Филипп Отто Рунге (1777-1810)

Содержание

Слайд 2

23 июля 1777 Вольгаст (Мекленбург) – 2 декабря 1810 Гамбург Немецкий

23 июля 1777 Вольгаст (Мекленбург) –
2 декабря 1810 Гамбург

Немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве
Слайд 3

Родной дом Рунге в Вольгасте, ныне — музей

Родной дом Рунге в Вольгасте, ныне — музей

Слайд 4

Портреты этого мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной внутренней

Портреты этого мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной внутренней

жизнью.
Образ поэта-романтика увиден Рунге в "Автопортрете". Он внимательно разглядывает себя и видит темноволосого, темноглазого, серьезного, полного энергии, вдумчивого и волевого молодого человека. Художник-романтик хочет познать себя.
Манера исполнения портрета быстрая и размашистая, будто бы уже в фактуре произведения должна быть передана духовная энергия творца; в темной красочной гамме выступают контрасты светлого и темного. Контрастность – характерный живописный прием мастеров-романтиков.
Слайд 5

Отто Рунге «Мы втроём». 1805 г Художник изобразил себя с братом

Отто Рунге «Мы втроём». 1805 г

Художник изобразил себя с братом

Даниелем и его женой Полиной.
Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры.

Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур.

Слайд 6

Портрет родителей, 1806 Рунге часто обращается и к форме парного портрета

Портрет родителей, 1806
Рунге часто обращается и к форме парного портрета («Мои

родители», 1806, Кунстхалле, Гамбург), позволяющему передать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, настроений.
Слайд 7

«Дети Хюльзенбек» 1805-1806 Портреты с изображением детей («Дети Хюльзенбек», 1805-1806; «Портрет

«Дети Хюльзенбек»
1805-1806

Портреты с изображением детей («Дети Хюльзенбек», 1805-1806; «Портрет сына», 1805;

оба — Кунстхалле, Гамбург)
искренней непосредственностью в воспроизведении натуры предвосхищают работы мастеров раннего реализма — бидермейера.
Слайд 8

Жена художника с ребенком, 1807 г. Портрет сына 1805 г.

Жена художника с ребенком, 1807 г.

Портрет сына
1805 г.

Слайд 9

В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции,

В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции,

темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотно «Отдых на пути в Египет» (1805-1806). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера.

Отдых на пути в Египет, 1805-1806

Слайд 10

Христос, шагающий по водам, 1806-1807

Христос, шагающий по водам, 1806-1807

Слайд 11

Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а

Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а

с другой — связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня, символизирующий слияние человека с природой, — его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении.
Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808-1809) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.
Слайд 12

Большое утро,1808 Утро,1807

Большое утро,1808 Утро,1807

Слайд 13

Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток.

Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток.

Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие — чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом.
Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро». Она наивна и светла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует зарождающийся день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей — древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости тоновых переходов эта картина намного превосходит прежние произведения художника.
Слайд 14

Большое утро, фрагмент The Small Morning, 1809-10

Большое утро, фрагмент

The Small Morning, 1809-10

Слайд 15

Амариллис пышнейший, 1808

Амариллис пышнейший, 1808

Слайд 16

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом

с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге «Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства» (1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.
Книга вышла в 1810 г., в год смерти Рунге.
Умер Рунге в Гамбурге 2 декабря 1810.
Рунге умер молодым, оставшись верен протестантскому принципу, что у изобразительного искусства должно быть духовное предназначение.
В 1840-1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов — две сказки, сочиненные Рунге на «платтдойч», нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник, обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).
Слайд 17

Слайд 18