Иконы. Классификация икон

Слайд 2

Икона — христианстве (главным образом, в православии, католицизме древневосточных церквях) изображение

Икона  — христианстве (главным образом, в православии, католицизме древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или

церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора787 года.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Как выглядит икона

Слайд 3

Значение икон Икона, являясь как и слово, «одним из средств познания

Значение икон

Икона, являясь как и слово, «одним из средств познания Бога, одним

из путей к объединению с Ним» (Вл. Лаосский) есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией.
В церковном учении об иконах можно выделить четыре тесно переплетённых между собой аспекта: дидактический, соответствующий «буквально» тексту и сюжетной стороне Писания и Предания; символический, соответствующий «аллегорическому» уровню Библии;
мистический, лица, «изображенные» на иконе, сами присутствуют в своём изображении, реально являясь в нём миру;
и, наконец, тесно связанный с мистическим, собственно литургический аспект иконы (в структуре богослужения икона обладает Божественной энергией, силой литургического образа).
Из функций иконы выделяют богословско-символическую, миссионерскую, эстетическую и богослужебную.
Слайд 4

Отношение к иконам в народе Среди невоцерковлённого народа почитание икон может

Отношение к иконам в народе

Среди невоцерковлённого народа почитание икон может принимать форму идолопоклонства, когда

поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магические свойства. Подобное отношение, несовместимое с догматом об иконопочитании, систематически критикуется православными богословами.
На Руси такое представление об иконах известно издревле, при этом большое влияние оказало прежнее язычество. Иконам молились, приносили жертвы (например, восковые свечи, в которые залепливались деньги), ждали от них милостей.
Слайд 5

Классификация икон По сюжетам иконы можно разделить на:[14] Иконы Святой Троицы

Классификация икон

По сюжетам иконы можно разделить на:[14]
Иконы Святой Троицы — символические и «по

пророческим видениям» изображения троичного догмата.
Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
Иконы святых и сил бесплотных.
Иконы праздников и событий священной истории.
Символические и аллегорические композиции
Слайд 6

Андрей Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи,

Андрей Рублёв  — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и

монументальной живописи XV века. Канонизирован РПЦ в лике преподобных.

Наиболее известные иконописцы и иконы

Икона "Апостол Павел" входила в деисусный ряд, центральным образом которого был "Спас в силах". Апостол изображен идущим, о чем свидетельствуют легкий разворот корпуса, постановка ног и поворот головы. В изображении одеяния использованы голубовато-синие, сиреневые, красно-коричневые цвета.