Материализм и идеализм (линия Демокрита и линия Платона) Жеребен Евгений Жидовленков Александр

Содержание

Слайд 2

Список использованной литературы А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин «Философия», -

  

Список использованной литературы

А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин «Философия»,

- М., 2010
В.Н. Калмыков «Основы философии», - «Высшая школа», Минск, 2008
Богомолов А.С. Античная философия. - М.: «Искусство», 1985
А.Ф. Лосев «Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба» // Платон и его эпоха. – М., 1971
http://ru.wikipedia.org (Википедия)
Слайд 3

Соотношение мира «внешнего» (по отношению к человеческому сознанию) и мира внутреннего

Соотношение мира «внешнего» (по отношению к человеческому сознанию) и мира внутреннего

(субъективной, духовной жизни), материального и идеального выступает как универсальная формула любой философской проблемы.

Родоначальником МАТЕРИАЛИЗМА
принято считать
древнегреческого философа
Демокрита
(V в. до н.э.)

Родоначальником ИДЕАЛИЗМА
принято считать
древнегреческого философа
Платона
(V-IV вв. до н.э.)

Слайд 4

Основной вопрос философии Познаваем ли мир Сознание или материя Мир познаваем

Основной вопрос философии

Познаваем ли мир

Сознание или материя

Мир познаваем

Мир непознаваем

идеализм

материализм

Агностицизм (субъективный идеализм)

Сознание

человека
есть постижение духовного
основания мира,
самопознания
духа

Сознание
отражает
объективный
мир

Слайд 5

Материализм исходит из признания первичности материи, предполагает наличие в материальных структурах

Материализм исходит из признания первичности материи, предполагает наличие в материальных структурах

мира некоторой изначальной напряженности, что является причиной развития, в том числе – длительной эволюции биологических форм, в конечном счете заканчивающейся возникновением человека и общества.
Слайд 6

Идеализм отрицает возможность наличия в материи внутренних стимулов для саморазвития. Он

Идеализм отрицает возможность наличия в материи внутренних стимулов для саморазвития. Он

считает, что процесс развития поддерживается со стороны влияния каких-то нематериальных идеальных структур. Во многих идеалистических концепциях сама материя рассматривается как сотворенная некоторым высшим существом, обладающим всесильным разумом и неограниченными творческими возможностями.
Слайд 7

Великим философом-материалистом был Демокрит (V-IV вв. до н. э.), происходивший из

Великим философом-материалистом был Демокрит (V-IV вв. до н. э.), происходивший из Абдеры

во Фракии.  Демокри́т Абдерский ( ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии. Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.
Слайд 8

Основателем противоположного философского направления - идеализма - был другой выдающийся греческий

Основателем противоположного философского направления - идеализма - был другой выдающийся греческий

философ – Платон. Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.
Слайд 9

Сущность мира по Демокриту Основное положение философии Демокрита сводилось к тому,

Сущность мира по Демокриту

Основное положение философии Демокрита сводилось к тому, что

мир состоит из атомов и пустоты. Что же такое атом? Это мельчайшая однородная частица материи, минимальное первотело, невидимое из-за малой величины и неделимое из-за твердости. Атомы движутся в пустоте, сталкиваются друг с другом, вступают в соединения, и эти комбинации атомов образуют все вещи, весь видимый мир. Воззрения Демокрита отличаются последовательностью и выдержанностью: все в мире у него сводится к движению материи (материальных атомов).
Слайд 10

Сущность мира по Платону По Платону, сущностью мира являются 'идеи', под

Сущность мира по Платону

По Платону, сущностью мира являются 'идеи', под которыми

он подразумевал объективное содержание познания, состоящего из понятий. Идеи образуют особый 'идеальный мир', находящийся за гранью неподвижных звезд. Наш земной, материальный мир является грубым, несовершенным и даже искаженным отражением этого 'идеального мира'. Представление о мире идей люди имеют лишь благодаря тому, что души, до того, как они вселяются в тело человека, обитают на звездах, откуда они и могут созерцать мир идей.
Слайд 11

Процесс познания Демокрит Процесс познания Демокрит объяснял, допуская проникновение в голову

Процесс познания

Демокрит
Процесс познания Демокрит объяснял, допуская проникновение в голову человека «тонких

атомов» (образов), что дает возможность восприятия отдельных вещей. Но такие качества, как цвет, вкус, самим атомам не присущи, они являются относительными, существуют лишь в общем мнении. Чувственное познание есть лишь начальное, «темное» познание. Наиболее глубокие истины открываются человеку благодаря его разуму.

Платон
Чувства могут нас обманывать, они способны фиксировать лишь поверхностные уровни реальности, создавать видимость знания. Всё знание, доступное человеку как земному существу, Платон считает относительным, он называет его правильным мнением. Но прорыв к действительному знанию возможен. Это достигается тем, что душа человека способна вспомнить то, что она видела, когда была в мире идей.

Слайд 12

Политические взгляды В своих политических воззрениях Демокрит решительно поддерживал демократические формы

Политические взгляды

В своих политических воззрениях Демокрит решительно поддерживал демократические формы правления.

В этике он является одним из классических представителей эвдемонизма – этической теории, которая кладет в основу мотива нравственного поведения стремление к достижению личного счастья. Последнее он понимает в основном как спокойствие духа, умеренную радость.

Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа стремится именно к постижению общего (общей идеи красоты, любви, блага). Жить нравственно, т.е. реализовывать в своей жизни общие черты человеческого бытия, также оказывается предпочтительное, чем безнравственно.

Слайд 13

Отношение к религии: Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая

Отношение к религии:

Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология

несёт на себе печать платоновской диалектики.
Демокрит отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в возникновении мира. По свидетельству Секста Эмпирика, он считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений». 
Если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлениям.
Слайд 14

Взгляды на природу души человека Демокрит Взгляд Демокрита на природу души

Взгляды на природу души человека

Демокрит
 Взгляд Демокрита на природу души является строго причинным, детерминистическим.

"Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобна огню". Атомы души имеют способность к ощущению. 

Платон
Душа изначально обитает в сфере «чистого бытия», не причастного ничему временному и меняющемуся, созерцая чистые формы, идеи. Человеческие души иногда имеют даже возможность заглянуть в «занебесное» поле сверхсущностного бытия или «идеи Блага», но это даётся с большим трудом и далеко не все они способны на это. Души людей из-за своего несовершенства часто падают из сферы чистых форм и вынуждены проводить время на Земле, вселившись в то или иное тело.

Слайд 15

ЧЕЛОВЕК Демокрит полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь. Когда

ЧЕЛОВЕК

Демокрит полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь. Когда они

научились добывать огонь, у них понемногу стали развиваться различные искусства. Он высказал версию, что искусство зародилось путем подражания (Мы научились от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома и т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных и хороших людях. "Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение. Когда же от него избавились, все равно клятв не соблюдают".

Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: Человек - существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях .

Слайд 16

«Каково бы ни было внутреннее содержание идеализма и материализма, борьба между

«Каково бы ни было внутреннее содержание идеализма и материализма, борьба

между ними наполняет всю историю философии. Исключить изучение этой борьбы в античной философии – значит убить в последней все живое и отказаться от понимания того, в чем заключался ее исторический процесс, периоды ее прогресса и регресса».
А.Ф.Лосев