего культурного контекста эпохи – эпохи модернизма

,
который составляли согласованные в определенной степени
философские,
эстетически е,
идеологические ,
социальные течения.
Слайд 20

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В. 1. Функционализм Фосслер

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В.

1. Функционализм
Фосслер К.

Позитивизм и идеализм в языкознании (Извлечения)// История языкознания и ХIХи ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть.1. М., 1960),
Фосслер К. Грамматика и история языка. //Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1910.Книга 1.-репр.изд. М., Территория будущенго, 2005,с. 157 – 170.
Отношение истории языка к истории литературы. // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1912 – 1913.Книга 1-2,-репр.изд. М., 2005, с. 247 – 258.
В. Н. Волошинов, Марксизм и философия языка. Основы социального метода в науке о языке, Л.,1927; ч. II, гл. 1: “Два направления философско-лингвистической мысли”.
Слайд 21

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В. Но если идеалистический,

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В.

Но если идеалистический,

казуальный принцип получает действительное отражение в развитии языка,
тогда все явления, относящиеся к дисциплинам низшего разряда— фонетике, морфологии, словообразованию и синтаксису,— будучи зафиксированы и описаны, должны находить свое конечное, единственное и истинное истолкование в высшей дисциплине —стилистике,
Так называемая грамматика должна полностью раствориться в эстетическом рассмотрении языка.
 (Karl Vossler, Positivismus und Idealismus in der Sprachwissenschaft, Heidelberg, 1904).
Слайд 22

ИДЕИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА НАЧАЛА ХХ В. Гумбольдтианская идея выражения в языке

ИДЕИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА НАЧАЛА ХХ В.

Гумбольдтианская идея выражения в

языке духа народа, идея миромоделирующей функции языка.
К. Фосслер
«Культура Франции в зеркале ее языкового развития. История французского письменного языка от начал до классического Нового времени» (1913 г.),
«Дух и культура в языке» (1925)
Л. Вайсгербер
«Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.

Гумбольдтианская идея -интерпретация языка как творческой деятельности индивида, которая моделируются в терминах речевой деятельности, и обращена к тексту
К. Фосслер "Позитивизм и идеализм в языкознании" [1904 г.] и др.
М. Бахтин, филологи круга Бахтина
Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л., 1923.

Слайд 23

ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА В родном языке каждого народа заложено некое

ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА

В родном языке каждого народа заложено некое миропонимание…в

том виде, которое оно приобрело сообразно судьбам этого языкового сообщества, его географическому положению и истории, его духовным и внешним условиям… следует пойти дальше и спросить, в какой мере, своеобразие какого-либо народа созидается его языком.
Л. Вайсбергер

только тогда стало ясно, как всякий народ в своем языке ткет себе особое "мировоззрение" (или лучше сказать, возможности видеть мир, и как со своим языком и посредством своего языка нации сохраняют свои духовные особенности в живом родстве и взаимодействии, и как в лоне языков покоится своего рода предопределение, тихое указание и мягкое побуждение к тому или иному образу мышления» ( К. Фосслер Дух и культура в языке, 1925).

Слайд 24

ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА К. Фосслер Всякое синтаксическое правило обосновано какой-либо

ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА

К. Фосслер
Всякое синтаксическое правило обосновано

какой-либо превалирующей духовной спецификой данного народа

Л.Вайсгербер
Определенный словарь (система слов, состоящая из имен и понятий) и определенное количество синтаксических средств (система отношений, в которую входят флексии, схемы предложений и пр. как формально, так и содержательно) обладают в рамках языка как культурного достояния бытием и действенностью и что каждый человек черпает свой языковой запас в обеих этих чертах родного языка»

Слайд 25

Л. ВАЙСГЕРБЕР Чувственное воспринимаемое речевое высказывание является лишь преходящей формой применения

Л. ВАЙСГЕРБЕР
Чувственное воспринимаемое речевое высказывание является лишь преходящей формой применения

намного более реального/действенного языкового владения человека, а это опять же лишь выражение более высокой действительности/действенности, а именно: языка народа. А за всем языковым на земле стоит, наконец, как искомый источник, как последняя действительность/действенность, языковая способность человека. «Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.

"французский язык, то есть созданная французами инструментовка языкового мышления, - это не результат, не опосредованное каким-то образом следствие их умонастроения или их национального характера", и "французы говорят по-французски не потому, что они обладают французским складом ума, умонастроением, склонностями характера, а лишь потому, что они говорят" (Дух и культура в языке, 1925

Слайд 26

Л. ВАЙСБЕРГЕР И К. ФОССЛЕР Анализ языковых систем Цветообозначений терминов родства

Л. ВАЙСБЕРГЕР И К. ФОССЛЕР
Анализ языковых систем
Цветообозначений
терминов родства в германских,

романских, славянских языках
Глаголов движения
Анализ становления языковых систем в онтогенезе

Эстетический смысл языкового сообщества подчеркивается тем, что его основа -- поэтическое ощущение -- связывается Фосслером не с лексикой и грамматикой языка, а с произношением, мелодикой, ударением и особенно ощущается в диалектных "акцентных сообществах" (Дух и культура в языке, 1925).

Слайд 27

К. ФОССЛЕР "Тот, кто пользуется в языкознании психологическими категориями, тот бредет,

К. ФОССЛЕР

"Тот, кто пользуется в языкознании психологическими категориями, тот бредет, так сказать,

по водоразделу, с вершин которого открывается с одной стороны -- вид на долины и источники душевных мнений отдельных говорящих, а с другой -- панорама обширных русел и систем языкового развития.
Та дорога ведет в сторону языковых индивидуальностей и личностей, стилистики и литературоведения, а эта - в сторону языковых сообществ и языкового родства, в области исторической и сравнительной грамматики" (Собрание сочинений по философии языка, 1923 )
Слайд 28

К. ФОССЛЕР язык – это "персональный стиль» в сфере языка специфически

К. ФОССЛЕР

язык – это "персональный стиль»
в сфере языка специфически национальное подпадает

под понятие орнаментального
"Нет ни одного национального языка, который был бы только лишь национальным и оставался в тенетах орнаментики. Каким-то образом он должен служить и деловым и профессиональным целям" (Дух и культура в языке, 1925).
Слайд 29

К. ФОССЛЕР "В национальных языках даже деловые обстоятельства приобретают индивидуальный и

К. ФОССЛЕР

"В национальных языках даже деловые обстоятельства приобретают индивидуальный и персональный эмоциональный тон...

При этом следует настоятельно подчеркнугь ту предпосылку, что национальные и отраслевые языки никогда не сосуществуют раздельно как чистые культуры, но всегда в связи и в многообразнейших смешениях друг с другом.
Влияние национальных языков на отраслевые языки выражается, в частности, в появлении технических и терминологических антропоморфизмов, придающих отраслевым "языкам" нечто вроде целенаправленного, прикладного миросозерцания (Zweckgesinnung)
Слайд 30

К.ФОССЛЕР язык науки….. отношениях и каким бы смиренным в эмоциональном аспекте

К.ФОССЛЕР

язык науки….. отношениях и каким бы смиренным в эмоциональном аспекте он ни был, дарует нам,

вместо света, очки, подзорную трубу и увеличительные стекла, с которыми большинство людей не умеет обращаться"
"в царстве познания и истины всякое понятие желает обрести собственный диалект..., т.е. каждое желает так долго и интенсивно обкатываться в речи и отражаться по возможности во всех языках, пока оно не найдет успокоения в такой форме, которая не нуждается более в переводе"
(Языковое сообщество и сообщество по интересам, 1924 )
Слайд 31

БАХТИН М. «Система языка – продукт рефлексии над языком, совершаемой вовсе

БАХТИН М.

«Система языка – продукт рефлексии над языком, совершаемой вовсе не

сознанием самого говорящего на данном языке и вовсе не в целях самого непосредственного говорения … язык противостоит индивиду как нерушимая, непререкаемая норма, которую с точки зрения индивида можно только принять» (Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л., 1930).
Слайд 32

М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ) Итак, единство социальной среды и единство ближайшего социального

М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ)

Итак, единство социальной среды и единство ближайшего социального события

общения – совершенно необходимые условия для того, чтобы указанный нами физико-психо-физиологический комплекс мог иметь отношение к языку, к речи, мог бы стать фактом языка-речи.
Слайд 33

М. БАХТИН (В.Н. ВОЛОШИНОВ) Другими словами, и понимающий, принадлежащий к тому

М. БАХТИН (В.Н. ВОЛОШИНОВ)

Другими словами, и понимающий, принадлежащий к тому же

языковому коллективу, установлен на данную языковую форму не как на неподвижный, себетождественный сигнал, а как на изменчивый и гибкий знак.
/…/К этому нужно прибавить еще одно, в высшей степени существенное соображение.
Речевое сознание говорящих, в сущности, с формой языка, как такой, и с языком, как таким, вообще не имеет дела.
В самом деле, языковая форма, данная говорящему, как мы только что показали, лишь в контексте определенных высказываний, дана, следовательно, лишь в определенном идеологическом контексте.
Слайд 34

М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ) Между тем язык движется вместе с потоком и

М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ)

Между тем язык движется вместе с потоком и неотделим

от него. Он, собственно, не передается, он длится, но длится как непрерывный процесс становления.
Индивиды вовсе не получают готового языка,
они вступают в этот поток речевого общения,
вернее, их сознание только в этом потоке и осуществляется впервые.
Слайд 35

М. БАХТИН «Индивидуальный речевой опыт всякого человека формируется и развивается в

М. БАХТИН

«Индивидуальный речевой опыт всякого человека формируется и развивается в непрерывном

и постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями.
Этот опыт в известной мере может быть охарактеризован как процесс освоения — более или менее творческого — чужих слов (а не слов языка).
Наша речь, то есть все наши высказывания..., полна чужих слов, разной степени чужести или разной степени освоенности, разной степени осознанности и выделенности”.
(“Проблема речевых жанров”. — М. М. Бахтин, Литературно-критические статьи, М., 1986, стр. 460).