Индивид и общество

Содержание

Слайд 2

План лекции Индивид между «Мы» и «Они» (Влияние сообществ «Мы» и «Они» на индивида) Феномен отчужденности

План лекции
Индивид между «Мы» и «Они» (Влияние сообществ «Мы» и «Они»

на индивида)
Феномен отчужденности
Слайд 3

1. Индивид между «Мы» и «Они» Индивид – есть общественное существо…

1. Индивид между «Мы» и «Они»

Индивид – есть общественное существо…
Карл

Маркс
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 4

Формирование микросоциологии В 30-е гг. ХХ века возникает особый уровень социологических

Формирование микросоциологии

В 30-е гг. ХХ века возникает особый уровень социологических исследований

– микросоциология (социометрия). На этом уровне изучают социально-психологические взаимоотношения индивидов в малых группах. Одним из основоположников направления был Джекоб Морено (1892-1974).
Слайд 5

Формирование микросоциологии По мнению Д.Морено переход к данному уровню означал, «…отход

Формирование микросоциологии

По мнению Д.Морено переход к данному уровню означал, «…отход от

социальной вселенной к её атомарной структуре».
Д. Морено отмечал, что «социометрия изучает индивидуумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы».
Слайд 6

Формирование микросоциологии Причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов. Понятия «теле», «социогравитационный

Формирование микросоциологии

Причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов.
Понятия «теле», «социогравитационный фактор».
«Теле»

- простейшие единицы чувства, излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду.
Излучение «теле» со знаком плюс вызывает симпатию.
Слайд 7

Формирование микросоциологии Излучение «теле» со знаком минус – антипатию. Необходимо учитывать

Формирование микросоциологии

Излучение «теле» со знаком минус – антипатию.
Необходимо учитывать существование

микро- и макроструктур в обществе и группе.
Микростуктура – совокупность психических отношений. Макроструктура – пространственное взаимоотношение людей.
Слайд 8

Альфред Шютц (Schutz, Alfred) (1899-1959) С точки зрения любого индивида всех

Альфред Шютц (Schutz, Alfred) (1899-1959)

С точки зрения любого индивида всех других

людей можно представить в виде континуума.
Расположение индивидов на определённой дистанции.
В этом ряду располагаются современники, предки и потомки.
Слайд 9

Шютц, Альфред (1899-1959) - американский социолог австрийского происхождения, последователь Э.Гуссерля, один

Шютц, Альфред (1899-1959) - американский социолог австрийского происхождения, последователь Э.Гуссерля, один

из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии. Щютц с 1939 г. в эмиграции, с 1953 г. - профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Первая и главная книга Щютца "Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию" (Вена, 1932 г.) явилась попыткой создания нового теоретико-методологического основания социальных наук.т
Слайд 10

Альфред Шютц (Schutz, Alfred) (1899-1959) Внимание к части социальной жизни, называемой

Альфред Шютц (Schutz, Alfred) (1899-1959)

Внимание к части социальной жизни, называемой жизненный

мир или мир повседневности.
Это интерсубъективный мир.
Внутри понятия «жизненный мир» - интимные отношения лицом к лицу («мы-отношения») и сдержанные безличные отношения («они-отношения»).
Слайд 11

Категории «Мы» и «Они» «Мы» - группа, к которой я принадлежу.

Категории «Мы» и «Они»

«Мы» - группа, к которой я принадлежу. Является

моим естественным окружением.
«Они» - группа, к которой я не принадлежу. Представление о данной группе является поверхностным.
Существует противостояние между данными категориями.
Слайд 12

Категории «Мы» и «Они» Б.Ф. Поршнев «Социальная психология и история» Первоначальное

Категории «Мы» и «Они»
Б.Ф. Поршнев «Социальная психология и история»
Первоначальное осознание общности

«Они».
Ощущение, что есть «Они», рождает желание самоопределиться.
Слайд 13

Категория «Мы» Это универсальная психологическая форма самосознания всякой общности. «Мы» всегда

Категория «Мы»
Это универсальная психологическая форма самосознания всякой общности.
«Мы» всегда предполагает противопоставление

каким-либо «Они».
Существует через определённую персонификацию.
Слайд 14

Материальные носители «Мы»: Вождь Мифологический герой Монарх Жрец Партия Таким образом, «Мы» существует, если есть выразители.

Материальные носители «Мы»:

Вождь
Мифологический герой
Монарх
Жрец
Партия
Таким образом, «Мы» существует, если есть выразители.

Слайд 15

Средства поддержания общности «Мы»: Обожествление Изваяния Пропаганда Магия ритуализации Элементы внешности Музыка, песни Язык

Средства поддержания общности «Мы»:

Обожествление
Изваяния
Пропаганда
Магия ритуализации
Элементы внешности
Музыка, песни
Язык

Слайд 16

Значение категорий «Мы» и «Они» Необходимы в процессе социализации. Это четкая

Значение категорий «Мы» и «Они»

Необходимы в процессе социализации.
Это четкая линия в

воспитании.
«Мы» формируется путём уподобления людей, через подражание, заражение.
«Они» - путём запрета чему-либо подражать.
«Мы» способствует развитию общности, усиливает её.
Слайд 17

Категория «Они» Существуют мнимые «Они» (вымышленные). Восприятие «Они» через стереотипы. Социальный

Категория «Они»

Существуют мнимые «Они» (вымышленные).
Восприятие «Они» через стереотипы.
Социальный стереотип – схематизированный

образ или представление о социальном объекте.
Слайд 18

Способы формирования стереотипов: Заражение (спонтанный процесс, передача эмоционального заряда). Убеждение (апелляция

Способы формирования стереотипов:
Заражение (спонтанный процесс, передача эмоционального заряда).
Убеждение (апелляция к рационально-логическому

мышлению).
Внушение (целенаправленное воздействие на уровне подсознания).
Слайд 19

Понятие «настроение» Люди, охваченные однородным настроением и выражающие его совместно, составляют

Понятие «настроение»

Люди, охваченные однородным настроением и выражающие его совместно, составляют общность.
Настроение

находит своё выражение в виде эмоций, сдвигов сознания.
Настроения могут варьироваться от аффективных форм до общественного мнения.
Слайд 20

Понятие «настроение» Они могут быть мимолетными и устойчивыми. Позитивные настроения: солидарность,

Понятие «настроение»

Они могут быть мимолетными и устойчивыми.
Позитивные настроения: солидарность, героизм, патриотизм

и др.
Негативные настроения: недовольство, страх, усталость, возмущение, гнев.
Настроения поддаются воздействию.
Слайд 21

Понятие «настроение» Для общности «Мы» характерна симпатия. По отношению к «Они»

Понятие «настроение»

Для общности «Мы» характерна симпатия.
По отношению к «Они» люди испытывают

враждебность, агрессивность, подозрительность, что является причиной и следствием предубеждений.
Слайд 22

Проявления предубеждений Непринятие достоинств врага. Преувеличение мнимых и реальных пороков других

Проявления предубеждений

Непринятие достоинств врага.
Преувеличение мнимых и реальных пороков других людей.
Существование двойных

стандартов.
Ксенофобия (от греч. Xenos – чужой и phobos – страх) - ненависть ко всему «чужому», навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное отношение к ним.
Слайд 23

Проявления предубеждений Норберт Элиас (1897 – 1990) объяснял происхождение предубеждений через

Проявления предубеждений

Норберт Элиас (1897 – 1990) объяснял происхождение предубеждений через теорию

признанных и посторонних.
Грегори Бейтсон назвал цепь враждебных действий и реакций схизмогенезисом.
Типы схизмогенезиса: симметричный и взаимодополняющий (комплиментарный).
Слайд 24

2. Феномен отчуждённости. «Чужаки» не предполагают противопоставления и разделения. Категория «чужие»

2. Феномен отчуждённости.

«Чужаки» не предполагают противопоставления и разделения.
Категория «чужие» распространяется на

людей, которые живут рядом и чем-то похожи на нас.
Эта категория не относится ни к «нам», ни к «ним», что становится причиной беспокойства.
Слайд 25

Примеры «чужих»: «Неофит» - недавно обращенный в нашу веру. «Нувориш» -

Примеры «чужих»:

«Неофит» - недавно обращенный в нашу веру.
«Нувориш» - вчерашний бедняк,

которому повезло и он присоединился к богатым.
«Выскочка».
Таким образом, эти понятия обозначают людей, которые сменили свой статус. Им нельзя доверять.
Слайд 26

Реакции на чужаков: Отправить чужаков обратно. Геноцид. Разделение: территориальное, духовное. Разделение по внешнему виду.

Реакции на чужаков:

Отправить чужаков обратно.
Геноцид.
Разделение: территориальное, духовное.
Разделение по внешнему виду.

Слайд 27

«Мир универсальной отчужденности» Избавиться от чужаков каким-либо способом не возможно. Всё

«Мир универсальной отчужденности»

Избавиться от чужаков каким-либо способом не возможно.
Всё социальное пространство

– это мир универсальной отчуждённости.
Общественное невнимание как прием, который позволяет жить среди чужаков.
Слайд 28

Проявления общественного невнимания: Избегание контактов с другими людьми. Безразличие к другим

Проявления общественного невнимания:
Избегание контактов с другими людьми.
Безразличие к другим (в условиях

большого города)
Духовное, моральное, умственное отделение от других людей.
Слайд 29

Последствия универсальной отчуждённости: Положительное последствие – свобода от постоянного надзора. Негативное

Последствия универсальной отчуждённости:
Положительное последствие – свобода от постоянного надзора.
Негативное последствие –

холодное безразличие, утрата этического аспекта человеческих отношений.
Слайд 30

Основные понятия Категории «Мы» и «Они» Носители «Мы» Средства поддержания «Мы»

Основные понятия

Категории «Мы» и «Они»
Носители «Мы»
Средства поддержания «Мы»
Социальные стереотипы
Категория «чужие»
Общественное невнимание