Фаюмские портреты

Содержание

Слайд 2

История фаюмских портретов Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные

История фаюмских портретов

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в

Римском Египте I—III веков н. э.
Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Слайд 3

Карта Фаюмского оазиса

Карта Фаюмского оазиса

Слайд 4

Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет

Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет

традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Слайд 5

Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных


Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее

изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 70-е годы XIX века, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по 3)
Слайд 6

Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего


Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова,

означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами.
Слайд 7

Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном


Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в

одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских». Единичные фаюмские портреты находились в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали.
Слайд 8

Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в


Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще

в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту К 1887 Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.
Слайд 9

Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать


Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не

создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Слайд 10

Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский


Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в

греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.
Слайд 11

Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов,


Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из

бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.
Слайд 12



Слайд 13

Слайд 14

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались


Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам

попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.
Слайд 15

Сикомо́ра (сикомор) — один из видов рода фикус семейства Тутовые. Древнейшая


Сикомо́ра (сикомор) — один из видов рода фикус семейства Тутовые.
Древнейшая

плодовая культура, вечнозелёное дерево, обликом, размером и прочностью напоминающее дуб. Дерево высотой до 40 м с раскидистой кроной. Родиной считается Египет. Произрастает в Восточной Африке и в Передней Азии; имеет твёрдую древесину. Сикомор до сих пор культивируют из-за съедобных плодов (оранжево-розовые фиги 25—50 мм в диаметре) в Иордании и на Кипре.
Слайд 16

Слайд 17

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено


Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них)

выполнено в древней технике энкаустика (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).
Слайд 18

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов,


В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских

портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
Слайд 19

Фаюмские портреты I века н. эры Портрет пожилого мужчины конца 1

Фаюмские портреты I века н. эры

Портрет пожилого мужчины конца 1

в.н.э

Портрет мальчика по имени Евтихий. из собрания Музея Метрополитен