Культура как объект Культурологии

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» доклассический (Античность, Средневековье); классический (Возрождение, Новое время, XIX

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

доклассический (Античность, Средневековье);

классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);

неклассический (конец

ХIХ — первая половина XX в.);

постнеклассический (вторая половина XX в.).

Слайд 3

ВОПРОС Что такое натура? Дайте синонимический ряд.

ВОПРОС

Что такое натура?
Дайте синонимический ряд.

Слайд 4

НАТУРА — (лат. natura, фр. nature, нем. Natur, от лат. nasci

НАТУРА — (лат. natura, фр. nature, нем. Natur, от лат. nasci

рождаться, происходить). Совокупность органического и неорганического мира до вмешательства человека, природа во всех её проявлениях; более частное значение в смысле темперамента.
Словарь иностранных слов русского языка
Слайд 5

НАТУРА — (лат. natura природа) 1) (устар. выражение) природа, в частности

НАТУРА — (лат. natura природа)
1) (устар. выражение) природа, в частности

растительный и животный мир.
2) Характер, нрав, темперамент человека.
3) Товары, продукты как платежное средство взамен денег.
4) В изобразительном искусстве реальные объекты.
  Большой Энциклопедический словарь
Слайд 6

НАТУРА — НАТУРА, ы, жен. 1. То же, что природа (в

НАТУРА — НАТУРА, ы, жен.
1. То же, что природа (в

1 знач.) (стар.).
2. Характер человека, темперамент. Пылкая н. По натуре он не зол. Привычка вторая н. (посл.).
3. То, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия.
Толковый словарь Ожегова
Слайд 7

НАТУ́РА, натуры, жен. (лат. natura),. 1. только ед. Природа (устар.). «На

НАТУ́РА, натуры, жен. (лат. natura),.
1. только ед. Природа (устар.). «На берегах

прекраснейшего в мире озера, служащего зеркалом богатой натуре, случилось мне встретить голландского патриота.» Карамзин. «Все на свете повторяется, особенно то, что в натуре вещей.» А.Тургенев. // Действительность. В натуре таких зверей не бывает.
2. Прирожденный темперамент, характер человека. Слабая натура. Широкая натура. Пылкая натура. Восприимчивая натура. По своей натуре человек хороший. «Привычка - вторая натура.» (посл.) Помещичья натура брала верх над иностранными привычками.
3. Человек, позирующий перед художником (спец.). Рисовать натуру. «Лицо у нее от долгого стояния на натуре (т.е. в качестве натуры) осунулось, похудело.» Чехов. Класс натуры. Служить натурой художнику.
4. только ед. Товары, продукты, как платежное средство взамен денег (торг. экон.). Поставка натурой. Уплата в натуре. Платить натурой.
❖ С натуры (рисовать, писать) - с оригинала, не с изображений. В натуре (разг. шутл.) - без одежды, голый. Натура зерна (с.-х.) - вес определенной единицы объема зерна.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Слайд 8

Синонимы: действительность, душа, естество, модель, натуришка, натурка, натурщик, натурщица, норов, нрав,

Синонимы: действительность, душа, естество, модель, натуришка, натурка, натурщик, натурщица, норов, нрав,

организм, основное свойство, основные черты, природа, реальность, свойство, склад, среда, сущность, темперамент, характер и т.д.
Слайд 9

АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ Культура (лат. сultura) возделывание, земледелие, воспитание, почитание.

АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ

Культура (лат. сultura)

возделывание, земледелие, воспитание, почитание.

ПАЙДЕЙЯ (греч. Παιδεία)

формирование

ребенка, образование, воспитанность, культура; понятие античной философии, означающее универсальную образованность

Те́хника (др.-греч. τεχνικός от τέχνη) 

искусство, мастерство, умение. 

Слайд 10

МАРК ПОРЦИЙ КАТОН СТАРШИЙ (234—149 ДО Н.Э) В латинских источниках впервые

МАРК ПОРЦИЙ КАТОН СТАРШИЙ (234—149 ДО Н.Э)

В латинских источниках впервые слово

встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) «De agri cultura» — самом раннем памятнике латинской прозы.
Слайд 11

МАРК ТУЛЛИЙ ЦЕЦЕРОН (106-43 ДО Н. Э.) Римский оратор и философ

МАРК ТУЛЛИЙ ЦЕЦЕРОН (106-43 ДО Н. Э.)

Римский оратор и философ Марк Туллий Цецерон

(106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.
Слайд 12

Культура как идеальное единство личности и государства. Смысл культуры - воспитание

Культура как идеальное единство личности и государства.
Смысл культуры - воспитание в

человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.
Слайд 13

«ПАЙДЕЙЯ» – ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА (ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА): пайдейя развития разумной

«ПАЙДЕЙЯ» – ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА (ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА):

пайдейя
развития разумной способности

суждений,
эстетического чувства прекрасного,
способности жить в гармонии с природой (единство природы и бога), в соответствии с законами гражданского общества,
достижения физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать ответственность при принятии решений)
Слайд 14

Поэтому в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» —

Поэтому в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» —

необходимость участия в религиозном культе, в поклонении богам.
Слайд 15

Так что не случайно слово «культура» означает не только «возделывание», но

Так что не случайно слово «культура» означает не только «возделывание», но

и «почитание», т.е. поклонение богам (религиозный культ). Ведь античные боги — это природные стихии в человеческом облике.
Земля в представлении греков — это богиня Гея, ее возделывание, обработка одновременно становится и ее почитанием.
Слайд 16

ГЕСИОД «ТЕОГОНИЯ»: Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая

ГЕСИОД «ТЕОГОНИЯ»:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея,

всеобщий приют безопасный...
...Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных.
Слайд 17

ДЕМЕТРА Деме́тра (др.-греч. Δημήτηρ, также Δηώ) — в древнегреческой мифологии богиня

ДЕМЕТРА

Деме́тра (др.-греч. Δημήτηρ, также Δηώ) — в древнегреческой мифологии богиня плодородия

и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона.
Ее имя означает «Мать-Земля» (гр. da/ga, «земля»: Demeter — буквально «земля-мать»); по спорной гипотезе, оно упоминается в микенских текстах как da-ma-te.
Слайд 18

ДЕМЕТРА Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле,

ДЕМЕТРА

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит

корнями еще в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов ее называли Матерью-Землей (гр. Demeter, слав. Мать-Сыра Земля, инд. Prthivi-Matar).
Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии.
Слайд 19

ДЕМЕТРА В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра:

ДЕМЕТРА

В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра:

она считалась покровительницей чародеев, в чем она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него.
Также ее называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); ее дочь — Персефона — была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.
Слайд 20

ХРАМ ДЕМЕТРЫ

ХРАМ ДЕМЕТРЫ

Слайд 21

ВЫВОД: Античное понимание культуры — гуманистично, в его основе лежит идеал

ВЫВОД:

Античное понимание культуры — гуманистично, в его основе лежит идеал

человека, т.е. человек-гражданин, подчиняющийся законам своего полиса и выполняющий все гражданские обязанности, человек-воин, защищающий его от неприятеля, человек, способный наслаждаться прекрасным.
Слайд 22

Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как

Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как

определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.
Слайд 23

Культура- воспитание меры, гармонии, порядка. В системе образования формируется не узкий

Культура- воспитание меры, гармонии, порядка. В системе образования формируется не узкий

специалист-профессионал, а личность с определёнными ценностными ориентациями (идеал человека)
Слайд 24

АНТИЧНОСТЬ: Культура- возделывание, обработка, уход: 1. возделывание земли, уход за животными,

АНТИЧНОСТЬ:

Культура- возделывание, обработка, уход:

1. возделывание земли, уход за животными, растениями (культура

земледелия)

2. воспитание, образование людей.

3. культ (почитание, поклонение богам)

Слайд 25

Средние Века: Культура - это уже не воспитание меры, гармонии и

Средние Века:

Культура - это уже не воспитание меры, гармонии и порядка,

а преодоление ограниченности человека, культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, ее постоянное духовное совершенствование. Культура превратилась в культ.
Слайд 26

КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ: Монотеизм (вера в единого бога, высший разум) Духовность (стремление

КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ:

Монотеизм (вера в единого бога, высший разум)
Духовность (стремление к самосовершенствованию,

избавление от греховности)
Аскетизм (отказ от житейских благ)
Книжное знание Библии, слова Божьего (главный показатель культуры – книжная учёность, начитанность)
Креационизм (Бог создал мир и от мира всё зависит)
Фатализм (полная зависимость природы и людей от Бога)
Бессмертие души (вечное блаженство или вечные муки после смерти)
Слайд 27

Культура – преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное самосовершенствование человека, осознание его духовного родства с богом

Культура – преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное самосовершенствование человека, осознание

его духовного родства с богом
Слайд 28

Ренессанс Человек - как творец культуры. Культура — это сущностная характеристика

Ренессанс

Человек - как творец культуры.
Культура — это сущностная характеристика человека.

Рождается

новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного и от мира природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры.
Слайд 29

Слайд 30

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ (1463 - 1494). «Речь о достоинстве Человека»:

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ (1463 - 1494). «Речь о достоинстве Человека»:

«Я

ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные».
Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

РЕНЕССАНС: 1) Культура — это сущностная характеристика человека. 2)Также Возрождение вновь

РЕНЕССАНС:

1) Культура — это сущностная характеристика человека.

2)Также Возрождение вновь возвращается к

рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека.

3) Именно разум позволяет человеку действовать не как природному телу, и не как марионетке в руках Бога, но как самостоятельному существу, наделенному сознанием и волей. Разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.

Слайд 34

4) Культ человека вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была

4) Культ человека вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была

ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек. Это привело к соединению возрожденного античного интереса к человеку с христианской средневековой линеарной моделью истории, что в итоге послужило основанием для формирования современного научного принципа историзма.
Слайд 35

Новое время

Новое время

Слайд 36

САМУЭЛЬ ПУФЕНДОРФ (1632—1694) Культура - обозначение результатов деятельности общественно значимого человека;

САМУЭЛЬ ПУФЕНДОРФ (1632—1694)

Культура - обозначение результатов деятельности общественно значимого человека; понималась

как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы; противопоставлялась Пуфендорфом природному, или естественному, состоянию человека. С этого времени данное понятие все чаще используется для обозначения воспитанности и образованности и просвещенности человека.
Слайд 37

КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ, ВЫРАБОТАННЫЕ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.: натуралистические

КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ, ВЫРАБОТАННЫЕ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.:

натуралистические

концепции (А.де Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер)

целью культуры является жизнь в согласии с запросами и потребностями своей природы

идеалистические концепции (И. Кант, Г. Гегель, А. и Ф. Шлегели)

определяли цель культуры, исходя из существования высшего предназначения разума, к достижению которого должен стремиться человек

Слайд 38

И.Г. ГЕРДЕР (1744—1803) Гердер писал в своей книге "Идеи к философии

И.Г. ГЕРДЕР (1744—1803)

Гердер писал в своей книге "Идеи к философии истории

человечества":
"Мы можем, как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самых краев земли".
Слайд 39

1. Противопоставление природы и культуры (Ж.Руссо) 2. Культура – исторический процесс

1. Противопоставление природы и культуры (Ж.Руссо)

2. Культура – исторический процесс развития

духа, в котором противоречия природы и человеческой культурной деятельности необходимы, но имеют временной характер на пути к их синтезу (немецкая философия)
Слайд 40

3. человек (моральное, культурное существо) зависит от «мира природы» (жестокость и

3. человек (моральное, культурное существо) зависит от «мира природы» (жестокость и

зло) и «мира свободы» (культура и мораль), которые соединяются силой красоты (искусства). Высшее проявление культуры- сфера эстетического (И.Кант).
Слайд 41

4. культура включает язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Взаимодействие

4. культура включает язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Взаимодействие

этих элементов – источник культурного развития (Гердер)
Слайд 42

5. культура – разумный ход истории, создание такого нового, которое не

5. культура – разумный ход истории, создание такого нового, которое не

забывает, не уничтожает старое, а сохраняет его в себе, включает его в себя как предпосылку. Культурный человек должен проделать для себя в краткий срок тот путь, который духовно уже пройден человечеством (Гегель). Развитие духа включает: искусство, религия, философия.
Слайд 43

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1870-1948) «Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура,

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1870-1948)

«Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка,

поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности».
Слайд 44

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (БОРИС НИКОЛАЕВИЧ БУГАЕВ) - 1880-1934 ГГ. «Культура — цельность,

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (БОРИС НИКОЛАЕВИЧ БУГАЕВ) - 1880-1934 ГГ.

«Культура — цельность, органическое соединение

многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше „Я“; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то „Я“»
Слайд 45

Новейшее время

Новейшее время

Слайд 46

ВЛАДИ́МИР СОЛОМО́НОВИЧ БИ́БЛЕР (1918-2000) Влади́мир Соломо́нович Би́блер — российский философ, культуролог,

ВЛАДИ́МИР СОЛОМО́НОВИЧ БИ́БЛЕР (1918-2000)

Влади́мир Соломо́нович Би́блер — российский философ, культуролог, историк

культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ по истории европейской мысли, логике культурного развития, теории научного познания.
Слайд 47

ПЕРВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных

ПЕРВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных —

прошлых, настоящих и будущих — культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур.
Слайд 48

ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Культура — это форма самодетерминации индивида в горизонте личности,

ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Культура — это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма

самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; то есть культура — это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и все­общей ответственности.
Слайд 49

ТРЕТЬЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Культура — «мир впервые...». Культура в своих произведениях позволяет

ТРЕТЬЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Культура — «мир впервые...». Культура в своих произведениях позволяет нам,

автору и читателю, как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие из плоскости полотна, хаоса красок, ритмов стиха, философских начал, мгновений нравственного катарсиса.
Слайд 50

ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ

Слайд 51

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) Древние римляне называли гражданином

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный)
Древние римляне называли гражданином (civis) жителя крепости

или полиса, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения, совместной жизни и нормы вежливости.
Слайд 52

До XVIII в. мы находим данное понятие только как причастие «цивилизованный» или глагол «цивилизовать».

До XVIII в. мы находим данное понятие только как причастие «цивилизованный»

или глагол «цивилизовать».
Слайд 53

Понятие «цивилизация» появилось, по утверждению французского историка Люсьена Февра (1878—1956), в

Понятие «цивилизация» появилось, по утверждению французского историка Люсьена Февра (1878—1956), в

1766 г. в работах философов-энциклопедистов в рамках созданной ими теории прогресса.
Несло в себе отпечаток идей французского Просвещения и понималось как процесс совершенствования общества и государства.
Слайд 54

В РАБОТАХ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ: Цивилизация - идеал прогресса — общество, основанное на идеалах разума и справедливости.

В РАБОТАХ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ:

Цивилизация - идеал прогресса — общество, основанное

на идеалах разума и справедливости.
Слайд 55

FRANÇOIS MARIE AROUET; VOLTAIRE В работах Вольтера цивилизация стала отождествляться с

FRANÇOIS MARIE AROUET; VOLTAIRE 

В работах Вольтера цивилизация стала отождествляться с хорошим

поведением, хорошими манерами человека.
После этого появилось выражение «цивилизованный человек».
Слайд 56

Ж.-Ж. РУССО В работах Ж.-Ж. Руссо можно встретить критику современной ему

Ж.-Ж. РУССО

В работах Ж.-Ж. Руссо можно встретить критику современной ему цивилизации,

которая оценивается как этап упадка и деградации, найти призыв отказаться от цивилизации и вернуться назад, к жизни в единстве с природой.
Слайд 57

В РАБОТАХ НЕМЕЦКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ: Различают понятия внешней и внутренней культуры. При

В РАБОТАХ НЕМЕЦКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ:

Различают понятия внешней и внутренней культуры.
При этом

под внутренней (подлинной культурой) они понимают
- духовные нормы и ценности, на которые ориентируются люди в своей жизни,
а к внешней культуре они относят:
- мир материальных предметов и явлений, среди которых живет человек. Этот мир и есть цивилизация.
Слайд 58

ИТАК, ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ: исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах);

ИТАК, ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ:

исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах);
образ жизни

общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Морган);
материальную, утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Зиммель);
последнюю, завершающую фазу эволюции какого-то типа культуры, эпоху смерти этой культуры (Шпенглер);
любой отдельный социокультурный мир (Тойнби);
наиболее широкую социокультурную общность, представляющую собой самый высший уровень культурной идентичности людей (Хантингтон).
Слайд 59

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Слайд 60

В научной литературе существует три позиции по этому вопросу: отождествление, противопоставление взаимообусловленность.

В научной литературе существует три позиции по этому вопросу:

отождествление,

противопоставление

взаимообусловленность.

Слайд 61

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ, Первоначально эти понятия использовались как синонимы. Философы эпохи Просвещения; А.

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ,

Первоначально эти понятия использовались как синонимы.
Философы эпохи Просвещения;
А. Гумбольдта

и Э. Тайлор пользовались словом «культура» наряду со словом «цивилизация», часто заме­няя одно слово другим.
3. Фрейд настаивал, что именно культура и цивилизация отличают человека от животных.
Слайд 62

Противопоставление. конец XVIII в. Германия. И. Кант и философы эпохи Просвещения

Противопоставление. конец XVIII в. Германия. И. Кант и философы эпохи Просвещения


Слайд 63

И. КАНТ Противопоставление. конец XVIII в. Германия. И. Кант и философы эпохи Просвещения

И. КАНТ

Противопоставление. конец XVIII в. Германия. И. Кант и философы

эпохи Просвещения
Слайд 64

И.КАНТ КУЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1) совокупность духовных ценностей 1) Становилась синонимом материальной

И.КАНТ

КУЛЬТУРА

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

1) совокупность духовных ценностей

1) Становилась синонимом материальной культуры, достаточно высокой ступенью

овладения силами природы.
*Впервые было отмечено, что техника, материальное изобилие сами по себе не означают культурного, духовного развития. Сама по себе техника нейтральна, к ней неприменимы нравственные категории. Все зависит от того, как она используется и в чьих руках находится.
Слайд 65

И.КАНТ КУЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЯ 2)Является внутренним достоянием человека, его духовным развитием, мерой

И.КАНТ

КУЛЬТУРА

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

2)Является внутренним достоянием человека, его духовным развитием, мерой его свободы.


2) Понимается как преобразованный человеком мир внеположных ему вещей, а также степень их доступности в данном обществе для различных социальных групп.

Слайд 66

И.КАНТ КУЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЯ 3) Ориентирована на формирование совершенной личности, человека-творца. 3)

И.КАНТ

КУЛЬТУРА

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

3) Ориентирована на формирование совершенной личности, человека-творца.

3) Направлена на

воспитание идеального законопослушного гражданина, так как она связана со стандартизацией мышления, ориентацией на абсолютную верность общепринятым истинам.
Так понятие «цивилизация» становится синонимом урбанизации, скученности, тирании машин, понимается как источник дегуманизации мира.
Слайд 67

Противопоставление. О. Шпенглера, Н. Бердяева, Г. Маркузе и др.

Противопоставление. О. Шпенглера, Н. Бердяева, Г. Маркузе и др.

Слайд 68

О. ШПЕНГЛЕР «Цивилизация есть мумия культуры»

О. ШПЕНГЛЕР

«Цивилизация есть мумия культуры»

Слайд 69

Слайд 70

Поэтому характерными чертами цивилизации для него являются: падение религиозной веры, вырождение

Поэтому характерными чертами цивилизации для него являются:
падение религиозной веры,
вырождение искусства,


распространение сухого рационализма и материализма,
переход от творчества к бесплодию, бездуховный техницизм.
Слайд 71

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Н.БЕРДЯЕВ: В культуре развиваются начала духовности, индивидуальности, аристократизма; характерны качественность,

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Н.БЕРДЯЕВ:

В культуре развиваются начала духовности, индивидуальности, аристократизма; характерны качественность, выразительность,

эстетичность, стремление к стабильности и консерватизму.
Цивилизация же связана с развитием материального, социально-коллективного, демократического начала; стремится к тиражированию, общедоступности, утилитарности, она ориентирована на прогресс.
Слайд 72

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Г. МАРКУЗЕ: Цивилизация — это жестокая, холодная, повседневная реальность, а

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Г. МАРКУЗЕ:

Цивилизация — это жестокая, холодная, повседневная реальность, а культура

— вечный праздник.
Он противопоставлял духовный труд культуры материальному труду цивилизации, как будний день противостоит празднику, царство необходимости — царству свободы, природа — духу.
Слайд 73

ЛЬЮИС МОРГАН Л. Морган делил человеческую историю на три стадии — дикость, варварство и цивилизация.

ЛЬЮИС МОРГАН

Л. Морган делил человеческую историю на три стадии — дикость,

варварство и цивилизация.
Слайд 74

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ. ЛЬЮИС МОРГАН. МАРКСИСТЫ. При таком подходе понятие «культуры» шире понятия

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ. ЛЬЮИС МОРГАН. МАРКСИСТЫ.

При таком подходе понятие «культуры» шире понятия «цивилизации»,

так как культура существует столько же, сколько и само человечество, а цивилизация появляется лишь на определенном этапе развития культуры — вместе с появлением первых городов-государств около 6 тыс. лет назад.
Слайд 75

КАГАН:ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА СООТНОШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ Первобытное состояние – доцивилизованный тип

КАГАН:ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА СООТНОШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

Первобытное состояние – доцивилизованный тип культуры

Традиционная

культура – Цивилизация в Культуре

Индустриальная цивилизация – Культура в Цивилизации

Постиндустриальное общество (в тенденции) – отождествление Культуры и Цивилизации

Слайд 76

ВЫВОД. 3 ФОРМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ: 1) генетическая: культура создает цивилизацию, объективируется

ВЫВОД. 3 ФОРМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ:

1) генетическая:

культура создает цивилизацию, объективируется

в ней; Генетический код культуры воплощается в материальном теле цивилизации.

2) структурно-функциональная:

культура и цивилизация воплощают в себе разные стороны человеческой деятельности, духовную и материальную, которые немыслимы друг без друга.

3) дисфункциональная

цивилизация стремится подчинить себе культуру; происходит забвение ценностей культуры и утрачивается ее душа; тенденция- должны появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры.

Слайд 77

КУЛЬТУРА – ПРИРОДА. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

КУЛЬТУРА – ПРИРОДА. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

Слайд 78

ЭТАПЫ И УРОВНИ

ЭТАПЫ И УРОВНИ

Слайд 79

ЭТАПЫ

ЭТАПЫ

Слайд 80

УРОВНИ

УРОВНИ

Слайд 81

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. ЭТАПЫ И УРОВНИ СООТНОШЕНИЯ

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. ЭТАПЫ И УРОВНИ СООТНОШЕНИЯ

Слайд 82

Слайд 83

ЭТАПЫ

ЭТАПЫ