Философия Чаадаева как исток диалога западников и славянофилов. Краснов Денис Машир Марта ТС04/1405

Содержание

Слайд 2

Выдающуюся роль в развитии русской философии XIX века сыграл Петр Яковлевич Чаадаев, русский мыслитель и публицист.

Выдающуюся роль в развитии русской философии XIX века сыграл Петр Яковлевич

Чаадаев, русский мыслитель и публицист.
Слайд 3

«Философические письма» «Апология сумасшедшего» Свое философское миропонимание он излагает в 1829–1831 гг.

«Философические письма»
«Апология сумасшедшего»

Свое философское миропонимание он излагает в 1829–1831 гг.

Слайд 4

Двигателем мировой истории Чаадаев называет: Высший разум Божественный разум Провидение

Двигателем мировой истории Чаадаев называет:

Высший разум

Божественный разум

Провидение

Слайд 5

Единственным выходом Чаадаев видел скорейшее сближение России с Западом. Но этот

Единственным выходом Чаадаев видел скорейшее сближение России с Западом. Но этот

вопрос он понимал по-своему. Петр Яковлевич видел в этом сближении не механическое заимствование западноевропейского опыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации, обновления православия.
Мысли Чаадаева воистину разбудили общественное мышление и в том числе и сугубо философское. У Чаадаева появились как сторонники, так и ярые противники.
Слайд 6

«Западники» «Славянофилы» чувство недовольства режимом Исправление ненормального положения вещей в России

«Западники»

«Славянофилы»

чувство недовольства режимом

Исправление ненормального положения вещей в России

Слайд 7

Россия – та же Европа, но только отстала от нее в

Россия – та же Европа, но только отстала от нее в

развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру.

П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин считали:

Слайд 8

Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой

Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой

цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России.
Слайд 9

у России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не

у России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не

подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера. Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение - к истинному нравственному самоусовершенствованию. О сторонниках этого направления сложилось устойчивое мнение как о представителях либерального дворянства, провозглашающих особое историческое предназначение России, особые пути развития ее культуры и духовной жизни.

И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин.

Слайд 10

основа философского мировоззрения славянофильства церковное сознание выяснение сущности церкви

основа философского мировоззрения славянофильства

церковное сознание

выяснение сущности церкви

Слайд 11

Церковь для него не является системой или организацией, учреждением. Он воспринимает

Церковь для него не является системой или организацией, учреждением. Он воспринимает

Церковь как живой, духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей, находящих в ней более совершенную, благодарную жизнь, чем вне ее.
Основным принципом Церкви является органическое, естественное, а не принудительное единение людей на общей духовной основе: бескорыстной любви к Христу.

Наиболее полно основа раскрыта Л.С. Хомяковым.