Содержание
- 2. Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем
- 3. Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным
- 4. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется
- 5. Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и
- 6. Мастера Гжели постоянно находились в поиске новых форм и технологий производства керамики. Примерно до 14 века
- 7. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы,
- 8. Гжельская майолика
- 9. В 18 веке к Гжели постепенно приходит слава одного из крупнейших районов, который производит художественную майолику.
- 10. В живописи, живой и непосредственной, народные мастера воссоздавали сказочные архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображали различных животных,
- 11. Для гжельских изделий этого времени характерна великолепная форма и бесконечное разнообразие мотивов росписи: среди сохранившихся изделий
- 12. Гжельская майолика успешно продавалась не только на местных рынках и ярмарках, но и охотно раскупалась в
- 13. Традиции гжельской майолики в настоящее время продолжает завод художественной керамики в поселке Турыгино. Он выпускает изделия
- 14. Гжельский полуфаянс
- 15. "Полуфаянс" явился как бы переходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Он возник в Гжели как
- 16. Первые десятилетия и роспись полуфаянсовых изделий была такой же, как у майолики. Начиная с 1820-х гг.
- 17. В 1840-х гг. полуфаянс Гжели достигает своего расцвета: роспись синего цвета украшает кумганы, квасники, кувшины. В
- 18. Тогда же стали использовать люстр. Люстр - это вид глазури с перламутровым переливом, цветным или бесцветным.
- 19. Стремясь расширить возможности полуфаянсового производства крестьянин из деревни Речицы Афанасий Киселев в 20-е гг. XIX века
- 20. Одновременно с «бронозовой» посудой из полуфаянса выпускали похожую фаянсовую посуду с росписью люстром сиреневого цвета. Гжельский
- 21. Гжельский фаянс
- 22. 1820-1830 годы были плодотворными для гжельской керамики. В это время был освоен выпуск изделий из тонкого
- 23. Фаянс гжельских заводов XIX века по составу приближается к полуфаянсу, формы изделий просты, рисунок ручной росписью
- 24. Наиболее известным и мощным был завод Тереховых-Киселева в деревне Речицы Бронницкого уезда. По художественным достоинствам своей
- 25. Технология «мраморной» посуды была самостоятельно разработана основателем завода – Иосифом Федяшиным. Из этой массы изготовляли чайную
- 26. Гжельский фарфор
- 27. К концу XVIII в. фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах. Первые королевские и императорские
- 28. Первым гжельским производителем фарфора был крестьянин деревни Володино Павел Куликов. Секрет фарфора он узнал, работая на
- 29. Жидкую фарфоровую массу (шликер) литейщик заливает в формы. Гипс впитывает влагу, шликер затвердевает. Отлитые изделия идут
- 30. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. Темный, серый с
- 31. Во второй половине XIX века сложился отдельный промысел росписи фарфора. Одни мастерские занимались росписью кобальтом, другие
- 32. Росписью занимались женщины-"писарихи", которые сами создавали свои орнаменты и многократно варьировали композиции, ставшие традиционными: "мушель", розу
- 33. Во второй четверти XIX века в Гжели было более 50 заводов. Быстрый упадок гжельского промысла, начавшийся
- 34. Национально своеобразное искусство народного русского фарфора, которое создали мастера гжельского промысла, оказало своё влияние и на
- 35. В конце XIX -начале XX вв. гжельский промысел был в упадке. В годы империалистической войны (1914-1918),
- 36. Частные заводы в 1918-1919 годах были национализированы. Одни из них продолжили выработку посуды, другие были переведены
- 37. В 1930-х годах в Гжели был организован ряд артелей. Так в 1936 году в д. Турыгино
- 38. Промысел в те годы сильно окреп и привлек к себе многих талантливых мастериц росписи фарфора. Великая
- 39. После войны под руководством исследователя русской керамики А. Б. Салтыкова на промысле было выработано художественно -
- 40. Вместе с художницей Н. И. Бессарабовой А. Б. Салтыкову удалось восстановить технику свободной кистевой росписи, обучить
- 41. Вырабатываются подарочные предметы с подглазурной синей росписью кобальтом и последующей разделкой золотом, а также с росписью
- 42. Образцы для производства создают художники со специальным образованием. Наибольшее количество образцов принадлежит Н.И.Бессарабовой.
- 43. За основу подглазурной кистевой росписи кобальтом взят растительный орнамент гжельского полуфаянса и фарфора. Кроме растительной применяется
- 44. По-прежнему, роспись выполняется только вручную. Поэтому любое созданное произведение уникально и хранит почерк мастера.
- 45. Мотив рисунка Гжели, в общем, сохраняется, но на каждой вазе одного мастера штрихи, линии, углы, пятна
- 46. Возрождение гжельской майолики удалось осуществить лишь в конце 70-х годов. Среди художников, участвовавших в этом, была
- 47. В 1987 г. в майолике Гжели была освоена традиционная роспись солями цветных металлов по сырой эмали.
- 56. Скачать презентацию