Демосфен и его вклад в риторику древней греции Выполнила студентка 2 курса ФТД группы Т-114 Маслова Юлия

Слайд 2

Демосфен - афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал

Демосфен - афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки.
Призывал греков

к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него — «филиппики»).
Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.

(384 – 322 гг. до н.э.)

С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик).

Слайд 3

Слайд 4

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков

вступлений к речам и писем.

политические

судебные

судебно-политические

(364-345)
характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта

наиболее яркие — «О преступном посольстве» (343) и «За Ктесифона о венке» (330), направленные против Эсхина

самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341 годами

Слайд 5

Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому

Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому

и непринужденному изложению текстов речей.

не придерживался жесткого плана;
активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?»;
вступление и повествовательная часть были сведены до минимума;
все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты.

Слайд 6

Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в

Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в

своей правоте.

Начиная новый раздел речи, он
сразу раскрывает его содержание,
в процессе изложения подводит итоги сказанному,
неоднократно повторяет особо важные мысли.

Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса.

Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений.
Демосфен умело применял антитезы («век нынешний» и «век минувший»), соединения синонимов в пары («знайте» и «понимайте»), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь. В результате его выступления никогда не были монотонными.

Слайд 7

Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп

Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп

II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя.
Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.

Афиняне воздвигли Демосфену медную статую. Демосфен был представлен на ней со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками. Надпись под статуей гласила:
«Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум
Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей»

Демосфен первый превратил ораторскую трибуну в драматическую эстраду.