Философия Нового Времени XVI – XVIII вв.

Содержание

Слайд 2

Содержание Общая характеристика Ф.Бэкон Р.Декарт Б.Спиноза Дж.Локк Г.В.Лейбниц Дж.Беркли Д.Юм

Содержание

Общая характеристика
Ф.Бэкон
Р.Декарт
Б.Спиноза
Дж.Локк
Г.В.Лейбниц
Дж.Беркли
Д.Юм

Слайд 3

Общая характеристика Гносеологический оптимизм – вера в безграничность человеческого познания Методологизм

Общая характеристика

Гносеологический оптимизм – вера в безграничность человеческого познания
Методологизм – поиск

надежных путей и инструментов познания
Натурализм – стремление объяснять все естественными причинами
Механицизм – сведение всех природных процессов к простым механическим взаимодействиям
Религиозное свободомыслие (в основном деизм)
Слайд 4

Субъект-объектная парадигма S → O Отношения человека с природой строятся уже

Субъект-объектная парадигма

S → O
Отношения человека с природой строятся уже не по

принципу «часть-целое», а по принципу «субъект-объект»
Субъект – активная, инициирующая сторона деятельности, а природа – лишь объект, которым можно манипулировать, предварительно познав его устройство
Слайд 5

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) Происходил из знатной семьи, получил хорошее

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)

Происходил из знатной семьи, получил хорошее образование
Сочетал

научную деятельность с общественно-политической
Был лорд-канцлером Англии
Обвинен во взяточничестве, приговрен к штрафу и лишен полномочий
Слайд 6

«Великое восстановление наук» Избавиться от «идолов» Идолы рода (телеологизм, антропоморфизм и

«Великое восстановление наук»

Избавиться от «идолов»
Идолы рода (телеологизм, антропоморфизм и пр. )
Идолы

пещеры (субъективность)
Идолы площади (несовершенство языка)
Идолы театра (слепая вера в авторитеты)

Создать новый, позитивный научный метод
Обобщающая индукция (позволяет выводить из единичных фактов общие законы)
Исключающая индукция (позволяет выявлять причинные связи, исключая случайные совпадения)

Слайд 7

«Знание – сила» Индуктивный метод позволяет получать новую информацию, что необходимо

«Знание – сила»

Индуктивный метод позволяет получать новую информацию, что необходимо для

развития эмпирического естествознания
Знания, полученные из опыта, можно применять на практике
Наука должна приносить пользу обществу, помогая людям овладевать природой
Слайд 8

Три типа ученых Паук (схоласти-ческое теорети-зирование) Пчела осмысление Муравей (однобокий эмпиризм) (теоретическое эмпирии)

Три типа ученых

Паук (схоласти-ческое теорети-зирование)
Пчела
осмысление

Муравей (однобокий эмпиризм)
(теоретическое
эмпирии)

Слайд 9

Рене Декарт (Картезий) (1596 – 1650) Родился во Франции в дворянской

Рене Декарт (Картезий) (1596 – 1650)

Родился во Франции в дворянской семье
Получил образование

в иезуитском колледже Ла-Флеш
Много путешествовал, служил в армии, был на войне
В 1629 переселился в Нидерланды
Слайд 10

Картезианская концепция науки «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика,

Картезианская концепция науки

«Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика,

ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки»
«Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец»
Слайд 11

Рационалистический метод «Правила для руководства ума»: Исходить только из очевидного Разбивать

Рационалистический метод

«Правила для руководства ума»:
Исходить только из очевидного
Разбивать сложную проблему на

простые вопросы
Переходить от простого к сложному, от известного к неизвестному
Не оставлять пробелов в доказательствах
Слайд 12

Методологическое сомнение Надо сомневаться во всем, что допускает хотя бы тень

Методологическое сомнение

Надо сомневаться во всем, что допускает хотя бы тень сомнения
Несомненно

только одно – существование моего мыслящего «Я» (cogito ergo sum)
Но если существует моё «Я», то существует и Бог – актуально бесконечный абсолют
А тогда должен существовать и объективный мир – «протяженная субстанция»
Слайд 13

Дуалистическая метафизика Бог Мысль Пр-во

Дуалистическая метафизика

Бог
Мысль Пр-во

Слайд 14

Дуалистическая метафизика Бог Мысль Пр-во Я Мир (субстанция (субстанция мыслящая) протяженная)

Дуалистическая метафизика

Бог
Мысль Пр-во
Я Мир
(субстанция (субстанция
мыслящая) протяженная)

Слайд 15

Дуалистическая метафизика Бог Мысль Пр-во Я Мир (субстанция (субстанция мыслящая) протяженная) ? ?

Дуалистическая метафизика

Бог
Мысль Пр-во
Я Мир
(субстанция (субстанция
мыслящая) протяженная)
? ?

Слайд 16

Психофизическая проблема Дух мыслит, но не имеет протяженности, (следовательно, он не

Психофизическая проблема

Дух мыслит, но не имеет протяженности, (следовательно, он не может

воздействовать на тело)
Тело протяженно, но не мыслит, (значит, оно не может влиять на дух)
Каким же образом они взаимосвязаны?
Слайд 17

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) Родился в Амстердаме в семье

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677)

Родился в Амстердаме в семье торговца
Был вынужден

оставить учебу, но после смерти отца вернулся к ней
Завел связи среди республиканцев и меннонитов
Изгнан из иудейской общины за вольнодумство
Слайд 18

Мастерская Спинозы Поселившись в деревне, освоил шлифовку линз, чем и зарабатывал

Мастерская Спинозы

Поселившись в деревне, освоил шлифовку линз, чем и зарабатывал себе

на жизнь
Большинство произведений Спинозы были опубликованы посмертно
Слайд 19

Пантеизм и гилозоизм Субстанция – это то, что имеет причину в

Пантеизм и гилозоизм

Субстанция – это то, что имеет причину в самом

себе (causa sui)
Существует только одна подлинная субстанция – сама Природа
С материально-пространственной точки зрения она выступает как мир вещей, с духовно-мыслительной – как Бог
«Бог – имманентная, а не внешняя причина всех вещей»
Слайд 20

Абсолютный монизм

Абсолютный монизм

Слайд 21

Индивидуация Субстанция – «природа творящая» Модусы – «природа сотворенная» Модусы –

Индивидуация

Субстанция – «природа творящая»
Модусы – «природа сотворенная»
Модусы – не части, а

лишь конечные проявления бесконечной субстанции
Существует ли наше «Я»? Для него самого – да, для Природы – нет
В познании мы выходим за пределы своей индивидуальности, созерцаем мир «с точки зрения вечности»
Слайд 22

Фатализм и свобода Все в Боге, Бог во всем, все во

Фатализм и свобода

Все в Боге, Бог во всем, все во всем,

все жестко взаимосвязано
Не только внешние события, но и наши внутрение чувства (мысли, ощущения, аффекты) вызваны определенными причинами
Человек – раб своих аффектов, но он в состоянии выйти из этого рабства, если составит ясную идею о своих аффектах, осознает их
«Свобода – это осознанная необходимость»
Слайд 23

Три ступени познания Чувственное – фрагментарно и ошибочно, но содержит в

Три ступени познания

Чувственное – фрагментарно и ошибочно, но содержит в себе

«осколки» истины
Интеллектуальное – дедуктивно обосновано и взаимосвязано, но еще не является полным и целостным
Интуитивное – постижение всей истины в ее целостности
Слайд 24

Джон Локк (1632 – 1704) Родился в семье адвоката, изучал медицину

Джон Локк (1632 – 1704)

Родился в семье адвоката, изучал медицину
Был домашним

врачом графа Шефтсбери, возглавлявшего тогда оппозицию Карлу II
Принимал активное участие в политической жизни Англии времен Революции
Слайд 25

Эмпиризм Врожденных идей не существует, все знания проистекают из опыта (tabula

Эмпиризм

Врожденных идей не существует, все знания проистекают из опыта (tabula rasa)
«Ничего

нет в интеллекте, чего раннее не было бы в ощущениях»
Опыт бывает не только внешний (ощущения), но и внутренний (рефлексия)
Локк не согласен с Декартом в том, что внутренний опыт надежнее, очевиднее внешнего
Слайд 26

Первичные и вторичные качества Первичные качества (объем, форма, движение) Находятся в

Первичные и вторичные качества

Первичные качества
(объем, форма, движение)
Находятся в самих вещах
Объективны,

но отнюдь не только умопостигаемы
O п.к.

Вторичные качества
(вкус, цвет, запах)
Возникают в восприятии
Субъективны, но отнюдь не целиком иллюзорны
вт.к. S

Слайд 27

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) Родился в Лейпциге в семье

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)

Родился в Лейпциге в семье профессора
Изучал

философию, право, математику, логику и другие науки
Независимо от Ньютона открыл интегральное и дифференциальное исчисление
Слайд 28

Рационализм Лейбница «Ничего нет в интеллекте, чело раннее не было бы

Рационализм Лейбница

«Ничего нет в интеллекте, чело раннее не было бы в

ощущениях, ... кроме самого интелекта (!)»
Разум – не «чистая доска», а скорее «глыба мрамора» с прожилками и неровностями
«Истины разума» являются врожденными, но абстрактными и формальными
«Истины факта» приобретаются из опыта, они конкретны и содержательны
Слайд 29

Два вида истин Истины разума Врожденные, отражают внутренее устройство самого разума

Два вида истин

Истины разума
Врожденные, отражают внутренее устройство самого разума
Универсальны, но

абстрактны и бессодержательны
Это лишь возможность знания, но еще не само знание

Истины факта
Приобретаются из опыта, отражают факты
Неуниверсальны, но конкретны и содержательны
Это реальное знание, но без разума оно не имело бы смысла

Слайд 30

Монадология Монады – единицы бытия, но не пассивно-материальные, а активно-духовные Физически

Монадология

Монады – единицы бытия, но не пассивно-материальные, а активно-духовные
Физически взаимодествовать они

не могут, «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них входить или выходить»
Между ними существует предустановленная Богом гармония, благодаря которой каждая монада отражает весь миропорядок
Монада – «живое зеркало вселенной»
Слайд 31

Джордж Беркли (1685 – 1753) Родился в Ирландии в дворянской английской

Джордж Беркли (1685 – 1753)

Родился в Ирландии в дворянской английской семье
Преподавал

теологию
Много путешествовал, побывал во Франции, Италии, Сев. Америке
В последние годы был епископом англиканской церкви
Слайд 32

Солипсизм «Solo ipso» – «только я» Esse est percipi (быть –

Солипсизм

«Solo ipso» – «только я»
Esse est percipi (быть – значит быть

воспринимаемым)
Абстрактные идеи – всего лишь обман слов
Материи не существует; первичные качества так же субъективны, как и вторичные
Любой предмет – всего лишь комплекс ощущений
Слайд 33

Бог как основа Постоянство существования мира гарантируется лишь наличием Бога «Есть

Бог как основа

Постоянство существования мира гарантируется лишь наличием Бога
«Есть дух, который

во всякий момент вызывает во мне все те чувственные впечатления, которые я воспринимаю. А из разнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их безмерно мудр, могуч и благ»
Слайд 34

Бог Дух Восприятия Вещи Порядок бытия

Бог
Дух
Восприятия
Вещи

Порядок бытия

Слайд 35

Бог Дух Восприятия Вещи Порядок бытия

Бог
Дух
Восприятия
Вещи

Порядок бытия

Слайд 36

Бог Дух Восприятия Вещи Порядок бытия

Бог
Дух
Восприятия
Вещи

Порядок бытия

Слайд 37

Бог Дух Восприятия Вещи Порядок бытия

Бог
Дух
Восприятия
Вещи

Порядок бытия

Слайд 38

Бог Дух Восприятия Вещи Порядок бытия

Бог
Дух
Восприятия
Вещи

Порядок бытия

Слайд 39

Критика материализма Понятие материи – наиболее абстрактное, неясное и противоречивое из

Критика материализма

Понятие материи – наиболее абстрактное, неясное и противоречивое из всех,

его надо навсегда изгнать из употребления
«Отрицание материи не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак, чтобы особсновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия»
Слайд 40

Давид Юм (1711 – 1776) Родился в Эдинбурге, в дворянской семье

Давид Юм (1711 – 1776)

Родился в Эдинбурге, в дворянской семье
Получил философское

и юридическое образование
Работал библиотекарем, какое-то время состоял на дипломатической службе
Слайд 41

Существует ли объективный мир? Локк: «Конечно да, ведь он дан нам

Существует ли объективный мир?

Локк:
«Конечно да, ведь он дан нам в

восприятиях»
Юм:
«Не знаю. Опыт

Беркли:
«Конечно нет, ведь восприятия существуют только в нашей душе»
сам по себе ничего не доказывает»

Слайд 42

Скептицизм Юма Невозможно узнать, существует материальный мир или нет В опыте

Скептицизм Юма

Невозможно узнать, существует материальный мир или нет
В опыте нам даны

лишь наши идеи и впечатления, но не сами вещи
Анализировать надо не связь вещей, а связь идей
Слайд 43

ПРОСВЕЩЕНИЕ Рационализм: поскольку разум природное явление, значит законы разума тождественны законам

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Рационализм: поскольку разум природное явление, значит законы разума тождественны законам природы.

Жить и мыслить правильно – это жить и мыслить согласно природе.
Деизм:
Исторический оптимизм: вера в прогресс, глубокое убеждение во всесилии человеческого разума, в его способности оделить добро от зла. Добра становится все больше, а зла все меньше, мир в целом естественно и неизбежно идет к лучшему.
Слайд 44

Ассоциации идей – всего лишь привычки нашего ума Ассоциации идей: по

Ассоциации идей – всего лишь привычки нашего ума

Ассоциации идей:
по смежности

явно
по сходству субъективны
по причинной связи → объективны?
Для установления объективных причин нужна всеобщность, а опыт нам ее не дает
Типичная ошибка: post hoc ergo propter hoc
Взойдет ли сегодня солнце на востоке?
Слайд 45

ПРОСВЕЩЕНИЕ Натурализм: жизнь, общество разум – все это части природы. Справедливая

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Натурализм: жизнь, общество разум – все это части природы. Справедливая и

мудрая жизнь должна соответствовать порядку природы и природе самого человека. Отклонения от «природы вещей» суть причины всех зол и заблуждений.
Из натуралистического принципа выводились «естественное право», «естественная мораль», «естественная религия»
Слайд 46

ПРОСВЕЩЕНИЕ Рационализм: поскольку разум природное явление, значит законы разума тождественны законам

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Рационализм: поскольку разум природное явление, значит законы разума тождественны законам природы.

Жить и мыслить правильно – это жить и мыслить согласно природе.
Деизм:
Исторический оптимизм: вера в прогресс, глубокое убеждение во всесилии человеческого разума, в его способности оделить добро от зла. Добра становится все больше, а зла все меньше, мир в целом естественно и неизбежно идет к лучшему.