Изобразительное искусство древнего Рима

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

«Вся история римского падения выражена бровями, лбами, губами…» А.И. Герцен Римский

«Вся история римского падения выражена бровями, лбами, губами…»
А.И. Герцен

Римский скульптурный портрет.

Лучшим

в художественном наследии римской скульптуры был портрет.
Слайд 4

История римского скульптурного портрета статуя древнего римлянина с восковыми масками предков в руках

История римского скульптурного портрета

статуя древнего римлянина с восковыми масками предков в

руках
Слайд 5

«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с

«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» -

неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с

культом мертвых

Верующая.
Из святилища
Дианы Немийской.
Древний Рим
200 - 150 до н. э.
Франция, Париж, Лувр

"Большая женщина",
(вечерняя тень) бронза 

I. Искусство этрусков

Слайд 6

Этрусская бронзовая скульптура юноши из Перуджи. Значится как крышка этрусской урны

Этрусская бронзовая скульптура юноши из Перуджи.

Значится как крышка этрусской урны

V в. до н.э.

Саркофаг, ок. 150—130

Этрусская урна для пепла. Терракота.

Слайд 7

Саркофаг супругов, VI век до н. э. Знаменитый этрусский саркофаг из

Саркофаг супругов, VI век до н. э.

Знаменитый этрусский саркофаг из

некрополей в Черветери, который входит в состав экспозиции Национального музея этрусского искусства на вилле Юлия III в Риме. Памятник принадлежит к группе саркофагов, повторяющих форму человеческого тела. Его уникальность в том, что он изображает две фигуры, мужскую и женскую, пирующие в загробном мире.
Слайд 8

Крылатые терракотовыекони из храма городаТарквиния.

Крылатые терракотовыекони из храма городаТарквиния.

Слайд 9

Химера из Ареццо, V в. до н. э.

Химера из Ареццо, V в. до н. э.

Слайд 10

Символ Рима, знаменитая Капитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до

Символ Рима, знаменитая Капитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до

н.э., ныне в Палаццо деи Консерватори в Риме), известная уже в Средние века, вероятно, сделана также этрусками.

Замечательным достижением мирового искусства явились терракотовые статуи и рельефы этрусков.

ТЕРРАКОТОВАЯ СТАТУЯ АПОЛЛОНА

СИМВОЛ РИМА, знаменитая Капитолийская волчица.

Слайд 11

Как представляет человека той эпохи известный римский оратор и общественный деятель

Как представляет человека той эпохи известный римский оратор и общественный деятель

Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»:

Впервые общественный человек был поднят на высокий пьедестал.
Площади городов и провинций украшали портреты прославленных личностей: полководцев и императоров, выдающихся политических деятелей и просто достойных граждан.

II. Искусство Римского государства

«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

Слайд 12

1 - Скульптура Римской республики Скульптуры – небольшие бюсты видных общественных

1 - Скульптура Римской республики

Скульптуры – небольшие бюсты видных общественных

деятелей.
Фигуры задрапированы в тоги (большие широкие покрывала -плащи , перекинутые через плечо и образовавшие красивые складки).
Тога одевалась поверх туники (длинная рубашка с короткими рукавами).
Слайд 13

Одним из замечательных достижений республиканского римского искусства стал портрет. Римляне многое

Одним из замечательных достижений республиканского римского искусства стал портрет.
Римляне

многое заимствовали у этрусков, однако, этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный, но поэтизированный образ человека.
Римляне же ранней поры шли от восковых масок — “персон”, которые они снимали с лиц умерших предков. Маски хранились в доме на почётном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род.
Слайд 14

Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в

Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в

передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека.
Хронологически период римской республики начинается с VI в. до н.э., но портреты сохранились только начиная с I в. до н.э

Голова старика в покрывале

Слайд 15

Голова старика, т. н. «Портрет Катона Старшего» ок. 80 г. до н. э.

Голова старика, т. н. «Портрет Катона Старшего» ок. 80 г. до

н. э.
Слайд 16

Портрет Помпея

Портрет Помпея

Слайд 17

Голова старика ок. 60 г. До н. э.

Голова старика ок. 60 г. До н. э.

Слайд 18

«Брут Капитолийский» Один из лучших скульптурных памятников. Именно он стал для

«Брут Капитолийский»
Один из лучших скульптурных памятников. Именно он стал для римлян

образцом истинного гражданина, для которого чувство долга пред родиной превыше родственных чувств.
Перед нами некрасивый, немолодой человек. Небритые щеки, тонкий и горбатый нос, пряди заметно редеющих волос - все эти детали призваны с максимальной точностью передать портретное сходство. Скульптору удалось передать решительный характер персонажа, живой и смелый взгляд.

Капитолийский Брут
Древний Рим
210 - 190 до н. э.
Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

Слайд 19

2 - Скульптура Римской империи Основы искусства заложены в эпоху правления

2 - Скульптура Римской империи

Основы искусства заложены в эпоху правления


Октавиана Августа

Это время называют «золотым веком»
Римского государства.
Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства.

Было создано многочисленное количество статуй прославленного римского императора – для римлян он был эталоном гражданственности и патриотизма.

Слайд 20

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. На

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. На

римское искусство этого периода повлияло греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.
Скульптура этого периода — характеризуется простотой и ясностью построения, строгостью, сдержанностью, четкостью форм и стремлением к обобщению, которые сочетаются с традиционным стремлением к документальной точности.

Император Август в corona civica

Слайд 21

«Октавиан Август» Множество статуй этому императору было воздвигнуто ещё при жизни.

«Октавиан Август»
Множество статуй этому императору было воздвигнуто ещё при

жизни. В данной статуе удачно сочетаются и индивидуальные, и идеализированные черты императора.
Гордая величественная поза, ораторский жест правой руки, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, жезл в руке – все призвано подчеркнуть значительность образа.

Статуя Октавиана Августа из Прима Порта
Древний Рим
20 н. э.
Ватикан, музеи Ватикана

Слайд 22

«Конная статуя императора Марка Аврелия» - до сих пор возвышается в

«Конная статуя императора Марка Аврелия»
- до сих пор возвышается

в самом центре Рима. Современники называли его «философом и мыслителем на троне».
Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских отличий и знаков, восседает на коне. Спокойным жестом он обращается к толпе.
Художнику удалось передать волевой характер, способность подчинять своей власти окружающих.
Слайд 23

Авл Метел Древний Рим 110 - 90 до н. э. Италия,

Авл Метел
Древний Рим
110 - 90 до н. э.
Италия, Флоренция, Археологический музей

Римские

мастера проявляли интерес не только к императорам, но и к достойным гражданам Отечества.

«Оратор Авл Метелл»
Свободный римлянин, сдержанный и деловой человек, исполненный чувством собственного достоинства.
Его ноги слегка расставлены, властный жест руки призывает к вниманию и тишине, на плечи небрежно наброшено тога.
У него немолодое лицо, с морщинами. Вначале глаза его были инкрустированы цветным стеклом, что придавала лицу большую живость и выразительность.

Слайд 24

Статуя Авла Метелла 100 г. до н.э. (так называемый "Оратор") Скульптура

Статуя Авла Метелла 100 г. до н.э.
(так называемый "Оратор")

Скульптура изображает

политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора; надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла.
«Прозаическая точность воспроизведения натуры — характерная особенность раннеримского портрета — проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»
Слайд 25

В III веке Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных

В III веке Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных

войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племён.

Главными объектами изображения становятся в скульптуре становятся грубые, жестокие властители Рима.

«Портрет Каракаллы»
- Один из самых злобных и жестоких императоров.
Его голова дана в резком повороте. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок – всё говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере.

Слайд 26

Римские мастера изображали также людей далёких от политики и власти. «Портрет

Римские мастера изображали также людей далёких от политики и власти.
«Портрет

Сириянки».
Выразителен и реалистичен.
Тонкое продолговатое лицо с неправильными чертами лица по-своему трогательно и привлекательно. Выражение лица немного грустное и задумчивое. Сложная прическа кажется слишком большой для её изящной головы. Несомненно перед нами портрет женщины, принадлежавшей к высшим слоям общества. В нем мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини.

Портрет "сириянки"
Древний Рим
Около 170
Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Слайд 27

Портрет неизвестной римлянки (Флавия Юлия?). 80—90-е гг.

Портрет неизвестной римлянки (Флавия Юлия?). 80—90-е гг.

Слайд 28

Император Траян Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные

Император Траян

Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные войны

были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения, и после смерти Траяна его преемникам пришлось отказаться от дальних провинций. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики».Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но не могут воспроизвести их непосредственность и свежесть; зато им удается создать свой собственный портретный стиль — холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.
Слайд 29

Живопись в Римской республики изобразительное искусство Римской республики впитало в себя

Живопись в Римской республики

изобразительное искусство Римской республики впитало в себя достижения

всех завоеванных земель и народов.
в Римской республике развиваются многие жанры живописи: батальный – фрески с изображением военных действий, написанные с натуры; мифологический – фрески, иллюстрирующие сцены из античной мифологии; натюрморт и пейзаж.
разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей

фреска

мозаика

Слайд 30

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей

Слайд 31

Лессировка — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных

Лессировка  — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок

поверх основного цвета.

Великолепна техника исполнения фресок - это богатейшая цветовая палитра, виртуозность лессировки.

На плоскость стены шестикратно наносили слой грунта с тончайшей мраморной пылью.
Краски составляли из тщательно растёртых полудрагоценных камней и осколков синего и зелёного стекла.
Всё это защищало фрески от растрескивания и на поверхности появлялся яркий блеск.
Лессировка придавала фреске воздушность и прозрачность.
От выцветания краски защищало покрытие и полировка фрески слоем воска с добавлением оливкового масла.

Слайд 32

Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия

Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия

Виллам

присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов.
Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.

Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.

Фрески в Помпеях, Геркулануме и Стабиях.

Слайд 33

Главное сокровище виллы – фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры

Главное сокровище виллы – фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры

высотой в человеческий рост. 29 участников ритуального действия – праздник, посвящённый богу Вакху (бог празднества и виноделия).
Слайд 34

На фреске и мифологические персонажи и участники мистерии (совокупность тайных культовых

На фреске и мифологические персонажи и участники мистерии (совокупность тайных культовых

мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые).
Слайд 35

Крылатая богиня с бичом в руке

Крылатая богиня с бичом в руке

Слайд 36

Вакханки

Вакханки

Слайд 37

Во фресках всё чаще стали встречаться пейзажные зарисовки, натюрморты и бытовые

Во фресках всё чаще стали встречаться пейзажные зарисовки, натюрморты и бытовые

сцены.
Особенность росписи: разрушить пространство между внутренним пространством архитектуры и окружающим внешним миром.
Слайд 38

Девушка символизирует весну. Она как будто плывёт по воздуху, удаляясь в

Девушка символизирует весну. Она как будто плывёт по воздуху, удаляясь в

глубину пространства. В левой руке – рог изобилия, а правой слегка касается цветов. Её одежда гармонирует с фоном цветущего луга
Слайд 39

Помпеянские стили стенных росписей: 1.Икрустационный - подражание кладке стены из цветного

Помпеянские стили стенных росписей:
1.Икрустационный - подражание кладке стены из  цветного мрамора.

Цвета - темнокрасный, желтый, черный, белый
Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

2.Архитектурно-перспективный - носит более пространственный характер; в живописной передаче фасадов и

2.Архитектурно-перспективный - носит более пространственный характер; в  живописной передаче фасадов и 

архитектурных деталей (колонн, карнизов, пилястр, капителей), в  изображении портиков, беседок, эдикул использовались перспектива и  светотень, что создавало эффект зрительной иллюзии
В  центре стены часто помещались большие композиции («картины») на  мифологические (реже бытовые) темы, с  крупными фигурами. Для этого стиля характерны глубокий темно-красный фон, светлая, изысканная гамма в  изображении фигур, подчинение объемных и  пространственных элементов стенной плоскости, введение пейзажа
Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

3. Канделябровый стиль - плоскостная декоративная орнаментальность архитектурных мотивов, легкие ажурные

3. Канделябровый стиль - плоскостная декоративная орнаментальность архитектурных мотивов, легкие ажурные

сооружения, обвитые гирляндами и  лентами изящные колонны или подставки (похожие на  металлические канделябры); в  этом стиле используются также египетские мотивы.
В  центре композиций часто помещаются небольшие картины мифологического содержания; нередко в  орнаментальную композицию вводятся натюрморты.
В  росписях используются яркие, чистые цвета, игра светотени, мягкие тональные переходы
Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

4. Стиль «фантастической архитектуры» («пышный стиль») резко отличается от предыдущих динамичностью

4. Стиль «фантастической архитектуры» («пышный стиль»)
резко отличается от предыдущих динамичностью пространственных

композиций, их нарочитой театральностью, обилием неравномерно освещенных фигур в сильном движении, стремлением к иллюзионистическим эффектам, разрывающим плоскость стены пестротой колорита
Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Мозаика — искусство и техника создания изображений посредством компоновки, набора и

Мозаика  — искусство и техника создания изображений посредством компоновки, набора и закрепления на

поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Слайд 54

Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны

Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть

вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла (смальты).

На стенах вилл и дворцов знати изображали странствующих актёров, обитателей морского дна, домашние животные и птицы.

Слайд 55

Помпеи. Мозаика у входа в Дом Трагического поэта. В Древнем Риме

Помпеи. Мозаика у входа в Дом Трагического поэта.

В Древнем Риме мозаикой

выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
Слайд 56

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III около 100 г.

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III около 100 г. до

н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей

Мозаика – 15 кв.м., 1,5 миллиона кубиков смальты.

Найдена при раскопках в г.Помпеи

Слайд 57

Битва при Иссе. 79 год. Помпеи. Мозаика. Алекса́ндрова моза́ика — наиболее

Битва при Иссе. 79 год. Помпеи. Мозаика.

Алекса́ндрова моза́ика — наиболее

известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков. Кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Слайд 58

Александр на мозаике

Александр на мозаике

Слайд 59

Александр на мозаике

Александр на мозаике

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Фаюмский портрет

Фаюмский портрет

Слайд 65

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском

Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.
Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Портрет пожилого римлянина. I век н. э

Портрет пожилого римлянина. I век н. э

Слайд 69

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от гр.— выжигаю). Это

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от гр.— выжигаю). Это

восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка.
Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны.
Слайд 70

Портрет юноши в золотом венке. II в. Важная особенность фаюмских портретов

Портрет юноши в золотом венке. II в.

Важная особенность фаюмских портретов —

использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.
Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).
Слайд 71

Портрет мальчика по имени Евтихий.

Портрет мальчика по имени Евтихий.

Слайд 72

Портрет молодого человека . 125-150 г

Портрет молодого человека . 125-150 г

Слайд 73

Слайд 74