Индуизм. Типология

Содержание

Слайд 2

Индуизм Одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных

Индуизм

Одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций

и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон»
Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Маврикий, Гайана, Великобритания, Канада и США.
Слайд 3

Типология Некоторые учёные рассматривают типологию из шести основных видов индуизма, и

Типология

Некоторые учёные рассматривают типологию из шести основных видов индуизма, и ряда

менее значительных его разновидностей.
Древнейшей формой индуизма выступают народные верования, для которых характерно поклонение местным божествам и обожествлённым формам.
Ведийский индуизм, основанный на священных текстах индуизма, в особенности на ведийских писаниях, самым важным и древним из которых принято считать «Ригведу».
Ведантический индуизм базируется на Упанишадах — религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырём Ведам.
Направление йоги в индуизме представлено в «Йога-сутрах» Патанджали.
Дхармический индуизм проявляется в повседневном следовании определённым моральным устоям. Он широко распространён, и его отличает неопределённость в отношении принадлежности к какой-либо конкретной философской школе или течению.
Бхакти, или путь «любовного преданного служения Богу» в одной из Его форм или аватар. Основной традицией бхакти в индуизме является вайшнавизм.
Слайд 4

Направления Основная разница между направлениями индуизма заключается в том, какой форме

Направления

Основная разница между направлениями индуизма заключается в том, какой форме Бога

оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением.
Последователи монотеистической традиции вайшнавизма поклоняются Вишну и его основным аватарам, таким как Кришна и Рама, как Богу в различных Его формах, или ипостасях.
Шиваиты поклоняются Шиве; Шакты — Шакти, олицетворённой в женском божестве или Богине-матери Дэви, тогда как смарты верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего. Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют много последователей и не распространены так широко.
Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. Как, например, «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делающий основной упор на Веды и ведийские огненные жертвоприношения.
Слайд 5

Вишну Шива

Вишну Шива

Слайд 6

Ганеш Шива и Шакти

Ганеш Шива и Шакти

Слайд 7

Понятия рая и ада Понятия ада и рая представлены в пуранической

Понятия рая и ада

Понятия ада и рая представлены в пуранической литературе

индуизма. Там описываются бесчисленные райские и адские локи (планеты или планы бытия), где умерших вознаграждают или наказывают в зависимости от совершённых ими благих или греховных поступков. Душа, попавшая в адские тонкие сферы бытия, может быть вызволена оттуда посредством жертвоприношений пищи и воды, которые должны проводиться её детьми и внуками в последнем её воплощении. Проведя на райских или адских планетах определённое время, душа проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воздух, огонь, эфир и другие, более тонкие элементы) и, наконец, заново рождается в одном из 8 400 000 типов тел, заполняющих вселенную, получая таким образом новую возможность достичь самоосознания.
Слайд 8

Храмы Поклонение в индуизме осуществляется через посредство статуй божеств, называемых мурти.

Храмы

Поклонение в индуизме осуществляется через посредство статуй божеств, называемых мурти.
Основной

ролью мурти является создание более глубоких личностных взаимоотношений с Богом. Мурти рассматривается как проявление Бога, неотличное от Него. Так как одним из качеств Бога является вездесущность, Бог также проявляет себя через посредство мурти с целью облегчить для людей поклонение Себе. В «Падма-пуране», в частности, утверждается, что мурти не следует принимать за обыкновенный камень или кусок дерева — мурти является непосредственным проявлением Бога.
Каждый индуистский храм обычно посвящён какому-либо одному основному богу, или одной из форм Бога, которые представлены в виде мурти на главном алтаре, а также нескольким другим формам Бога, дэвам или аватарам. В некоторых храмах существует по несколько основных мурти.
Слайд 9

Слайд 10

Обряды Индуисты верят в особую действенность жертвования и в понятие «хорошей

Обряды

Индуисты верят в особую действенность жертвования и в понятие «хорошей кармы»

или пуньи, которая приобретается через благотворительность, совершение «добрых дел» и накапливается в течение жизни, обеспечивая защиту и благосостояние в следующем перевоплощении. Ведийские ритуалы огненных жертвоприношений, которые называются «яджна», также являются важным элементом в обрядовой практике индуизма. Они выступают как неотъемлемая часть таких церемоний, как свадьба, похороны, посвящение в ученики и др.
Индуистский обряд кремации на погребальном костре в одном из основных святых мест паломничества — Варанаси.
По случаю таких событий, как рождение ребёнка, свадьба или похороны, проводятся целый ряд сложных религиозных ритуалов (санскары). В большинстве индийских семей, точное время проведения различных церемоний, в особенности таких как помолвка молодой пары, свадьба и др., определяется после консультации с астрологом. Обязательным обрядом для всех, за исключением санньяси и детей до пяти лет, является кремация тела после смерти. В ходе традиционного индуистского обряда кремации, тело заворачивают в ткань и сжигают на погребальном костре. Значительно место занимают также обряды культа предков.
Слайд 11

Монашество Некоторые индуисты выбирают монашеский образ жизни «санньясу» с целью сосредоточиться

Монашество

Некоторые индуисты выбирают монашеский образ жизни «санньясу» с целью сосредоточиться на

достижении освобождения или другой формы духовного совершенства. Монахи посвящают себя простой и аскетичной жизни, дают обет безбрачия и прекращая всякую материальную деятельность, полностью сосредотачиваются на духовных практиках, целью которых является осознание Бога.
Монахов в индуизме обычно называют санньяси, садху или свами. Женщин-монахинь называют санньясини. Монахи пользуются огромным уважением в индийском обществе. Они либо живут в монастырях, либо странствуют, полагаясь только на Бога в обеспечении телесных нужд. Накормить странствующего садху, или оказать ему какую-либо другую помощь, считается очень благочестивым поступком, а для семейных людей к тому же является обязанностью. Садху стремятся относиться ко всем с уважением и состраданием, независимо от того, является ли человек богатым или бедным, злодеем или добродетельным.