Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации. Этническая культура и национальная культура
- Главная
- Алгебра
- Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации. Этническая культура и национальная культура
Содержание
- 2. Культура и этнос. Междисциплинарная проблема изучения процессов формирования человеческого общества и самосознания на стыке истории, географии,
- 3. Не случайно вопрос об этнической принадлежности и приобщении к этническим формам культуры сплошь и рядом оказывается
- 4. В результате становление современной техногенной цивилизации, необратимые процессы мировой культурной интеграции и взаимодействия привели ученых к
- 5. Роль культуры в этнической самоидентификации В самом общем виде этническая самоидентификация как индивида, так и общности
- 6. Мировая культура (культурный глобализм Ключевым словом современной культуры является интеграция. Интеграция политической, экономической и культурной сфер
- 7. Возникающее впервые в истории культурное единство человечества изменяет механизмы, определяющие судьбу отдельных культур и цивилизаций. В
- 8. Индустриально-городская культура Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних
- 9. Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена
- 10. Если для сельской культуры характерно триединство — единство места работы, места жительства и места отдыха —
- 12. Скачать презентацию
Культура и этнос.
Междисциплинарная проблема изучения процессов формирования человеческого общества и самосознания
Культура и этнос.
Междисциплинарная проблема изучения процессов формирования человеческого общества и самосознания
Не случайно вопрос об этнической принадлежности и приобщении к этническим формам
Не случайно вопрос об этнической принадлежности и приобщении к этническим формам
В результате становление современной техногенной цивилизации, необратимые процессы мировой культурной интеграции
В результате становление современной техногенной цивилизации, необратимые процессы мировой культурной интеграции
Роль культуры в этнической самоидентификации
В самом общем виде этническая самоидентификация как
Роль культуры в этнической самоидентификации
В самом общем виде этническая самоидентификация как
Однако одних лишь «общих традиций» для ощущения своего сходства явно недостаточно, тем более, что и традиции трансформируются со временем, адаптируясь к меняющейся социальной реальности10. Значительно существеннее те границы которыми этническая группа очерчивает свое специфическое культурное содержание. Впрочем, по мысли Фр. Барта, и «культурные черты», которые обозначают эту границы, могут меняться точно так же, как и «культурные характеристики членов группы» или ее «организационные формы». «И только факт постоянной дихотомии между членами (группы) и “внешними” позволяет нам определить общность и исследовать изменения культурных форм и содержаний»
Иными словами, границы между «нами» и «не-нами» определяются прежде всего путем сравнения, объектом которого могут стать такие отличительные признаки как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей познавательной операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации. В результате частного общения со «своими» человек постепенно привыкает к восприятию деленного типа внешности, к фонетике («звучанию») родного языка или к тому, пример, что для здоровья полезно попариться в бане, а в «родительскую субботу не грех помянуть близких рюмкой водки.
Привыкание переходит в одобрение, поощрение сходства, на основе которого формируется чувство сопринадлежности.
Таким образом, сравнение неосознанно приводит к оцениванию, и непохожесть вызывает внешне немотивированное отвержение. Именно так возникают уничижительные клички типа «косоглазые», «чурки», «черномазые» или «краснокожие». Носитель иных антропологических признаков «нам» представляется «некрасивым», потому что «у нас», к примеру, более широкий разрез глаз или более светлая кожа.
Точно так же и родной язык: он — привычен, и поэтому кажется «благозвучнее», а вот чужая речь воспринимается как непонятная «тарабарщина», те же, кто говорит «по-тарабарски», не «по-нашему» — просто «немые», «немцы». Конечно, сегодня это противопоставление не столь категорично как в те времена, когда на Руси всех иностранцев звали немцами, тем не менее, понятие «тарабарщина» в языке держалось, неизменным остался и его негативный оттенок: тарабарщина — это «абракадабра», непонятная чушь.
Мировая культура (культурный глобализм
Ключевым словом современной культуры является интеграция. Интеграция политической,
Мировая культура (культурный глобализм
Ключевым словом современной культуры является интеграция. Интеграция политической,
Ускоряющиеся темпы интегративных процессов в мире вызывают процессы глобализации. Глобализация в целом означает ускорение интеграции стран и народов в единую мировую систему человечества. Под влиянием глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций происходит процесс слияния национальных экономик в единую экономическую систему. Свидетельством этого стали создание Европейского экономического и валютного союза, Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, Северо-Американской зоны свободной торговли. На базе компьютерных технологий, Интернета, глобального телевидения происходит единение общемирового информационного пространства. Всё совершающееся на другом краю планеты становится известно уже через несколько минут. Стираются региональные отличия в ощущении восприятия времени, нарастает глобальная одновременность событий. Широкое распространение получают унифицированные жизненные стандарты, воспринимающиеся людьми как оптимальные и наиболее эффективные. В первую очередь это касается туризма, спорта, искусства, науки, бытовых удобств, развлечений, товаров повседневного использования. Гонка за унифицированными потребительскими стандартами уже превратилась в одну из ведущих социально – политических тенденций современного общества. Одновременно происходит возникновение нового образа жизни и новых форм повседневной культуры, стирающих границы между своей и чужой культурой. Смесь культур в повседневной жизни людей становится характерной чертой для целых обществ.
Происходящие процессы глобализации приводят к необходимости создания единого правого пространства, однородного политического правления и универсализации демократических ценностей в мире.
Если принять, что основу жизни современного общества составляют наука, техника и технологии, то на наших глазах происходит ускоренное становление общей мировой цивилизации. Она действительно является единой и универсальной, поскольку нет национальной математики, химии, физики и науки в целом как системы знаний о мире. Они – универсальны, и в этом плане Япония мало чем отличается от Европы, а Россия – от США. В большинстве школ мира дети изучают одинаковые предметы, в них обязательно преподаются иностранные языки, облегчающие общение между людьми. Космические спутники и современные средства связи позволяют людям получать информацию из всех регионов мира. Большую роль в этом играет Интернет, обеспечивая включение стран, народов в единую коммуникационную систему. У человека появляется ощущение мира как единого целого.
Возникающее впервые в истории культурное единство человечества изменяет механизмы, определяющие судьбу
Возникающее впервые в истории культурное единство человечества изменяет механизмы, определяющие судьбу
Однако, современные процессы глобализации в мире не происходят однозначно гладко, без проблем. Дело в том, что глобальные экономические, политические, правовые, технологические, интеграционные процессы одновременно вызывают изменение жизненного уклада, традиций и культур целых народов и стран, вынуждая их к пересмотру и даже отказу от некоторых этнических и национальных ценностей. Это особенно наглядно проявляется на примере сужения сферы функционирования национального языка и распространения английского языка, которым сегодня в мире пользуются около 1.5 млрд. людей. Английский язык стал условием распространения универсального образа жизни, достижений современной науки и технологии на всей планете. 90 процентов информации, хранящейся сегодня во всемирной компьютерной сети, – на английском языке. Между тем язык – это не только средство коммуникации и общения. Он является неотъемлемым признаком любого народа. Без языка – нет национальности. Национальным сознанием родной язык воспринимается как живой организм, требующий бережного отношения и заботы. Не случайно во Франции в 1994 году был принят специальный «Закон об использовании французского языка», запрещающий чрезмерное употребление иностранных терминов и выражений.
Угроза потери культурной самобытности, подчинение национальной культуры западной, её преобразование по преимуществу навязываемому американскому образцу вызывают враждебное отношение, протесты и даже сопротивление со стороны традиционных обществ, воспринимающих родную культуру моделью образа жизни и формой исторической памяти, а глобализацию – экспансией западной культуры, культурным империализмом и даже новой формой колониализма. В значительной мере наблюдаемый сегодня подъём национальных и религиозных движений в мире является своеобразной реакцией людей на культурное нивелирование, унификацию и глобализацию. Возникло движение антиглобалистов, выступающих за интеграцию культуры не сверху по модели мировой элиты, а снизу – альтернативным путем.
Таким образом, универсализация и глобализация культуры не автоматические процессы, которые завершатся безконфликтным и идеальным миром. Они таят в себе как новые возможности, так и новые риски.
Индустриально-городская культура
Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это
Индустриально-городская культура
Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это
Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни
Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни
Если для сельской культуры характерно триединство — единство места работы, места
Если для сельской культуры характерно триединство — единство места работы, места