Лекция 1 по архитектуре компьютеров. Концепция машины с хранимой в памяти программой

Содержание

Слайд 2

Введем новое определение термина «вычислительная машина» как совокупности технических средств, служащих

Введем новое определение термина «вычислительная машина» как совокупности технических средств, служащих

для автоматизированной обработки дискретных данных по заданному алгоритму.
Слайд 3

В основе архитектуры современных ВМ лежит представление алгоритма решения задачи в

В основе архитектуры современных ВМ лежит представление алгоритма решения задачи в

виде программы последовательных вычислений.
Согласно стандарту
ISO 2382/1-84, программа для ВМ —это «упорядоченная последовательность ко­
манд, подлежащая обработке».
Слайд 4

ВМ, где определенным образом закодированные команды программы хранятся в памяти, известна

ВМ, где определенным образом закодированные команды программы хранятся в памяти, известна

под названием вычислительной машины с хранимой в памя­ти программой.
Идея принадлежит создателям вычислителя ENIAC Эккерту, Мочли и фон Нейману.
Слайд 5

Сущность фон-неймановской концепции вычислительной машины можно све­сти к четырем принципам: двоичного

Сущность фон-неймановской концепции вычислительной машины можно све­сти к четырем принципам:
двоичного

кодирования;
программного управления;
однородности памяти;
адресности.
Слайд 6

ПРИНЦИП ДВОИЧНОГО КОДИРОВАНИЯ Вся информация, как данные, так и команды, кодируются двоичными цифрами 0 и 1.

ПРИНЦИП ДВОИЧНОГО КОДИРОВАНИЯ
Вся информация, как данные, так и команды, кодируются

двоичными цифрами 0 и 1.
Слайд 7

ПРИНЦИП ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ Все вычисления должны быть представлены в виде программы,

ПРИНЦИП ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Все вычисления должны быть представлены в виде программы, состоящей

из последовательности управляющих слов – команд. Команды программы хранятся в последовательных ячейках памяти вычислительной машины и выполняются в естественной последовательности.
При необходимости, с помощью специальных команд, эта последовательность может быть изменена.
Слайд 8

ПРИНЦИП ОДНОРОДНОСТИ ПАМЯТИ Команды и данные хранятся в одной и той

ПРИНЦИП ОДНОРОДНОСТИ ПАМЯТИ
Команды и данные хранятся в одной и той же

памяти и внешне в памяти неразли­чимы. Распознать их можно только по способу использования.
Слайд 9

Принстонская архитектура – архитектура, использующая единую память для хранения команд и

Принстонская архитектура – архитектура, использующая единую память для хранения команд и

данных.
Гарвардская архитектура – архитектура, использующая отдельную память команд и отдельную память данных.
Долгие годы преобладающей была и остается принстонская архитектура, хотя она порождает проблемы пропускной способности тракта «процессор-память». В последнее время в связи с широким использовани­ем кэш-памяти разработчики ВМ все чаще обращаются к гарвардской архитектуре.
Слайд 10

ПРИНЦИП АДРЕСНОСТИ Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек, причем процес­сору

ПРИНЦИП АДРЕСНОСТИ
Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек, причем процес­сору в

произвольный момент доступна любая ячейка.
Двоичные коды команд и данных разделяются на единицы информации, называемые словами, и хранятся в ячейках памяти, а для доступа к ним используются номера соответствующих ячеек—адреса.
Слайд 11

СТРУКТУРА ФОН-НЕЙМАНОВСКОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ

СТРУКТУРА ФОН-НЕЙМАНОВСКОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ

Слайд 12

­Порт –аппаратура сопряжения периферийного устройства (ПУ) с ВМ и управления им.

­Порт –аппаратура сопряжения периферийного устройства (ПУ) с ВМ и управления им.
Устройство

ввода/вывода (УВВ) или модуль ввода/вывода ВМ(МВБ) – совокупность портов ввода и вывода
Слайд 13

­ Чтобы программа могла выполняться, команды и данные должны располагаться в

­ Чтобы программа могла выполняться, команды и данные должны располагаться в

основной памяти (ОП).
Доступ к любым запоминающего устройства (ЗУ) основной памяти может производиться в произвольной последо­вательности. Такой вид памяти известен как память с произвольным доступом.
Слайд 14

Размер ячейки ОП обычно принимается равным байту. Для хранения больших чисел

Размер ячейки ОП обычно принимается равным байту. Для хранения больших чисел

используются 2, 4 или 8 байтов, раз­мещаемых в ячейках с последовательными адресами.
Два подхода к адресации:
адресация по младшему байту или метод остроконечников (little endian addressing) – за адрес числа принимается адрес его младшего байта (Intel, DEC).
адресация по старшему байту или метод тупоконечников (big endian addressing) – по меньшему из адресов располагается старший байт (Motorola, большие ЭВМ фирмы IBM).
Слайд 15

Для долговременного хранения больших программ и массивов данных в ВМ обыч­но

Для долговременного хранения больших программ и массивов данных в ВМ обыч­но

имеется дополнительная память, известная как вторичная.
Обязательным элементом в архитектуре фон Неймана является только основная память.
Слайд 16

Устройство управления (УУ) — часть ВМ, организующая автома­тическое выполнение программ и

Устройство управления (УУ) — часть ВМ, организующая автома­тическое выполнение программ и

обес­печивающая функционирование ВМ как единой системы.
УУ ВМ можно рассматривать как совокупность элементов, между которыми происходит пересылка информации, в ходе которой эта информация может под­вергаться определенным видам обработки. Пересылка информации между любы­ми элементами ВМ инициируется своим сигналом управления (СУ), то есть управ­ление вычислительным процессом сводится к выдаче нужного набора СУ в нужной временной последовательности.
Основная функция УУ – формирование управляющих сигналов, отвечающих за извлечение команд из памяти в порядке, определяемом програм­мой, и последующее исполнение этих команд. Кроме того, УУ формирует СУ для синхронизации и координации внутренних и внешних устройств ВМ