Литература, театр, музыка в первой половине XIX века

Содержание

Слайд 2

Литература первой половины XIX века Огромное значение в развитии национальной и

Литература первой половины XIX века

Огромное значение в развитии национальной и духовной

жизни русского народа в общественном движении имела литература.
Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство
Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка

 Александр Сергеевич Пушкин

Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал

великий Пушкин (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин явился основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. Разделяя взгляды декабристов, Пушкин всей душой ненавидел самодержавный строй и крепостное право.
 Творчество Пушкина проникнуто любовью и уважением к народам России. Продолжая традиции А. Н. Радищева, поэт создал оду «Вольность», проникнутую ненавистью к царизму. Он писал:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу
Слайд 4

Пушкин был другом многих декабристов. Во время восстания он был в

Пушкин был другом многих декабристов. Во время восстания он был в

ссылке, в Михайловском. Позднее на вопрос царя, с кем бы он был, если бы во время восстания находился в столице, Пушкин ответил, что он был бы со своими друзьями-декабристами на Сенатской площади. Этого ответа царь никогда не мог простить поэту. Правительство преследовало Пушкина, подвергало его ссылкам, установило за ним полицейский надзор. Цензура не пропускала в печать многие его произведения. В 1837 г. Пушкин погиб на дуэли. В смерти поэта было повинно высшее общество, травившее его, и прежде всего сам царь. Как тяжелое национальное горе восприняли смерть Пушкина все передовые люди России.
Слайд 5

Михаил Юрьевич Лермонтов Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) откликнулся

Михаил Юрьевич Лермонтов

Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) откликнулся на гибель

А. С. Пушкина стихотворением «Смерть Поэта», в котором гневно бросил высшему обществу обвинение в смерти поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов.
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!..
Слайд 6

Лермонтов создал замечательные образцы поэзии и реалистической прозы, глубоко вскрыл пороки

Лермонтов создал замечательные образцы поэзии и реалистической прозы, глубоко вскрыл пороки

современного ему общества. В «Герое нашего времени» он нарисовал типический образ своего современника - образ лишнего человека - человека, не находившего себе места в условиях затхлой крепостнической обстановки николаевского царствования. Царизм безжалостно преследовал великого поэта. Как и Пушкин, Лермонтов погиб на дуэли.
Слайд 7

Николай Васильевич Гоголь В развитии культуры народов нашей страны исключительно велика

Николай Васильевич Гоголь

В развитии культуры народов нашей страны исключительно велика роль Николая

Васильевича Гоголя (1809-1852). В «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь обнажил язвы крепостнической России и вынес ей суровый приговор. Его гениальные произведения подводили читателя к выводу о необходимости борьбы с крепостничеством и ликвидации строя, основанного на насилии и невежестве. «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»,- писал Н. Г. Чернышевский.
Слайд 8

Русский театр XIX века Русский театр в девятнадцатом столетии отличался некой

Русский театр XIX века

Русский театр в девятнадцатом столетии отличался некой двуликостью

– с одной стороны он продолжал все так же остро реагировать на различные социальные и политические изменения в государственном устое, а с другой – совершенствоваться под влиянием литературных новаторств.
Слайд 9

Девятнадцатый век становится хорошей платформой для появления и развития многих талантливых

Девятнадцатый век становится хорошей платформой для появления и развития многих талантливых

драматургов, которые своим творчеством делают огромный вклад в развитие театрального искусства. Самой яркой персоной драматургии первой половины столетия является Н.В. Гоголь. По сути, он не был драматургом в классическом смысле этого слова, но, невзирая на это, сумел создать шедевры, которые мгновенно обрели мировую славу и популярность. Такими произведениями можно назвать «Ревизора» и «Женитьбу». В этих пьесах очень наглядно изображена полная картина общественной жизни в России. Причем, Гоголь не воспевал ее, а наоборот, резко критиковал.

"Ревизор" Н.В. Гоголь.

Слайд 10

Основоположником современной русской драматургии принято считать А.Н. Островского. В своих творениях

 Основоположником современной русской драматургии принято считать А.Н. Островского. В своих творениях

он очень правдиво и реалистично описывал купеческую среду и их нравы. Такая осведомленность обусловлена продолжительным периодом жизни в подобной среде. Островский, будучи юристом по образованию, служил в суде и видел все изнутри. Своими произведениями талантливый драматург создал психологический театр, который стремился заглянуть и максимально раскрыть внутреннее состояние человека.

"Гроза" А.Н. Островский

Слайд 11

В 1824 г. открывается Малый театр в Москве, а в 1832 г. - Александрийский в Петербурге.

В 1824 г. открывается Малый театр в Москве, а в 1832 г.

- Александрийский в Петербурге.
Слайд 12

Павел Степанович Мочалов Великим художником сцены в это время жестокой и

Павел Степанович Мочалов

Великим художником сцены в это время жестокой и

мрачной реакции был актер-романтик Павел Степанович Мочалов(1800 - 1848). Он стал выразителем тоски, боли, отчаяния целого поколения, стремления к бунту против гнета, произвола и насилия власти царского самодержавия. Его игра в трагедиях Шекспира, в драмах Шиллера потрясала зрителей. Публика забывала обо всем, прощала бедность и небрежность оформления спектакля, когда на сцену выходил Ричард III - Мочалов. Они видели перед собой демона зла, горбуна с пылающими глазами, с неукротимой энергией, безжалостно сметающей все на своем пути к поставленной цели. Вершиной творчества Мочалова стала роль Гамлета.
Слайд 13

М.Щепкин талантливый артист исполнил огромное количество ролей, в основном, комедийных. Щепкин

М.Щепкин талантливый артист исполнил огромное количество ролей, в основном, комедийных.

Щепкин поспособствовал выходу актерской игры за пределы существующих на то время шаблонов. Каждый из его персонажей обладал собственными индивидуальными чертами характера и внешности. Каждый герой был личностью.

М. Щепкин (в центре)

Слайд 14

МУЗЫКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Первая половина XIX в. стала

МУЗЫКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Первая половина XIX в. стала временем

формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.
Слайд 15

Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») 1836 год. Опера М.И. Глинки

Опера
«Жизнь за царя»
(«Иван Сусанин»)
1836 год.

Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин" - героическая

народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера. Сюжетом для создания оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина во время оккупации России польскими захватчиками
Слайд 16

Михаил Иванович Глинка 1804 - 1857 Глинка — основоположник русской классической

Михаил Иванович Глинка 1804 - 1857  

Глинка — основоположник русской классической му­зыки и

первый русский композитор мирового значения. Творчество Глинки завершило процесс формирования оте­чественной композиторской школы и вместе с тем откры­ло новые пути русской музыки, занявшей в XIX веке одно из ведущих мест в европейской культуре. В произведениях Глинки нашел свое яркое выражение подъем русской на­циональной культуры, порожденный событиями Отечествен­ной войны 1812 года. Подобно Пушкину Глинка создал прекрасное и гармоничное искусство, воспевающее красоту и радость жизни, торжество разума, добра и справедли­вости.
 В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам — опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пье­сам и другим сочинениям. Важнейшими качествами му­зыки Глинки были выразительность и пластичность мело­дий, тонкость гармонии и стройность формы, изящество ин­струментовки. Его музыкальный язык, впитав в себя свое­образные черты русской народной песни и итальянского бельканто, венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской клас­сической музыки.
Слайд 17

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЕРСТОВСКИЙ Русский композитор. Один из крупнейших мастеров вокальной лирики

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЕРСТОВСКИЙ
Русский композитор.
Один из крупнейших мастеров
вокальной лирики первой половины XIX

века.
Автор преимущественно музыкально сценических произведений — опер и опер-водевилей, а также баллад. В течение тридцати пяти лет он был служащим московских Императорских театров — этот период получил в театральном мире название «Эпоха Верстовского».
В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр — балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения.
Слайд 18

Творчество Алябьева разнообразно, оно включает в себя различные жанры — оперы,

Творчество Алябьева разнообразно, оно включает в себя различные жанры — оперы,

балет, водевили, произведения для оркестра, фортепианные пьесы, камерные ансамбли (трио, квартеты), хоровые сочинения. Но важнейшее место среди его сочинений занимают многочисленные романсы (свыше 150-ти). Одним из самых популярных является созданный в 1825 году на стихи Дельвига «Соловей».Романс принад­лежит к жанру «русской песни» и написан в куплетной форме с неторопливым запевом и быстрым припевом. Неж­ная проникновенная мелодия тесно связана с интонациями русских лирических песен, ей свойственна ладовая перемен­ность, идущая из народной музыки (ре минор — фа мажор, до мажор — ля минор). Ее плавные закругленные четырех­тактные фразы поддерживаются скромным «гитарным» аккомпанементом:
Не спеша, с чувством:

Александр Александрович Алябьев (1787— 1851)