Концепции формирования нового типа общества. Глобализация: социокультурный подход. Художественная культура ХХ в.

Содержание

Слайд 2

1. Особенности формирования нового типа общества Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ

1. Особенности формирования нового типа общества

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 3

Слайд 4

2. Глобализация: социокультурный подход П.Бергер, С.Хантингтон, С.Амин, Л.Бентон Позитивные, негативные аспекты

2. Глобализация: социокультурный подход

П.Бергер, С.Хантингтон, С.Амин, Л.Бентон
Позитивные, негативные аспекты глобализации
Противоречия

современной культуры

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 5

3. Художественная культура ХХ в. Особенности: многообразие стилей, направлений и методов

3. Художественная культура ХХ в.

Особенности:
многообразие стилей, направлений и методов (полистилизм),
отход

от классических приемов художественного творчества, разрыв с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений,
поиск новых изобразительных средств,
синкретизм — сочетание или слияние несовместимых и несопоставимых образов мышления и взглядов.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 6

Кафедра истории и регионоведения Общее наименование кризисных явлений культуры рубежа XIX-XX

Кафедра истории и регионоведения

Общее наименование
кризисных явлений культуры
рубежа XIX-XX вв.
Отмечены

настроениями
безнадежности, неприятия жизни,
крайнего индивидуализма.
Идеи декаданса легли в основу
многих модернистских течений
начала ХХ в.

Представители: Ш.Бодлер (1821-1867), П.Верлен (1844-1869), М.Метерлинк (1862-1949), Ш.М.Ж.Гюисманс (1848-1907) и др.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Декаданс (позднелат. – упадок)

Слайд 7

Модерн (фр. - ар нуво, нем. -югендстиль) Стилевое направление конца XIX-

Модерн (фр. - ар нуво, нем. -югендстиль)

Стилевое направление конца XIX- начала

XX вв.
Отличительные черты:
Поэтика символизма
Декоративный ритм гибких текучих линий
Стилизованный растительный узор

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 8

Символизм Представители: в поэзии - Шарль Бодлер (1821—1867), Поль Верлен (1880—1921),

Символизм

Представители:

в поэзии - Шарль Бодлер (1821—1867), Поль Верлен (1880—1921), Александр Александрович

Блок (1880—1921);
в живописи — Михаил Александрович Врубель (1856— 1910);
в музыке — Александр Николаевич Скрябин (1872—1915), И́горь Фёдорович Страви́нский (1882 - 1971)
в драматургии - Всеволод Мейерхольд ( 1874 - 1940)
Картиной М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения.

М.А.Врубель (1856-1910).
Летящий демон

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 9

Литература модерна Наиболее значительна в стиле модерн - проза (романы М.

Литература модерна

Наиболее значительна в стиле модерн - проза
(романы М.

Пруста «В поисках утраченного времени», Дж. Джойса «Улисс», Ф. Кафки «Замок»)
Эти романы - ответ на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного» (анализируются духовные, психические, патологические проявления человека).

Джеймс Джойс
(1882-1941)

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 10

Экзистенциализм (проповедь индивидуализма, неизбежность одиночества человека во враждебном и абсурдном мире)

Экзистенциализм (проповедь индивидуализма, неизбежность одиночества человека во враждебном и абсурдном мире)

Ж.П.Сартр

(1905-1980)

Ф.Кафка
(1883-1924)

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 11

Архитектура модерна Особенности: - новые строительные технологии и материалы: железобетон, цемент

Архитектура модерна

Особенности:
- новые строительные технологии и материалы: железобетон, цемент

с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы.
- попытки решения проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом буржуазной квартиры.
Идея:
соединение рациональных конструкций с применением современных строительных материалов.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 12

Архитектура модерна Антонио Гауди. Дом Бальо. Испания. 1906 Архитектурные тенденции: объединение

Архитектура модерна
Антонио Гауди. Дом Бальо. Испания. 1906

Архитектурные тенденции:
объединение с областями человеческой

деятельности.
«Архитектура как скульптура» родила Гауди и Ле Корбюзье.
«Архитектура как инженерия» породила направления функционализма и хай-тека.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 13

Архитектура модерна Свободное оформление плана. Столбы (здание на столбах, которые заменяют

Архитектура модерна

Свободное оформление плана.

Столбы
(здание на столбах, которые заменяют

первый этаж)
Плоская крыша
(с использованием ее в качестве сада)
Удлиненное окно
Свободное оформление фасада

Центр Ле Корбюзье в Цюрихе. 1967

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 14

Башня Олимпийского стадиона в Хельсинки (1934 - 1938) Главное преимущество функционализма

Башня Олимпийского стадиона
в Хельсинки (1934 - 1938)

Главное преимущество функционализма -

быстрота постройки.
«Пять признаков функционализма»:
- использование прямоугольных форм;
- основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже – кирпич;
- Отсутствие орнаментации;
- «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье;
- для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье; широкое использование образа «дома на ножках» - идея Ле Корбюзье

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Признаки функционализма»

Слайд 15

Штаб-квартира Fuji TV (арх. Кэндзо Тангэ). Основоположники: Ричард Роджерс, Ренцо Пиано,

Штаб-квартира Fuji TV
(арх. Кэндзо Тангэ).

Основоположники:
Ричард Роджерс, Ренцо Пиано,

Норман Фостер
Черты:
- использование прямых линий и простых фигур;
- широкое применение стекла, пластика, металла;
- трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания;
- децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения;
- в виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Хай-тек
(англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии)

Слайд 16

Центр обработки данных MIT, США Основоположник – французский философ и теоретик

Центр обработки данных MIT, США

Основоположник – французский философ и теоретик литературы

Жак Деррида (1930 - 2004).
Черты:
визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Деконструктивизм

Слайд 17

Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм,

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
импрессионизм,
экспрессионизм,
нео- и постимпрессионизм, фовизм,
кубизм,
футуризм,


абстрактное искусство, дадаизм,
сюрреализм.

Модернизм

Томас Бентон
(1889-1975). Гроза

Общее обозначение направлений
искусства

Слайд 18

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression - впечатление) Зарождение: Франция, вторая половина

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression - впечатление)

Зарождение: Франция, вторая половина XIX

в.
Идея:
мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Предпочтение свету, прикосновению, цветным вибрациям.
Особенности:
контурный рисунок, как и светотень, отсутствует; глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 19

Импрессионизм Представители: в живописи Огюст Ренуар (1841 - 1919), Эдгар Дега

Импрессионизм

Представители:
в живописи
Огюст Ренуар (1841 - 1919),
Эдгар Дега (1834 -

1917),
Клод Моне (1840 - 1926)́,
Эдуар Мане (1832 - 1883), Камиль Писсарро (1830-1903),
Фредерик Базиль (1841-1870),
Альфред Сислей (1839-1899),
Константин Александрович Коровин (1861—1939);
в поэзии
Иннокентий Федорович Анненский (1855—1909)

Клод Моне. Впечатление.
Восходящее солнце (фр. Impression, soleil levant). 1872. Дала название направлению «импрессионизм» после выставки 1874 г. в Париже

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 20

Футуризм Идея: разрушение культурных стереотипов, техника и урбанизм - главные признаки

Футуризм

Идея:
разрушение культурных стереотипов,
техника и урбанизм - главные

признаки настоящего и будущего.
Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (1876—1944).
1912: первая выставка художников-футуристов (Париж).

Умберто Боччони. Материя. 1912

Джако́мо Ба́лла (1871 - 1958)
Умбе́рто Боччо́ни (1882 - 1916)
Луиджи Руссоло (1885-1947)
Джино Северини (1883 – 1966)

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 21

Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ Постимпрессионизм Винсент Ван Гог. Звездная ночь.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Постимпрессионизм

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. Сен-Реми. (1889)

Тулуз-Лотрек. Сидящая

танцовщица в розовом трико (1890)
Слайд 22

Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ Абстракционизм (лат. «abstractio» - удаление, отвлечение)

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Абстракционизм

(лат. «abstractio» - удаление, отвлечение)
Идея:
отказ

от изображения форм реальной действительности, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Слайд 23

Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ Представители: Василий Васильевич Кандинский (1866—1944), Казимир

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Представители:
Василий Васильевич Кандинский (1866—1944),
Казимир Северинович Малевич

(1878—1935)

Кандинский В.В. Москва (1916)

Абстракционизм

Слайд 24

Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ Кубизм Представители: Пабло Руи́с Пикассо (1881

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Кубизм

Представители:
Пабло Руи́с Пикассо
(1881 – 1973)
Жорж Брак

(1882 – 1963)
Хуан Грис (1887 – 1927)

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907

Слайд 25

Сюрреализм (Г.Аполлинер, Л.Арагон, П.Элюар) Впервые использовал этот термин французский поэт Г.Аполлинер.

Сюрреализм (Г.Аполлинер, Л.Арагон, П.Элюар)

Впервые использовал этот термин французский поэт Г.Аполлинер.
Ведущий эстетический

принцип -
автоматическое письмо, основывающееся на теории 3. Фрейда. Автоматическое письмо — творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов — «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов.

Ведущие фигуры сюрреализма:
П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982).

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 26

Экспрессионизм Ф.Марк. Пасущиеся лошади А.Явленский. Шокко в широкополой шляпе Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Экспрессионизм

Ф.Марк. Пасущиеся лошади

А.Явленский. Шокко в широкополой шляпе

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 27

Неоимпрессионизм (дивизионизм, пуантилизм) Основные представители : Ж. Сёра Ж. Сёра и

Неоимпрессионизм (дивизионизм, пуантилизм)

Основные представители : 
Ж. Сёра Ж. Сёра и П. Синьяк. Термин

ввёл критик Феликс Фенеон  в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов. Впоследствии стиль Сёра также получил название «пуантилизм».
Для передачи своего впечатления об изображаемом объекте художники-неоимпрессионисты прибегали к различным оптическим эффектам, например, разлагая сложные тона на чистые цвета. Они считали, что разделение цвета на чистые тона и ритм чётких линий могут раскрыть новые грани в изображении обычных предметов.
Ж.Сера. Канкан
П.Синьяк.
Дорога в Женневиль

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 28

Фовизм А.Матисс. Музыка Направление в живописи начала XX в. Наименование было

Фовизм


А.Матисс. Музыка
Направление в живописи начала XX в.
Наименование было в насмешку

присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 29

Дадаизм Основатель течения поэт Тристан Тзара обнаружил в словаре слово «дада».

Дадаизм

Основатель течения поэт Тристан Тзара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского

племени Кру, — писал Тзара в манифесте 1918 г. , — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».
Главная идея:
разрушение какой бы то ни было эстетики.
Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».

М.Дюшан. Портрет

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 30

Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ Постмодерн (вторая половина XX в.) Выражение

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Постмодерн (вторая половина XX в.)

Выражение мировоззрения, переход к

новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности.
Буквально означает то, что после «модерна», или современности.
Лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох.
Слайд 31

Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ Постмодерн. Характерные черты Ихаб Хасан: Неопределенность,

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Постмодерн. Характерные черты

Ихаб Хасан:
Неопределенность, культ неясностей, ошибок,

пропусков.
Фрагментарность и принцип монтажа.
"Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.
"Все происходит на поверхности" – без психологических и символических глубин, "мы остаемся с игрой языка, без Эго".

Комплекс концертных залов. Франция, Париж

Слайд 32

Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ Пьяцца д‘Италия, Чарльз Мур, 1975-1980 США,

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Пьяцца д‘Италия, Чарльз Мур, 1975-1980 США, Новый Орлеан


Молчание, отказ от мимезиса (подражания) и от изобразительного начала.
Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.
Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.
Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.
Имманентность – срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.

Постмодерн. Характерные черты

Слайд 33

Постмодернизм Оп-арт Поп-арт Перформанс Инсталляция Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ Боди-арт

Постмодернизм
Оп-арт
Поп-арт


Перформанс
Инсталляция

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Боди-арт

Слайд 34

Перформанс Разновидность акционизма, возникшая в авангардистских движениях в 1960-х годах. Акция

Перформанс

Разновидность акционизма, возникшая в авангардистских движениях в 1960-х годах.  Акция перформанса -

короткое представление, исполняемое одним или несколькими участниками в художественной галерее или в музее;  - представляющее публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.  Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 35

Инсталляция Пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов,

Инсталляция

Пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий

и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 36

Реализм: новые течения Соцреализм: акцент на решении социальных проблем Неореализм: правдивое

Реализм: новые течения

Соцреализм:
акцент на решении социальных проблем

Неореализм:
правдивое отражение социального

бытия, борьба за социальную справедливость и достоинство человека

Гиперреализм: фотоживопись

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 37

Соцреализм. М.Горький, Н.Островский, К.Симонов, А.Фадеев и др. Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Соцреализм. М.Горький, Н.Островский, К.Симонов, А.Фадеев и др.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 38

Неореализм Кафедра истории и регионоведения КУЛЬТУРОЛОГИЯ Д.Ривера. «Человек на перепутье» Х.Д.Сикейрос. «Наш нынешний образ»

Неореализм

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Д.Ривера. «Человек на перепутье»

Х.Д.Сикейрос. «Наш

нынешний образ»
Слайд 39

Неореализм Литература: Э.Хемингуэй, Э.Ремарк, А.Миллер, Б.Брехт, У.Фолкнер, Т.Манн Кинематограф: Л.Висконти, Р.Росселини,

Неореализм

Литература: Э.Хемингуэй, Э.Ремарк, А.Миллер, Б.Брехт, У.Фолкнер, Т.Манн

Кинематограф: Л.Висконти, Р.Росселини, А.Куросава, А.Вайда

Кафедра

истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 40

Гиперреализм: художники Уилл Коттон, Скотт Прайор, Джон де Андреа, Рафаэлла Спенс,

Гиперреализм: художники Уилл Коттон, Скотт Прайор, Джон де Андреа, Рафаэлла Спенс,

Бернардо Торренс, Герхард Рихтер, Хило Чен

Художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности.
В 1973 Иса Брахот предложил термин "гиперреализм" как мягкий французский синоним слишком жесткого слова "фотореализм".

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 41

Кинематограф Отличительная черта культуры XX в.: расширение сфер ее воздействия на

Кинематограф

Отличительная черта культуры
XX в.: расширение сфер ее воздействия на

людей через средства массовой коммуникации (радио, кино, телевидение)
Кино возникло под влиянием потребностей общества осмыслить свою историю, жизнь и деятельность
В 20-е г. кинематограф становится не только популярным и модным видом искусства, но и киноиндустрией: формируются множество киностудий, сеть кинопроката.

Режиссер С.Эйзенштейн («Броненосец «Потемкин»)

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 42

Кинематограф Киноискусство исторически подразделяется на 4 вида: Художественный, воплощается средствами исполнительского

Кинематограф

Киноискусство исторически подразделяется на 4 вида:
Художественный,
воплощается средствами исполнительского творчества;
Документальный,


является особым видом публицистики;
Мультипликация,
реализуется графическими или кукольными персонажами;
Научно-популярный,
использует средства всех трех жанров для пропаганды знаний.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 43

Кинематограф 30-е годы XX в.: начало эпохи звукового кино, что делает

Кинематограф

30-е годы XX в.:
начало эпохи звукового
кино, что делает его еще
более

массовым.
«Новые времена» (Ч. Чаплин),
«Гроздья гнева» (Дж. Форд),
«Хлеб наш насущный» (К.
Видор).

Кадр из кинофильма
«Гроздья гнева»
Режиссер Дж.Форд

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ