Древний Рим

Содержание

Слайд 2

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой

город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.
Слайд 3

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Слайд 4

Воин-завоеватель как идеал красоты Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически

Воин-завоеватель как идеал красоты Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически

сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства.
Слайд 5

Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны. В идеале римлянки

Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны. В идеале римлянки

воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета. Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.
Слайд 6

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих

традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.
Слайд 7

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались

по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.
Слайд 8

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по

длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.
Слайд 9

ТКАНИ, ЦВЕТ В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые

ТКАНИ, ЦВЕТ

В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани.

Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.
Цветовая гамма в римском костюма - яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Слайд 10

ОРНАМЕНТ Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы

ОРНАМЕНТ

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с

вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.
Слайд 11

Мужская одежда

Мужская одежда

Слайд 12

Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение. Римский

Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение.

Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги».
Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани
Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.
Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.
Слайд 13

Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины

Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины

на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой.
Слайд 14

Римский плащ — пенула — в крое круг или полукруг с

Римский плащ — пенула — в крое круг или полукруг с

отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.
Слайд 15

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками. И период

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.
И

период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5—6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.
Примые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита" из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.
Слайд 16

Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда

Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда

не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков. В ранний период они носили окладистую бороду умеренной длины; с III в. до н.э. вошло в обычай брить бороду в многочисленных греческих цирюльнях. Только при императоре Адриане снова появляются короткие окладистые бороды.
Слайд 17

Тяжело вооруженные легионеры из VIII легиона Августа. Кожаная кираса, кожаные штаны,

Тяжело вооруженные легионеры из VIII легиона Августа. Кожаная кираса, кожаные штаны,

пояс с металлическими накладками, прямоугольный щит (scutum), меч на перевязи (balteus), метательное копье (pilum) и металлический шлем (cassis) с вертикальным украшением — султаном (crista).
Слайд 18

Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу

Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу

в «варварских» землях на севере и западе, принесли оттуда, кроме упомянутого выше галльского плаща (sagum) с капюшоном (cucullus), также и штаны (braccae), эту «самую неримскую одежду», которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только много столетий спустя смогла перешагнуть через Альпы.

До этого римляне носили обмотки. У германцев они также заимствовали широкие штаны, доходящие до щиколоток. На памятниках эпохи империи римские легионеры всегда изображаются в чулках, доходящих до икр; поверх них надета обувь, сплетенная из ремней, которая закрывает пятку и подошву (кроме пальцев) и заканчивается немного выше щиколотки.

Слайд 19

Женская одежда

Женская одежда

Слайд 20

Женский костюм во многом был схож с мужским. Одежда должна была

Женский костюм во многом был схож с мужским. Одежда должна была

подчеркивать монументальность, величественность фигуры и плавность движений.  Нижней одеждой была туника-интима, на которую одевали тунику-столу, с плиссированной или сборчатой оборкой-инститой по краю подола.  Стола имела короткие рукава, или не имела вовсе. Наличие рукавов зависело от того, имела ли туника-интима рукава или нет.
Поверх римлянка одевала паллу
Слайд 21

Римлянки носили одежду, более широкую и длиною до пят. Первое время

Римлянки носили одежду, более широкую и длиною до пят.
Первое время

туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния она стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами).  Столу дважды подпоясывали под грудью и ниже талии и тщательно драпировали. Но такую одежду носили только замужние женщины, девушки обходились второй короткой туникой. По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.
Слайд 22

римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки

римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки

и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста.. Палла или свободно спускалась вниз, или прижималась к телу поясом.
Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая - спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись.
Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.
Слайд 23

Драпировки в одеждах

Драпировки в одеждах

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Прически Прическа римлянок первоначально была довольно скромной, но во времена империи

Прически

Прическа римлянок первоначально была довольно скромной, но во времена империи

появляются все более пышные и сложные сооружения, для создания которых требовалась помощь нескольких рабынь.  Широко используются гребни и щетки, шпильки, щипцы для завивки волос, всевозможные зеркала, косметика, краски для волос и т.п. Во время войн с германцами были в моде золотистые волосы, как у германских женщин, и римлянки либо носили парики, либо красили или обесцвечивали собственные волосы.
Слайд 27

Существовало множество разновидностей римских женских причесок — от простого, так называемого

Существовало множество разновидностей римских женских причесок — от простого, так называемого

«греческого узла» с прямым пробором до диадемы с волосами, высоко поднятыми надо лбом.
. украшениями служили также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса.