Содержание
- 2. Основные понятия экспозиционной деятельности ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. ехроsitio - выкладывать, выставлять) -совокупность предметов, специально выставленных
- 3. Виды экспозиционных комплексов (по методу построения): Коллекционный
- 4. Виды экспозиционных комплексов (по методу построения): Ансамблевый
- 5. Виды экспозиционных комплексов (по методу построения): Ландшафтный
- 6. Виды экспозиционных комплексов (по методу построения): Тематический
- 7. Виды экспозиционных комплексов (по методу построения): Тематический
- 8. Виды экспозиционных комплексов (по методу построения): Музейный натюрморт (музейно-образный метод) – тематический комплекс, выражающий экспозиционный (художественный)
- 9. Музейная экспозиция как система Экспонат Экспозиционный комплекс Раздел (подраздел; тема, подтема) Экспозиция как целостная система, текст
- 10. «Музей не тем становится музеем, что в нем соберутся редкости, а исключительно тем, что организующая мысль
- 11. Организация работы В российских музеях традиционно действует следующая схема работы над проектами: концепция выставок, как правило,
- 12. Эта совместная междисциплинарная (искусствоведческая и антропологическая) исследовательская работа увлекла нас и постепенно выросла в оригинальную концепцию
- 13. Основные этапы создания музейной экспозиции Подготовительный этап: определение ведущих идей музея, формирование и изучение коллекций по
- 14. Теоретический этап: разработка научной концепции, сценария, расширенной тематической структуры, тематико-экспозиционного плана Научная концепция экспозиции – документ,
- 15. Круг экспонатов определялся постепенно, параллельно с разработкой сценария выставки. Подарки «всплывали» в самых неожиданных собраниях— от
- 16. Расширенная тематическая структура - документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на взаимосвязанные части — разделы,
- 17. Тематико-экспозиционный план экспозиции
- 18. Разработка художественной концепции экспозиции. Защита проекта. Художественное проектирование Художественная концепция экспозиции – проектный директивный документ в
- 19. Из записок музейного куратора О. А. Сосниной: «Дизайнерское решение выставки, разработанное по предложенному сценарию московскими архитекторами
- 20. Подготовка предметного ряда, изготовление вспомогательных материалов Сборка макета когерерного приемника Съемка видеоролика
- 21. Монтаж оборудования и организация художественно-исполнительских работ
- 22. Предварительная раскладка (пробная экспозиция)
- 23. Монтаж экспозиции и технических средств
- 24. Открытие. Работа с посетителями
- 25. Дело в том, что мы расценивали экспозицию выставки не только как публичную презентацию результатов изучения феномена
- 26. «Новогодняя быль или Приключения елки в России» Концепция экспозиции музейной выставки Тема выставки – народные и
- 27. РАСШИРЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (основные темы, комплексы, группы экспонатов): Вводный комплекс Тема1. «Зима на мороз, мужик за
- 34. Скачать презентацию
Основные понятия экспозиционной деятельности
ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. ехроsitio - выкладывать, выставлять)
Основные понятия экспозиционной деятельности
ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. ехроsitio - выкладывать, выставлять)
ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЙНАЯ - целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА - «одно из основных направлений музейной деятельности, нацеленное на создание экспозиции музейной и обеспечение ее функционирования как центрального звена коммуникации музейной. Содержанием <…> является проектирование и монтаж экспозиций и выставок, наблюдение за состоянием постоянной экспозиции музея и ее частичная реэкспозиция в случае необходимости»
ЭКСПОНАТ - предмет, выставленный для обозрения; является элементарной структурной единицей экспозиции; составляет основу музейной коммуникации. В качестве экспонатов в музее могут выступать как подлинные музейные предметы, так и воспроизведения, модели и научно-вспомогательные материалы.
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС – структурная единица экспозиции, представляющая собой группу предметов, образующих зрительное и смысловое единство. Виды ЭК: вещевой (предметный), документальный, фотокомплекс, биогруппа; археологический, этнографический, историко-бытовой (в т.ч. мемориальный).
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Коллекционный
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Коллекционный
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Ансамблевый
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Ансамблевый
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Ландшафтный
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Ландшафтный
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Тематический
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Тематический
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Тематический
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Тематический
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения):
Музейный натюрморт (музейно-образный метод)
– тематический
Виды экспозиционных комплексов (по методу построения): Музейный натюрморт (музейно-образный метод) – тематический
Музейная экспозиция как система
Экспонат
Экспозиционный комплекс
Раздел (подраздел; тема, подтема)
Экспозиция как целостная система,
Музейная экспозиция как система
Экспонат
Экспозиционный комплекс
Раздел (подраздел; тема, подтема)
Экспозиция как целостная система,
Проектирование экспозиции – современная форма организации процесса создания экспозиции; заключается в предварительной системной разработке научного содержания, архитектурно-художественного решения и технического оснащения экспозиции с учетом задач и условий ее создания.
«Музей не тем становится музеем, что в нем соберутся редкости, а
«Музей не тем становится музеем, что в нем соберутся редкости, а
Ф. И. Шмит
Организация работы
В российских музеях традиционно действует следующая схема работы над проектами:
Организация работы
В российских музеях традиционно действует следующая схема работы над проектами:
Эта совместная междисциплинарная (искусствоведческая и антропологическая) исследовательская работа увлекла нас и
7 Выставка «Дары вождям» организована музеями Московского Кремля в выставочном зале «Новый Манеж» в октябре - ноябре 2006 года при участии 12 музеев России и двух архивов. Авторы оригинального дизайна выставки — московские архитекторы Е.В. Асе и К.Ю. Ларин. Каталог выставки: «Дары вождям», авторы-составители: О. А. Соснина, Н. В. Ссорин-Чайков. М.: Пинакотека, 2006. С. 328.
Из записок музейного куратора О. А. Сосниной:
«Идея выставки «Дары вождям»7 родилась спонтанно у меня и моего коллеги Николая Ссорина-Чайкова, антрополога из Кэмбриджского университета, на экспозиции советского искусства в одном из московских музеев. Постепенно, в течение трех лет идея созревала, обдумывалась и артикулировалась в наших выступлениях на конференциях и в статьях.
Основные этапы создания музейной экспозиции
Подготовительный этап: определение ведущих идей музея, формирование
Основные этапы создания музейной экспозиции Подготовительный этап: определение ведущих идей музея, формирование
Изучение всех видов источников – вещественных, знаковых, изобразительных, вербальных, моделирование и реконструирование явления или историко-культурной реальности.
Аналитическая работа не столько над фактами, сколько над их научной интерпретацией. Интеллектуальная рефлексия на замысел, его корректировка на основе реакции научного сообщества – консультантов, профильных специалистов.
Теоретический этап:
разработка научной концепции, сценария, расширенной тематической структуры, тематико-экспозиционного плана
Научная
Теоретический этап:
разработка научной концепции, сценария, расширенной тематической структуры, тематико-экспозиционного плана
Научная
Круг экспонатов определялся постепенно, параллельно с разработкой сценария выставки. Подарки «всплывали»
Круг экспонатов определялся постепенно, параллельно с разработкой сценария выставки. Подарки «всплывали»
Из записок музейного куратора О. А. Сосниной:
«Концепция проекта — «хронотоп советскости» была разработана в расчете на экспонирование в двух больших выставочных залах «Нового Манежа»: пространство («Мир для вождя» и «Дом для вождя») и время («Время истории»
и «Время человека »). Оригинальность проекта состояла в том, что предметы-подарки иллюстрировали не
биографию советских «вождей», а биографию общества советской эпохи. Выставка была нашей попыткой ответить на вопросы: что побуждало самых разных людей создавать и преподносить вождям эти дары, и что говорят об истории советского государства и общества судьбы самих этих вещей?
Кроме вещей находились и свидетели той эпохи, интервью которых мы записали и опубликовали частично в текстах каталога выставки. Особую сложность для меня, как куратора проекта представляла задача структурировать эти многочисленные и разнородные экспонаты— от замечательных произведений искусства и народных промыслов до «натуральных» индустриальных экспонатов (например, куска Транс-Сибирской железной дороги) или искусных моделей электростанций, кораблей и станков, от памятных вещей Второй мировой войны и международного рабочего движения до портретов самих вождей, выполненных из самых неожиданных материалов (из перьев птиц, табачных листьев или из зерен риса)».
Расширенная тематическая структура - документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции
Расширенная тематическая структура - документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции
Тематико-экспозиционный план – документ, определяющий состав и основные характеристики экспозиционных материалов, их распределение и группировка по темам, подтемам, экспозиционным комплексам, а также основные тексты.
Тематико-экспозиционный план экспозиции
Тематико-экспозиционный план экспозиции
Разработка художественной концепции экспозиции.
Защита проекта. Художественное проектирование
Художественная концепция экспозиции –
Разработка художественной концепции экспозиции.
Защита проекта. Художественное проектирование
Художественная концепция экспозиции –
Из записок музейного куратора О. А. Сосниной:
«Дизайнерское решение выставки, разработанное по
Из записок музейного куратора О. А. Сосниной:
«Дизайнерское решение выставки, разработанное по
Из рецензии в СМИ:
Архитекторы Евгений Асс и Константин Ларин выстроили конструкции из тонкого гофрированного металла. В первом зале — спираль, по двум сторонам которой параллельно разворачивается экспозиция «Хронография власти». По внешней стороне, во встроенных в стены витринах, — революционная версия истории человечества. Здесь много подарков из-за рубежа — портреты героической Жанны д’Арк, Яна Гуса, воспоминания о деяниях Гавроша. Следуя заданным маршрутом, зритель вместе со всемирной историей приходит к рождению идеального человека, обозначенному медицинскими весами, подаренными Сталину. С них начинается история частная.
В зале «Путь к вождю» на пилонах развешены ковры и гигантские флаги, в витринах — изображения празднеств, шествий, весь пафос советского времени. В разделе «Картография власти» — карты мира, сделанные из самых немыслимых материалов. В «Сокровищнице» — произведения искусства: китайский нефрит, скульптура Ханса Арпа, рисунки Кокто и совершенно невероятные вещи вроде золотой книги от монгольского народа. В круглой витрине, «Дом для вождя» можно видеть письменные столы, шкафы, кресла, чернильные приборы, посуду — все, что нужно для обустройства жизни, вплоть до ложек».
Подготовка предметного ряда, изготовление вспомогательных материалов
Сборка макета когерерного приемника
Съемка видеоролика
Подготовка предметного ряда, изготовление вспомогательных материалов
Сборка макета когерерного приемника
Съемка видеоролика
Монтаж оборудования и
организация художественно-исполнительских работ
Монтаж оборудования и
организация художественно-исполнительских работ
Предварительная раскладка
(пробная экспозиция)
Предварительная раскладка
(пробная экспозиция)
Монтаж экспозиции и технических средств
Монтаж экспозиции и технических средств
Открытие. Работа с посетителями
Открытие. Работа с посетителями
Дело в том, что мы расценивали экспозицию выставки не только как
Дело в том, что мы расценивали экспозицию выставки не только как
Можно сказать, что проект «Дары вождям» позволил современному зрителю заглянуть в сложный и парадоксальный мир взаимоотношений человека с властью. В результате такие фундаментальные для современной науки, но абстрактные понятия, как советская ментальность и технология власти обрели предельную убедительность экспоната — материальной вещи, артефакта, документа».
Из записок музейного куратора О. А. Сосниной:
«Аудитория встретила выставку благодарно и заинтересованно. Многие посетители оставили отзывы, в которых со страстью излагали свои взгляды на советское прошлое, вступая часто в бурные дискуссии между собой или обращаясь «напрямую» все к той же власти — к постсоветским политическим лидерам. […] Эта активная рефлексия зрителей была ожидаемой и даже отчасти спланированной нами.
«Новогодняя быль или Приключения елки в России»
Концепция экспозиции музейной выставки
Тема выставки
«Новогодняя быль или Приключения елки в России»
Концепция экспозиции музейной выставки
Тема выставки
Идея: представление обрядовых традиций зимнего народного календаря, а также традиций празднования Нового года в России с позиций детской и молодежной специфики через создание ансамблевых комплексов с использованием традиционных предметов крестьянского и усадебного быта, а также городской культуры прошлого века.
Цель: приобщение к отечественным традициям праздничной народной и светской культуры через создание образов детства-отрочества-юности прошлых эпох, выступающих в качестве основы взаимопонимания современного поколения отцов и детей.
Стержневые проблемы и задачи выставки:
Введение в ежегодно повторяющийся календарный цикл и раскрытие многозначности народных традиций.
Формирование представлений о сезонных поделках и разного рода праздничном реквизите, о кукле и народной игрушке как о тексте культуры, «зашифрованной речи».
Популяризация традиции домашних праздников и семейных вечеров, подарков-самоделок и елочных украшений «своими руками»; знакомство с технологиями.
РАСШИРЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
(основные темы, комплексы, группы экспонатов):
Вводный комплекс
Тема1. «Зима на
РАСШИРЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
(основные темы, комплексы, группы экспонатов):
Вводный комплекс
Тема1. «Зима на
Подтемы:
«Введение – ворота зимы». Образ зимы: натюрморт с санями.
«Наум-грамотник». Символический натюрморт (витрина-куб) из принадлежностей для учебы
«Долгими зимними вечерами» - бытовой крестьянский интерьер (изба) – демонстрация традиционных зимних занятий, связанных с подготовкой к Рождеству.
Святки – натюрморт из предметов реквизита колядовщиков, славильщиков, ряженых
Крещение
Тема 2. Елка в господском доме
Подтемы:
От «Щелкунчика» - к русской елке
В ожидании праздника
«Смотрины подарков»
Тема 3. Новый год в период социальных потрясений
Тема 4. Новый год под бой курантов
Подтемы:
Елочные игрушки и новогодние украшения 1950-60-х г.
Встреча праздника в городской семье – интерьер комнаты в коммунальной квартире