Честь и достоинство как нравственные ценности Презентацию подготовила студентка группы ЮБ01/1301 Корепанова А.П.

Содержание

Слайд 2

Честь – это бриллиант на руке добродетели. Вольтер Честь – это

Честь – это бриллиант на руке добродетели.
Вольтер
Честь – это достоинство нравственно

живущего человека.
Д. С. Лихачев
Слайд 3

Согласно словаря С. И. Ожегова Достоинство – это: 1) положительное качество;

Согласно словаря С. И. Ожегова

Достоинство – это:
1) положительное качество;
2)

совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе, чувство самоуважения.
Честь – это:
1) достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности;
2) хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
3) целомудрие, непорочность (женщины);
4) почет и уважение.
Слайд 4

В чем же отличие чести и достоинства? Честь – это внешнее

В чем же отличие чести и достоинства?

Честь – это внешнее общественное

признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе.
Достоинство – это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения.
Слайд 5

Содержание понятий чести и достоинства изменялось в зависимости от времени, типа личности и общества.

Содержание понятий чести и достоинства изменялось в зависимости от времени, типа

личности и общества.
Слайд 6

Первобытность Признаются ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины,

Первобытность

Признаются ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи).
Основную

роль играла принадлежность к «своим» и «чужим».
Слайд 7

Античность Ценность человека определялась только принадлежностью его к государству (гражданское достоинство) и наличием у него свободы.

Античность

Ценность человека определялась только принадлежностью его к государству (гражданское достоинство) и

наличием у него свободы.
Слайд 8

Античность Воин претендовал на особую честь среди прочих людей, в связи

Античность

Воин претендовал на особую честь среди прочих людей, в связи с

опасным занятием и важностью защиты общества
Слайд 9

Средневековье Честь носит ярко выраженный сословно-статусный характер. Феодал-рыцарь относится к господствующему

Средневековье

Честь носит ярко выраженный сословно-статусный характер.
Феодал-рыцарь относится к господствующему классу. И

только «благородные» люди, как они, могли обладать подлинной честью, выполнять такие обязанности, как верность господину, верность данному слову, щедрость, соблюдение правил поединка и т. п.
Слайд 10

Средневековье Возникает образ «благородного разбойника». Он противостоит господствующим слоям общества. Его

Средневековье

Возникает образ «благородного разбойника». Он противостоит господствующим слоям общества. Его поведение

диктуется теми же нормами воинского этоса: верность шайке и атаману, личная храбрость, честность по отношению к «своим».
Слайд 11

Средневековье В Японии существовал кодекс поведения воина-самурая – бусидо, смысл которого

Средневековье

В Японии существовал кодекс поведения воина-самурая – бусидо, смысл которого заключается

в следующем лозунге: «Умереть, если нужно, убить, если потребуется». Для самурая честь была дороже жизни, с помощью харакири они доказывали свою безраздельную преданность господину или искренность своей души.
Слайд 12

Новое и новейшее время Смысл чести и достоинства наполняется личностным содержанием,

Новое и новейшее время

Смысл чести и достоинства наполняется личностным содержанием, что

приводит к развитию чувства собственного достоинства и чести.
Понятие чести и достоинства все больше связывают с успехом: материальным достатком, финансовыми возможностями, престижем, положением в обществе, властью.
Слайд 13

Время после победы Октябрьской революции На долгие годы становится нормой двойная

Время после победы Октябрьской революции

На долгие годы становится нормой двойная мораль

по отношению к чести и достоинству человека. С одной стороны провозглашается всеобщее равенство, а с другой – понятие чести тесно связывается со служением партии, и любой поступок (предательство, донос, клевета) оправдывается интересами партии.
Личные честь и достоинство во внимание не принимались.
Слайд 14

Комплементарность чести и достоинства.

Комплементарность чести и достоинства.

Слайд 15

Исторический экскурс позволяет сделать следующие выводы: Понятия чести и достоинства развивались

Исторический экскурс позволяет сделать следующие выводы:

Понятия чести и достоинства развивались в

единстве и параллельно друг другу.
Между ними существуют отличия, которые и представляют наибольший интерес для этического анализа.

Честь – это то, что человек должен завоевать, то, чего он должен добиваться.
Достоинство – то, что принадлежит человеку по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство).

Слайд 16

Честь и достоинство взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Следовательно, они одновременно

Честь и достоинство взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Следовательно, они одновременно и

едины, и отличаются друг от друга
Слайд 17

Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности,

Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности,

в справедливости к другим и требовательности к себе, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой слова и дела находятся в единстве.
Слайд 18

Благородство Высшим проявлением человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство – это

Благородство

Высшим проявлением человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство – это нравственное

величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам.
Слайд 19

Показателем достоинства личности выступает и ее отношение к достоинству другого человека.

Показателем достоинства личности выступает и ее отношение к достоинству другого человека.

Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.
Слайд 20

Право на достоинство человек обретает с момента появления на свет, а

Право на достоинство человек обретает с момента появления на свет, а

честь приобретается им в процессе всей его жизни. Разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести применительно к конкретной ситуации (профессиональная, семейная, фамильная честь).
Слайд 21

Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете как правило обнаруживается

Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете как правило обнаруживается

у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной
Слайд 22

Иногда возникает «неправильное» понимание чести и достоинства. В этом случае можно

Иногда возникает «неправильное» понимание чести и достоинства. В этом случае можно

говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире (понятие чести «вора в законе»).
Слайд 23

Несмотря на связь, честь и достоинство относительно независимы: утрата чести не

Несмотря на связь, честь и достоинство относительно независимы: утрата чести

не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному.