Политическая философия Никколо Макиавелли и утопический социализм (Томас Мор, Томмазо Кампанелла) Жеребен Евгений

Содержание

Слайд 2

Список использованной литературы А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин «Философия», -

  

Список использованной литературы

А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин «Философия»,

- М., 2010
В.И. Кириллов, Т.С. Лапина, Н.Ф.Бучило «Философия: История философии»., «Юристъ», 2008
В.Н. Калмыков «Основы философии», - «Высшая школа», Минск, 2008
Г.В. Гриненко «История философии», М., 2007
Под ред. Фролова И.Т. Философский словарь, - М.: «Республика», 2009
А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения» 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1978
http://ru.wikipedia.org (Википедия)
Слайд 3

В эпоху Возрождения произошли принципиальные изменения и в области социально-политических воззрений,

В эпоху Возрождения произошли принципиальные изменения и в области социально-политических воззрений,

в особенности на сущность государства и государственной власти. В Средневековье господствовали теократические взгляды, обоснованные в учении Августина, Фомы Аквинского и других теологов. Согласно им считалось, что власть папы Римского, являющегося через посредство апостола Петра преемником самого Иисуса Христа, выше власти любого светского государя. Любой государь есть «избранник Божий», но власть он получает только из рук церкви: чтобы стать истинным королем, императором необходима процедура «помазания», совершаемая священником.
В XIV—XV вв. церковь потерпела ряд серьезных поражений в своей борьбе за верховную светскую власть. Уже в XIV в. Уильям Оккам и Марсилий Падуанский провозгласили идею главенства светской власти над церковной, а последний — даже необходимость отделения церкви от государства. Но радикальный переворот в социально-политических воззрениях произошел только в XVI—XVII вв., во многом он был связан с развитием протестантизма и религиозными войнами в Европе.
Слайд 4

Социальная философия эпохи Возрождения ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Преобладание светской власти над церковной

Социальная философия эпохи Возрождения

ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Преобладание светской власти над церковной

Преобладание церковной власти

над светской

Уильям Оккам

Марсилий Падуанский
необходимость отделения церкви
от государства

Августин
учение о «двух
Градах»

Фома Аквинский
учение о теократии

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Макиавелли
идея «естественного права»

Жан Боден

Гуго Гроцкий

Утопизм

Томас Мор

Томмазо Кампанелла

НОВОЕ ВРЕМЯ

Гоббс

Утопический социализм

Марксизм

Просветители

Локк

Монтескье

Руссо

Слайд 5

У интеллектуального интереса к социальной жизни в эпоху Возрождения было две

У интеллектуального интереса к социальной жизни в эпоху Возрождения было две

возможные и, в то же время, противоположные формы проявления:

Разработка некоего
идеального образца
(Т.Мор, Т.Кампанелла)

Теоретическое изучение
реальности в целях
использования ее
объективных законов
(Н.Макиавелли)

Слайд 6

Никколо Макиавелли (Machiavelli)(1469—1527) родился и большую часть жизни прожил во Флоренции.

Никколо Макиавелли  (Machiavelli)(1469—1527) родился и большую часть жизни прожил во Флоренции.

Он был государственным деятелем (14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики), историком, поэтом и писателем (в частности, военным писателем); был другом Леонардо да Винчи и Микеланджело. В 1512 г. герцогу Медичи удалось вернуть власть над Флоренцией, и в числе многих других деятелей Флорентийской республики Макиавелли был арестован и брошен в тюрьму, позднее отправлен в ссылку в деревню. Именно там он написал большинство своих социально-политических работ. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.
Слайд 7

Томас Mop (More) (1478—1535)— английский гуманист, философ и государственный деятель (1529—1532

Томас Mop (More) (1478—1535)— английский гуманист, философ и государственный деятель (1529—1532 —

канцлер Англии). Когда король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя — главой английской церкви, Мор отказался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. — канонизировала. Разработанная им концепция идеального государства была изложена в его главном труде - «Утопия» - произведении, давшем, в итоге, название целому направлению в истории социальной мысли – утопическому социализму.
Слайд 8

Томмазо Кампанелла (Campanella) (1568—1639)— итальянский философ и политический деятель, с 1591

Томмазо Кампанелла (Campanella) (1568—1639)— итальянский философ и политический деятель, с 1591 г.

— монах-доминиканец. Неоднократно обвинялся в ереси. В 1598 г. возглавил заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, провел в тюрьме 27 лет. В тюрьме написал большинство своих сочинений, в том числе «Город-Солнце». 
Слайд 9

Основные труды Никколо Макиавелли. «Государь» (в других переводах «Князь»), «Рассуждения о

Основные труды

Никколо Макиавелли. «Государь» (в других переводах «Князь»), «Рассуждения о первой

декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

Томмазо Кампанелла. «Город-Солнце». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество.

Томас Мор. Трактат «Утопия» (Полное название этой книги — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»). Дословно название этой книги переводится как «место, которого нет». Стиль работы, равно как и содержание, весьма мало напоминают нам научно-философский трактат - написанная в форме романа, она представляет собой рассказ моряка, в свое время плававшего вместе с Магелланом и теперь вспоминающего о посещении чудного острова, где он столкнулся с совершенно удивительным общественным устройством. 

Слайд 10

Государственное устройство Н. Макиавелли Одной из важнейших новаций учения Макиавелли стало

Государственное устройство

Н. Макиавелли
Одной из важнейших новаций учения Макиавелли стало рассмотрение политики

как совершенно самостоятельной сферы исследования. Здесь впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений. Поведение как правителя, так и подданных не связывается со «спасением души», а только с земными интересами. Сфера политики оказывается полностью автономной, это «политика для политики».
Политическим идеалом для Макиавелли была Римская республика — мощное, стабильное образование, сохранявшее внутренний порядок не одно столетие и сумевшее распространить этот порядок на громадные завоеванные территории. При республиканской форме правления каждый гражданин несет ответственность за судьбу государства.
Однако в современных ему условиях наилучшей формой правления он считает наследственную монархию. В основе государства лежит сила, не связанная ни с какими моральными нормами, поэтому государство нуждается в аппарате принуждения, и прежде всего армии. Он противник наемной армии и выступает за всеобщую воинскую повинность.
Слайд 11

Т.Мор. Утопия (греч. -место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на

Т.Мор. Утопия (греч. -место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на

котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии: не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии (в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов. Жизнь утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности всего начальства. Все должностные лица избираются - прямо или косвенно; мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности).

Т. Кампанелла. Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. В государстве Солнца существует разделение труда. Важнейшее проявление этого – отделение труда умственного от физического. Здесь Кампанелла тоже ориентировался на платоновское “Государство”, но видоизменил его идеи в соответствии с задачами своей эпохи. В Городе Солнца: отсутствует частная собственность; все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами. Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. При нем имеются три соправителя, реализующие три основных принципа бытия – Мощь, Мудрость и Любовь. Мощь руководит военным делом, Мудрость – науками, а Любовь – питанием, деторождением и воспитанием.

Слайд 12

РЕЛИГИЯ Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и,

РЕЛИГИЯ

Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и, концентрируя

интересы человека на небе, отвлекает от земных дел.

Утопийцы (Т.Мор) допускают различные вероисповедания и осуждают лишь атеизм. Священники должны избираться народом.

В городе Солнца (Т.Кампанелла) Правителями являются ученые-жрецы, в государстве царит культ Бога-Солнца. У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений.  

Слайд 13

Никколо Макиавелли Человек по природе лишен добродетелей, озабочен исключительно своими материальными

Никколо Макиавелли
Человек по природе лишен добродетелей,
озабочен исключительно своими
материальными интересами

Чтобы выжить, человек

должен
полагаться на свой разум,
а не на Бога или судьбу

Сильное государство –
гарантия общего выживания
и сохранения

Политический реализм требует отказа
от моральных и религиозных ограничений
при создании и сохранении государства

Слайд 14

Способы прихода к власти по Никколо Макиавелли 1-ая опора: собственные достоинства

Способы прихода к власти по Никколо Макиавелли

1-ая опора:
собственные
достоинства
личности

2-ая опора:
использование
достоинств
других

3-я опора:
злодейство

4-ая

опора:
временное
увлечение
народа
Слайд 15

Человек Томас Мор. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности

Человек

Томас Мор. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам; самые

грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники; первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически - трудовой коллектив). В Утопии делом чтения и изучения книг занимается небольшая категория наиболее одаренных утопийцев. Именно из этой ученой категории, свободной от физического труда, избираются различные должностные лица, глава государства, а также священники. Но все они жестко не противостоят основной массе утопийцев. Каждый может достичь духовной свободы и просвещения. 

Т. Кампанелла. Солярии все делают вместе (ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни); большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца.

Слайд 16

Идеальный правитель

Идеальный правитель

Слайд 17

Судьба учений Памятник Никколо Макиавелли Учение Макиавелли оказало громадное влияние на

Судьба учений

Памятник Никколо Макиавелли

Учение Макиавелли оказало громадное влияние на

развитие всей последующей социальной философии и продолжает оказывать вплоть до сегодняшнего дня. Но если ранее (XVII— XIX вв.) «макиавеллизм» связывали прежде всего с беспринципностью и аморализмом в политике, то сегодня исследователей больше интересует проведенный им анализ технологии власти.

В Новое время — в XVIII и особенно в XIX вв. — появилось множество работ в рамках утопического социализма (Сен-Симон, Фу­рье, Оуэн), где акцент делался на необходимость общественной собственности на средства производства и справедливое распределение произведенной продукции. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса была выдвинута идея о том, что развитие человечества с неизбежностью ведет к появлению коммунизма,где имеет место общественная собственность на средства производства, господствуют отношения коллективизма, царит материальное изобилие и где каждый член общества получает «по потребности». Но путь к коммунизму проходит через социальные революции. Грандиозная попытка осуществить эту идею на практике имела место в Рос­сии (1917—1991), а вслед за ней и ряде других стран. Как и все предыдущие, она закончилась неудачей.

Слайд 18

«Хотя Возрождение не дало ни одного значительного теоретического философа, в области

«Хотя Возрождение не дало ни одного значительного теоретического философа, в области

политической философии оно дало одного исключительно выдающегося мыслителя – Никколо Макиавелли».
Бертран Рассел

«Утопия - это идеал. Всякий идеал содержит в себе нечто неосуществимое, бесконечно далекое и недоступное... Осуществленный, или, что то же, осуществимый идеал потерял бы всю свою красоту, всю свою особую и притягательную силу...»
М.И. Туган-Барановский