Философия допетровской Руси Соловьёва Ольга Шишкина Анастасия

Содержание

Слайд 2

Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому

Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому

средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри.
Слайд 3

Периоды XI—XIV вв. — процесс формирования древнерусской философии; XV— XVI вв.

Периоды

XI—XIV вв. — процесс формирования древнерусской философии;

XV— XVI вв. —

эпоха ее расцвета;

XVII в. — начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским

Слайд 4

Первым же собственно философским произведением принято считать трактат «Слово о законе

Первым же собственно философским произведением принято считать трактат «Слово о законе

и благодати», написанный киевским митрополитом Илларионом в XI веке.
В основе философско-исторической концепции Иллариона лежит идея равенства всех народов перед «благодатью». Эпоха «закона» символизируется образами тени, луны, рабыни Агары, а эпоха «благодати» — образом солнца, свободной Сарры.
В произведении также прославляется Русь и воздается хвала князю Владимиру, он впервые сравнивается с византийским императором Константином.
Слайд 5

В период складывания и укрепления Московского государства (XIV —XVI вв.) в

В период складывания и укрепления Московского государства (XIV —XVI вв.) в

русской философской мысли появились натурфилософские учения. В философском плане наибольший интерес представляет влияние исихазма на русскую культуру и мышление.
Исихазм — от греческого слова, означающего покой, безмолвие. Это течение наиболее глубоко проявилось в древнерусском искусстве, в частности, в творчестве Андрея Рублева. Сторонники данного движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается человеку через созерцание природы, с помощью молитв. Человек же — это богопознающее существо, микрокосм, соединяющий душу и плоть, способность ощущать и общаться.
Слайд 6

Мыслителем, который применил теорию исихазма, был Нил Сорский (1433-1508) Он стал

Мыслителем, который применил теорию исихазма, был Нил Сорский (1433-1508)
Он стал

вождем нестяжателей. Это было религиозно-политическое учение на Руси в конце XV — начале XVI вв.
Нил Сорский считал, что монахи должны жить своим трудом. Главное их занятие — духовное самосовершенствование. Самое крупное творение Нила Сорского — Устав. Это ценнейший источник философской, этической и психологической мысли. Взгляды Сорского способствовали развитию монашеского движения на Руси.
Большой вклад в теоретическое обоснование нестяжательства внес также Максим Грек (1475-1556). Он развивал учение о том, что каждый человек обладает свободой воли и обязан трудиться.
Слайд 7

У нестяжателей были противники — иосифляне, во главе с Иосифом Волоцким

У нестяжателей были противники — иосифляне, во главе с Иосифом

Волоцким (1439-1515) — игуменом Волоцкого монастыря.
Иосифляне считали, что монастыри должны приобретать собственность, чтобы быть могущественными, т. к. без этого невозможно творить богоугодные дела.
Слайд 8

В XIV —XVI вв. на Руси появились ереси, направленные против официальной

В XIV —XVI вв. на Руси появились ереси, направленные против официальной

религии. Следует отметить ересь стригольников.
Их нападки на православную церковь велись по двум направлениям:
1) во-первых, по линии ее организационных основ,
2) во-вторых, по вопросам богословской догматики.
Движение стригольников было разгромлено в конце XIV века.
Слайд 9

В конце XV века появляется еще одна крупная ересь, получившая название

В конце XV века появляется еще одна крупная ересь, получившая название

ереси «жидовствующих». Они отвергали церковную иерархию, замещение должностей «по мзде», выступали против строительства храмов, не признавали святых таинств, скептически относились к иконам.
Слайд 10

В XIV —XVII вв. философская мысль проявила большой интерес к историософской

В XIV —XVII вв. философская мысль проявила большой интерес к историософской

проблематике.
В XVI веке псковский монах Филофей (1465-1542) создал религиозное учение о Москве как «третьем Риме».
Слайд 11

Он утверждал, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение. «Старый

Он утверждал, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение.
«Старый

Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами.
«Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей.
«Третьему Риму» — Москве — предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения.
Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлинной вере.
Слайд 12

Слайд 13

Одним из крупнейших общественных событий XVII века, отразившихся в развитии русской

Одним из крупнейших общественных событий XVII века, отразившихся в развитии русской

философии и общественной мысли, был церковный раскол.
Возникшее первоначально из-за чисто формального признака новой и старой обрядности различие очень быстро стало символом борьбы двух течений — официальной идеологии, которая поддерживалась государством, и оппозиционнонастроенного старообрядчества.