Культура как предмет культурологического изучения

Содержание

Слайд 2

Культура как предмет культурологического изучения ДИСЦИПЛИНА: КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Культура как предмет культурологического изучения

ДИСЦИПЛИНА: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 3

Цель изучения материала: рассмотреть феномен культуры как предмет культурологического изучения. Задачи

Цель изучения материала: рассмотреть феномен культуры как предмет культурологического изучения.

Задачи лекции:
Выявить

тенденции формирования культуры
как объекта социально-гуманитарного знания в целом,
и культурологического изучения в частности;
Провести анализ подходов к изучению феномена
культуры и выявить универсальные особенности
определения понятия «культура»;
Дать содержательный анализ культуры как
специфически человеческого способа существования,
определить структуру и функции культуры;
Разграничить понятия «культура» и «цивилизация»
и выявить специфические черты этих феноменов
Слайд 4

Перечень общенаучных компетенций, формирующихся в процессе знакомства с материалом: способность научно

Перечень общенаучных компетенций, формирующихся в процессе знакомства с материалом:

способность научно

анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Слайд 5

Требования к уровню освоения содержания студенты должны понимать и уметь охарактеризовать

Требования к уровню освоения содержания

студенты должны понимать и уметь охарактеризовать сущность

культуры,
ее место в жизни человека и общества;
иметь представление о культурологическом подходе к изучению культуры;
знать способы структурирования культуры по различным основаниям;
иметь представление о соотношении понятий «культура» и
«цивилизация».
Слайд 6

План лекции: Формирование культуры как объекта социально-гуманитарного знания; Аспекты исследования культуры;

План лекции:
Формирование культуры как объекта социально-гуманитарного знания;
Аспекты исследования культуры;
О специфике

культуры;
Культура и цивилизация.
Слайд 7

Традиция определения культуры в различные исторические эпохи Античность: культура как «возделывание

Традиция определения культуры в различные исторические эпохи

Античность: культура как «возделывание и

обработка земли», культура как процесс образования и воспитания;
Средневековье: религиозный смысл культуры;
Новое время: культура как способ и форма человеческого существования;
Новейшее время: создание развернутых теоретических моделей культуры
Слайд 8

Многообразие определений культуры комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи

Многообразие определений культуры

комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль,
обычаи и

другие способности и привычки, обретенные человеком, как
членом общества (Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989);
культура как система духовного производства охватывает создание,
хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов,
знаний и ориентаций - все то, что составляет духовный мир общества и
человека (Ерасов Б. Социальная культурология: В 2 ч.- М., 1994);
система, выступающая мерой и способом формирования и развития
сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности (Коган Л.
Теория культуры. – Екатеринбург, 1993);
культура – это производство самого человека во всем богатстве и
многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия (Межуев В. Культура и история. – М., 1977)
Слайд 9

Принципы современного культурологического знания культурно-исторический подход; индивидуализация; поиск правильной интерпретации и смысла культуры

Принципы современного культурологического знания

культурно-исторический подход;
индивидуализация;
поиск правильной интерпретации и смысла культуры

Слайд 10

Головнева Елена Валентиновна Аспекты исследования культуры Антропологический – рассмотрение культуры как

Головнева Елена Валентиновна

Аспекты исследования культуры

Антропологический – рассмотрение культуры как особого инструмента

приспособления человека к природе (Ф.Боас, Б. Малиновский, Э. Тайлор);
Аксиологический – определение сущности культуры через понятие «ценность» (П. Сорокин);
Знаково-символический – рассмотрение культуры как сферы сверхличных, всеобщих смыслов (В. Гумбольдт, Э. Кассирер, К. Гирц)
Слайд 11

Формы культурной деятельности целеполагание; проектирование; творчество; выдвижение нормы (как должного, отличающегося от сущего); нормативная модификация поведения

Формы культурной деятельности

целеполагание;
проектирование;
творчество;
выдвижение нормы (как должного, отличающегося от сущего);
нормативная модификация поведения


Слайд 12

Структура культуры Дихотомическая структура: материальная и духовная культура; Уровневая структура: классическая

Структура культуры

Дихотомическая структура: материальная и духовная культура;
Уровневая структура: классическая и современная

культура;
массовая и элитарная культура;
официальная культура и андеграунд;
3. Ценностная структура: религиозная культура, нравственная культура,
миф, художественная культура
Слайд 13

Функции культуры человекотворческая; функция социальной памяти; аксиологическая; регулятивная; коммуникативная; семиотическая

Функции культуры

человекотворческая;
функция социальной памяти;
аксиологическая;
регулятивная;
коммуникативная;
семиотическая

Слайд 14

Различие культуры и цивилизации Культура система смыслов и ценностей, связанная с

Различие культуры и цивилизации

Культура
система смыслов и ценностей, связанная с постановкой и

реализацией человеческих целей;
способ освоения достижений в национальных рамках;
отражение и выражение в правилах жизни специфического и уникального для народов;
внутреннее состояние человека,
раскрывающее меру его развития

Ци

Цивилизация
гражданские, общественные 0характеристики общества;
функциональность и усвоенность образцов;
отражение общего в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий;
внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него

Слайд 15

Выводы Культура представляет собой сложное явление, которое с большим трудом поддается

Выводы

Культура представляет собой сложное явление, которое с большим трудом поддается однозначному

определению. Анализ тенденций формирования культуры как объекта социально-гуманитарного знания позволяет выявить общее в ее понимании, а именно: культура определяется как «вторая природа», она является неотъемлемым свойством и принадлежностью человека, возраст культуры равен возрасту человечества.
Основой функционирования культуры является деятельность человека, для которой характерны: предметность, целеполагание, творчество, нормативная модификация поведения.
Культура как предмет культурологического изучения представляет собой целостность, которую можно структурировать по различным основаниям и рассматривать в качестве ее структурных компонентов различные виды культуры (материальная и духовная и др.) и уровни (массовая и элитарная и др.).
В сопоставлении культуры и цивилизации выявляются особенности культуры как системы смыслов и ценностей, раскрывающих меру развития внутреннего состояния человека.