Мартин Хайдеггер 1889-1976

Содержание

Слайд 2

Биография Хайдеггер родился 26 сентября 1889 в Мескирхе (ныне земля Баден-Вюртемберг,

Биография

Хайдеггер родился 26 сентября 1889 в Мескирхе (ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия).

Окончил иезуитское училище, гимназию (1909), поступил в университет во Фрайбурге-им-Брайсгау, где защитил докторскую диссертацию (1913).
Слайд 3

В 1920 Хайдеггер стал ассистентом Гуссерля. В 1923 получил звание профессора

В 1920 Хайдеггер стал ассистентом Гуссерля. В 1923 получил звание профессора

Марбургского университета, а через пять лет Гуссерль назвал его своим преемником на кафедре философии во Фрайбурге. В 1933 был избран деканом факультета..
Слайд 4

Оказавшись на вершине преподавательской карьеры, Хайдеггер вскоре вынужден был уйти в

Оказавшись на вершине преподавательской карьеры, Хайдеггер вскоре вынужден был уйти в

отставку. После войны жил вначале уединенно, но позже возобновил преподавательскую деятельность и вел ее до 1957. Умер Хайдеггер в Мескирхе 26 мая 1976.
Слайд 5

Философские воззрения Хайдеггера как мыслителя занимали прежде всего формы повседневного существования,

Философские воззрения

Хайдеггера как мыслителя занимали прежде всего формы повседневного существования, или,

по его словам, способы «бытия в мире».
Слайд 6

Воззрения Он разделял глубокий скептицизм в отношении некоторых тенденций развития современной

Воззрения

Он разделял глубокий скептицизм в отношении некоторых тенденций развития современной научной

мысли, особенно связанных со все возрастающей зависимостью от чисто формальных, количественных аспектов математического знания и их приложением к таким далеким от них областям исследований, как социальные науки.
Слайд 7

Хайдеггер полагал, что современное научное мышление не видит различия между способом

Хайдеггер полагал, что современное научное мышление не видит различия между способом

бытия человеческого субъекта и способом бытия, характерным для физических объектов. Научное мышление игнорирует само понятие бытия, сам смысл того, что значит существовать.
Слайд 8

В Бытии и времени (Sein und Zeit, 1927) Хайдеггер предлагал исследовать

В Бытии и времени (Sein und Zeit, 1927) Хайдеггер предлагал исследовать

смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, - эту задачу он называл «фундаментальной онтологией». Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия - человеческого существования.
Слайд 9

Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только

Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только

на рефлексивном уровне чистого сознания, Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует
Слайд 10

. Человеческий субъект уже «здесь», он присутствует (Dasein, здесь-бытие), «заброшен» в

. Человеческий субъект уже «здесь», он присутствует (Dasein, здесь-бытие), «заброшен» в

пред-существующий мир. Хайдеггер анализировал несколько первичных способов («экзистенциалов») человеческого «бытия в мире», таких как инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка, понимание того, что существует «другой» и забота о других, а также настроения и наклонности. В каждом из этих способов бытия человеческое существование отличается от существования объектов.
Слайд 11

Таким образом, человеческое существование объясняется исходя из контекста реальных и практических

Таким образом, человеческое существование объясняется исходя из контекста реальных и практических

отношений человека с миром. К несчастью, человек оказывается все более поглощенным повседневными заботами и забывает о своем бытии. Он теряет чувство своей «подлинности» и впадает в усредненное существование, в «неполноценные» способы бытия в мире.
Слайд 12

Человек превращается в одного из «них» (das Man), вливается в анонимную

Человек превращается в одного из «них» (das Man), вливается в анонимную

толпу, принимает ее ценности и усваивает ее способы поведения и мышления. Однако, опираясь на свой глубинный, личностный опыт, человек может вновь обрести подлинность существования. Например, тревога (Angst) разрушает привычные схемы жизни и отношений, что приводит к уединению. Тогда безличные «люди» больше не могут доминировать, поскольку «они» уже не дают человеку чувства комфортности и безмятежного существования.