Содержание
- 2. План: 1. Культура как система знаков 1.1. Язык культуры как вторичная моделирующая система 1.2. Знаки 1.2.1.
- 3. 1. Культура как система знаков Семиотика культуры – это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех
- 4. В таком случае исходят из того, что необходимым компонентом любой культуры является информация, которая всегда хранится
- 5. При этом «текстом» называют не только письменные сообщения, но любой артефакт, рассматриваемый как носитель информации.
- 6. Язык тоже понимается в широком смысле – не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но
- 7. Языки культуры называют вторичными моделирующими системами, так как именно они выступают теми средствами, с помощью которых
- 8. Язык мифологии можно отнести к вторичным моделирующим знаковым системам.
- 9. Язык культуры – это универсальная форма познания действительности, обслуживающая человека во всех сферах его жизни и
- 10. Язык культуры – это знаки, формы, символы.
- 11. Языком культуры называется представление культуры в словах, образах, жестах. Язык культуры
- 12. Т.е. язык культуры – это те средства, знания, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в
- 13. С помощью языка осуществляется понимание, диалог как между культурами разных эпох, так и между культурами, существующими
- 14. Проблема языка культуры как фундаментальная проблема Проблему языка культуры относят к фундаментальным проблемам. Во-первых, освоить культуру,
- 15. Во-вторых, именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности, все то, что определяет культурную картину мира.
- 16. В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, помогает осознать свое место в культуре.
- 17. Язык выступает и продуктом культуры, и структурным ее элементом, и условием. Он концентрирует и воплощает в
- 18. Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми.
- 19. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.
- 20. Коммуникация возможна только лишь при наличии знаний, которые принимаются, используются ее участниками и поняты ими. Но
- 21. Знак – это материальный предмет (явление, событие), объективно заменяющий другой предмет, свойство или отношение и используемый
- 22. Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: – естественные, – функциональные, – иконические, – конвенциальные, –
- 23. Естественные знаки – это вещи и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то
- 24. Естественные знаки – это знаки-признаки, например дым – знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, нужно знать,
- 25. Функциональные знаки – это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, а знаками они становятся, потому
- 26. Например действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса.
- 27. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях:
- 28. Иконические знаки – знаки-образы, внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей. Так, в музыке имитируются
- 29. Художественные образы, созданные писателями, художниками или скульпторами, очень точно описывают людей, животных или события, хотя они
- 30. Иллюстрация 20
- 31. Конвенциональные (условные) знаки – искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. 1.2.4. Конвенциональные (условные)
- 32. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный
- 33. Существует три основных вида конвенциональных знаков – сигналы, индексы и символы.
- 34. – Сигналы – знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.
- 35. – Индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы
- 36. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например
- 37. Картографические знаки можно отнести к знакам-индексам.
- 38. – Символы – знак, замещающий какой-либо объект, позволяющий человеку сориентироваться в конкретной ситуации, называется. Символ
- 39. Значения символов указывают на ценность явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и
- 40. Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны. Символ позволяет отличить своих от чужих.
- 41. Тринадцать красно-белых полос на флаге США символизируют тринадцать штатов, образовавших новое независимое государство: Вирджиния, Делавэр, Джорджия,
- 42. В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов: исторические (Бородинское поле как символ славы
- 43. религиозные (крест, иконы); Богоматерь Казанская Религиозные символы
- 44. мифологические (Гея – Земля, Кронос – время и т.д.); Питер Пауль Рубенс Сатурн пожирает своего сына
- 45. идеологические и пропагандистские символы (программы, конституции, лозунги); Идеологические, нравственные, художественные символы
- 46. нравственные символы (белый цвет – чистота);
- 47. художественные символы (произведения искусства).
- 48. Лозунги
- 49. Вербальные знаковые системы – это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они составляют
- 50. Естественный язык – это открытая знаковая система. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к
- 51. История развития культуры отражается в истории развития языка. Так, новые явления в жизни людей, открытия в
- 52. При этом базисный словарь (слова, обозначающие части тела человека, Солнце, Луну, звезды, простейшие глаголы и числительные
- 53. Знаковые системы записи – письмо, ноты и т.п. – в истории человечества появились довольно поздно. Они
- 54. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Без письма невозможно развитие науки,
- 55. Знаки идеографического письма
- 56. Культурный код – это набор символов, передающих информацию внутри группы, ключ к пониманию данного типа культуры;
- 57. Язык майя Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру
- 58. Мир сигналов – это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла –
- 59. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым.
- 60. В соответствии с классификацией типов культуры выделяют: коды дописьменных культур; коды письменных культур; коды экранных культур.
- 61. Дописьменная культура охватывает огромный «доисторический» период, включающий «дикость» и «варварство» (по терминологии Г.Л. Моргана и Э.Б.
- 62. Примитивнейшие основания культурного кода закладывались еще в нижнем палеолите (от 1 млн. до 40 тыс. лет
- 63. В дописьменных культурах культурным доминантным кодом был мифологический. В первобытном обществе миф – это не только
- 64. По легенде, Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и
- 65. В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен. Для первобытного человека связь между именем и
- 66. Весьма распространено было явление, когда каждый мужчина, женщина, ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском
- 67. Тот же обычай сохранился и в более поздние времена, например в Древнем Египте. У египтян было
- 68. Ту же самую ситуацию можно было наблюдать и в Индии, когда ребенок из касты брахманов получал
- 69. В доолимпийских культурах система имен представляла собой механизм кодирования и обновления культуры, когда имя – это
- 70. Обряд имянаречения у славян (реконструкция) Его произнесение является тем запускающим, энергетическим механизмом, посредством которого возможно осуществить
- 71. Коды письменных культур формируются с конца 4-го – начала 3-го тыс. до н.э. (Древний Египет и
- 72. Новый культурный код, в отличие от мифологического кода, который воспроизводился только в ритуальных действиях, имеет ясную
- 73. В них собраны не только законы и правила, предписывающие людям, как себя вести в отношении к
- 74. Таким образом, в культурный код включается история. В письменном тексте место магии-ритуала занимает магия слов. Эти
- 75. Изменение и перестройка данного культурного кода начинается в христианской Европе во второй половине XV века и
- 76. Печатный книжный тираж открывал новые возможности для освоения в коде культурной памяти происходящих социальных перемен.
- 77. Одной из таких значимых перемен явилась десакрализация Священного текста Библии, которая произошла в результате перевода ее
- 78. 24 августа 1455 года Гутенберг отпечатал Библию на латинском языке в двух томах. Заглавные буквы в
- 79. Значительное влияние на формирование нового культурного кода оказала наука. Наука и культурный код
- 80. Ее результат – достоверное, проверяемое экспериментально, рациональное знание внедрялось в механизм культурной памяти, перестраивало ее.
- 81. В XVII-XIX вв. научная теория, способ практического преобразования природы, в том числе и человеческой, ложатся в
- 82. Дэвид Бушнелл (1740-1824) – американский изобретатель. Считается создателем первой в мире подводной лодки, когда-либо использованной в
- 83. В XX веке начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода. Коды
- 84. Предметность, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение природы, практически полностью замыкается на «вторичную
- 85. Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, модель, символ на экране реализуются по-новому, давая простор
- 86. Идеальность, формируемая экранной культурой, также существенно обновляется. Экранная культура
- 88. Скачать презентацию