История мировой политической мысли

Содержание

Слайд 2

Политология как наука возникла сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и

Политология как наука возникла сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и

теории формировались веками. Возникновение первых политических учений тесно связано с появлением государства. Первенство в этом отношении принадлежит государствам Древнего Востока. Однако своей наивысшей точки политическая мысль древнего мира достигает в западном регионе. Политическая традиция древних государств дала миру несколько общих парадигм.
Слайд 3

Основные направления развития политической науки Натуралистическая парадигма начинает формироваться с ХV-XVI

Основные направления развития политической науки

Натуралистическая парадигма начинает формироваться с ХV-XVI вв.

Это определенный исторический рубеж, когда феодализм с его крепостным правом, закрытым и провинциальным характером перешел так называемый «порог необратимости» и утратил историческую перспективу. В связи с кризисом феодализма появляются кардинально новые идеи, распространение которых ускорялось научно-техническим прогрессом, развитием новой структуры общества, распространением рационального способа мышления, открытиями в науке.

Основными проблемами, которые вышли на передний план и требовали решения, были: 1. новое видение человека, понимание его свободы, прав и обязанностей; 2. новые подходы к вопросу о собственности, право на которую отстаивали все более широкие слои населения; 3. вопрос о доступе к власти.

Нарождающиеся капиталистические условия требовали изменения основных подходов к пониманию феноменов политики и власти.

Слайд 4

Социальная парадигма вобрала в себя ряд достаточно разрозненных теорий, которые объясняют

Социальная парадигма вобрала в себя ряд достаточно разрозненных теорий, которые объясняют

природу политики через творческую роль той или иной сферы общественной жизни - экономики, права, культуры, или же через приобретенные качества субъекта социального действия.
Слайд 5

Политико-правовая мысль Древнего Востока Становление политико-правовых учений Древнего Востока происходило на

Политико-правовая мысль Древнего Востока

Становление политико-правовых учений Древнего Востока происходило на основе

религиозно-мифологического мировоззрения. В этих учениях подчеркивался божественный характер власти, законов, их соответствие справедливости и божественным установлениям. Таким же было и отношение к законам. Люди считали, что корни законов уходят не в земную жизнь, а в небесный космический миропорядок, что они в полном объеме передаются правителю, а он, в свою очередь, поручает своим чиновникам осуществление и реализацию этих законов. Власть базировалась на жестоких наказаниях, навязывании массовому сознанию мифологических представлений о жизни, справедливости и культивировании бессловесного подчинения.
Слайд 6

С точки зрения легистов, успеха в политике достигают только те, кто

С точки зрения легистов, успеха в политике достигают только те, кто

опирается на силу, принуждение, знает ситуацию в государстве и использует точные расчеты. Вся полнота власти должна быть сконцентрирована в руках верховного правителя, который освобождает своих наместников от властных полномочий. На административные посты рекомендовалось брать прежде всего тех, кто доказал свои верноподданнические убеждения на государственной службе или в армии. А чтобы обеспечить представительство в госаппарате зажиточных слоев населения, эти должности планировалось продавать. Специфическим было и суждение об утверждении единых для всех законов; под законом легисты понимали не общечеловеческие нормы, а способы запугивания, предупредительного террора.
Слайд 7

Итак, политико-правовая мысль Древнего Востока имела теократический характер - сознание людей

Итак, политико-правовая мысль Древнего Востока имела теократический характер - сознание людей

было подчинено религиозному мировоззрению, власть верховного правителя рассматривалась как власть, исходящая от бога. Общими чертами восточной политической традиции были деспотизм, фатализм. Но каждая из древних цивилизаций внесла и свои специфические моменты: в Египте и Вавилоне произошла сакрализация субъектов политической власти, в Индии существовала строгая регламентация всей общественно-политической жизни в виде кастового строя, в Китае зародилась этика власти, идея среднего пути, концепция ограничения власти правителя с помощью чиновничества.
Слайд 8

Политическая мысль европейского средневековья Понимание трудов средневековых мыслителей невозможно без знания

Политическая мысль европейского средневековья

Понимание трудов средневековых мыслителей невозможно без знания основных

идеологических постулатов христианства, которое стало теоретической основой этого периода развития европейской общественной мысли.

Постепенно, с развитием христианства, изначальные общины христиан постепенно трансформировались, и на их основе складывалась церковная организация. Эта организация, постепенно усложняясь, приобретала иерархический характер. Усилившейся церкви, которая играла все большую роль в обществе, нужна была собственная доктрина по социально-политическим вопросам.

Слайд 9

Целью государства является общее благо - создание условий для достойной, разумной

Целью государства является общее благо - создание условий для достойной, разумной

жизни. Под достойной и разумной жизнью Фома понимал господствующее положение правителя, отчуждение от политики земледельцев, ремесленников и торговцев, и необходимость придерживаться завещанного Богом долга - подчиняться правителю. Однако, если светская власть нарушает законы Бога, то подданные вправе оказать сопротивление такой власти.
Слайд 10

Политическая мысль Возрождения и Реформации Период Возрождения (ХIV - XVI вв.)

Политическая мысль Возрождения и Реформации

Период Возрождения (ХIV - XVI вв.) и

Реформации (XVI в.) - это эпоха зарождения новых буржуазных отношений. Основными проблемами, которые выдвинулись на передний план и требовали решения, были: новое видение человека, понимание его свободы, прав и обязанностей; новые подходы к вопросу о собственности, право на которую отстаивали все более широкие слои населения; вопрос о доступе к власти .
Слайд 11

В эпоху Возрождения, на основе трудов античных мыслителей и в противовес

В эпоху Возрождения, на основе трудов античных мыслителей и в противовес

средневековой теологической доктрине, возрождается вера в человеческий разум, восстанавливается уважение к индивидуальности личности, ее независимость от церкви, что вполне соответствовало нарождающимся буржуазным отношениям. Этим принципам соответствовали и политические идеи Реформации, в целом религиозно окрашенные, направленные на восстановление истинной веры и спасение души, но имеющие в своей основе принципы, отвечающие духу капитализма.
Слайд 12

Объединить страну и создать национальное государство может только монарх-реформатор, избранный народом.

Объединить страну и создать национальное государство может только монарх-реформатор, избранный народом.

Правитель должен быть носителем общенациональных интересов, должен быть сильным, решительным и даже жестоким. Такой правитель становится одиноким, его не любят, а терпят. Это решительный, безжалостный и бескомпромиссный человек, который должен любой ценой добиваться реализации своих великих целей. Но при этом он должен выглядеть человеком, верным слову, милосердным, справедливым, благородным. Не обязательно таким быть, но выглядеть - обязательно.
Слайд 13

Литература 1. Бурдье П. Социология политики. - М., 2007. 2. Гегель.

Литература
1. Бурдье П. Социология политики. - М., 2007.
2. Гегель. Политические

произведения. - М., 1978.
3. Грин Роберт. 48 законов власти. - М., 2006.
4. Історія розвитку політичної думки: Навч.посібник. - К.,2007.
5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов.Изд.2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца.- М.,2007.
6. Макиавелли Николо. Государь. Пер. с итал.- М.,1990.
7. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М., 2008.