Меню программы на Delphi

Содержание

Слайд 2

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 8 @ Краснополянская школа

Объектно – ориентированное программирование на
DELPHI - 8

@ Краснополянская школа №

1 Домнин Константин Михайлович 2006 год
Слайд 3

На этом уроке: Мы должны научиться создавать и использовать меню программы

На этом уроке:
Мы должны научиться создавать и использовать меню

программы и панель статуса, а также познакомиться с диалогами

DELPHI - 8

Вопросы:
1. Создание меню программы
2. Создание панели статуса
3. Использование диалогов

Слайд 4

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 8 Создание меню программы

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 8

Создание меню программы

Слайд 5

Создание меню программы Многие профессиональные программы содержать в своей верхней части

Создание меню программы

Многие профессиональные программы содержать в своей верхней части

главное меню с раскрывающимися опциями (например пакет офисных программ MS OFFICE)

Система раскрывающихся меню стала своеобразным стандартом программ и является очень удобной для доступа к всем функциям программы

Рассмотрим создание такого меню:

Слайд 6

Создание меню программы Для создания меню служит компонент Main Menu, находящийся

Создание меню программы

Для создания меню служит компонент Main Menu, находящийся

на вкладке Стандартные

ШАГ 1

Поместим на нашу форму компонент Main Menu

ШАГ 2

Щелкнув правой по Main Menu, выберем в контекстном меню раздел Дизайнер меню – раздел, с помощью которого мы и сформируем нужное нам меню

Слайд 7

Создание меню программы ШАГ 3 Сейчас в дизайнере меню можно сформировать

Создание меню программы

ШАГ 3

Сейчас в дизайнере меню можно сформировать нужные

разделы

Сначала давайте определимся, что мы хотим иметь.
Пусть меню содержит 3 раздела:
Файл (с опциями Создать, открыть, сохранить)
Правка (с опциями копировать, вырезать, вставить)
Справка (с опциями о программе, помощь)

Печатаем слово Файл и нажимаем Enter

Печатаем Создать и снова Enter, и так же открыть и сохранить

Для того чтобы создать разделяющую полосу, группирующую сходные функции, напечатаем знак «-» (минус и тоже Enter)

И так же Выход. (Наименование опций соответствует свойству Caption в инспекторе объектов)

Слайд 8

Создание меню программы ШАГ 3 Щелкаем стрелку вправо на клавиатуре и

Создание меню программы

ШАГ 3

Щелкаем стрелку вправо на клавиатуре и таким

же образом формируем раздел меню Правка, а затем и Справка.
Таким образом мы получили систему раскрывающихся меню

Часто раскрывающие опции имеют маленькие пиктограммы для пояснения функции данной опции
Рассмотрим, как их сделать, например для опции Помощь раздела Справка

Слайд 9

Создание меню программы ШАГ 3 Находясь в опции Помощь, открываем свойство

Создание меню программы

ШАГ 3

Находясь в опции Помощь, открываем свойство Bitmap

этой опции в инспекторе объектов и оказываемся в редакторе изображения, где загружаем нужную пиктограмму (алгоритм такой же, как и для командной кнопки Bit Button)

В результате мы получили систему раскрывающихся меню

Посмотреть ->

Как видно из примера, наше меню раскрывается, но при выборе любой опции ничего не происходит т.к. мы еще не написали процедуры для обработки событий выбора опций . Этим мы займемся на следующем уроке, когда будем создавать текстовый редактор

Слайд 10

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 8 Создание панели статуса

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 8

Создание панели статуса

Слайд 11

Панель статуса Панель статуса (состояния) – Status Bar, как и система

Панель статуса

Панель статуса (состояния) – Status Bar, как и система

раскрывающихся меню является неотъемлемой частью многих программ и располагается обычно внизу рабочего окна программы

В нашей программе с меню уже создана панель статуса (точнее полоса состояния, состоящая из нескольких панелей (из четырех))

Компонент StatusBar находится на вкладке Win 32

Это первая панель полосы состояния (StatusBar.Panel[0]) – нумерация панелей начинается с нуля !

Основное свойство панели – отображаемый в ней текст, например StatusBar.Panel[1].Text:=‘Время’; означает, что во второй панели будет выведен текст ‘Время’

Посмотрите в инспекторе объектов другие свойства StatusBar

Слайд 12

Панель статуса Для примера давайте создадим программу с полосой состояния из

Панель статуса

Для примера давайте создадим программу с полосой состояния из

двух панелей, в первой из которых отображается текст «Время работы с программой :», а во второй идет отсчет времени работы с программой

ШАГ 1

Помещаем на форму компонент StatusBar


В инспекторе объектов раскрываем свойство Status Bar-a Panels

В редакторе панелей добавляем 2 панели, нажимая на пиктограмму добавления панели

Слайд 13

Панель статуса Для примера давайте создадим программу с полосой состояния из

Панель статуса

Для примера давайте создадим программу с полосой состояния из

двух панелей, в первой из которых отображается текст «Время работы с программой :», а во второй идет отсчет времени работы с программой

ШАГ 1

Помещаем на форму компонент StatusBar


В свойстве первой панели Text (Panel 0) пишем текст «Время работы с программой»
В свойстве Width (ширина панели) поставим нужную ширину для отображения этого текста (этот текст влазит в 200 пк)

Слайд 14

Панель статуса Для примера давайте создадим программу с полосой состояния из

Панель статуса

Для примера давайте создадим программу с полосой состояния из

двух панелей, в первой из которых отображается текст «Время работы с программой :», а во второй идет отсчет времени работы с программой

ШАГ 1

Помещаем на форму компонент StatusBar


Для второй панели (Panel 1) писать ничего не будем, потому что в ней будет идти время, поэтому сделаем это программно с использованием элемента Таймер

Слайд 15

Панель статуса ШАГ 2 Поместим на форму компонент Таймер, сделаем его

Панель статуса

ШАГ 2

Поместим на форму компонент Таймер, сделаем его тикающим

с частотой 1 сек (Enabled=True, Interval=1000)

При выводе в вторую панель времени работы программы нам придется использовать две переменные типа Дата/Время (TDateTime) – есть такой тип данных в Delphi, как и других системах разработки:
В первой переменной (обозначим ее S) – будет храниться время (системное время нашего компьютера) в момент старта программы и изменяться оно при работе программы не будет
Во второй переменной (обозначим ее d) – будет храниться текущее время компьютера, которое будет считываться по таймеру каждую секунду с времени операционной системы

А во второй панели (Panel 1) мы будем выводить разницу d и s, которую преобразуем из типа Дата/Время к строковому типу, соответствующему свойству Text в панели – получится время работы с программой, идущее с нуля

Слайд 16

Панель статуса ШАГ 2 Рассмотрим программный код: Объявим переменные d и

Панель статуса

ШАГ 2

Рассмотрим программный код:

Объявим переменные d и s

типа Дата/Время (TDateTime)

В процедуре создания формы (запуска приложения) присвоим s текущее время (зафиксируем момент времени)

Слайд 17

Панель статуса ШАГ 2 Рассмотрим программный код: В процедуре OnTimer с

Панель статуса

ШАГ 2

Рассмотрим программный код:

В процедуре OnTimer с каждым

«тиканьем» таймера переменной d будем присваивать текущее время операционной системы. Ясно, что значение d будет увеличиваться каждую секунду

Во второй панели выводим разницу идущего времени (d) и стоящего на месте (s), преобразуя эту разницу из формата времени (Time) в формат строки (string)

Слайд 18

Панель статуса ШАГ 3 Сохраняем, компилируем и запускаем программу. Мы видим,

Панель статуса

ШАГ 3

Сохраняем, компилируем и запускаем программу. Мы видим, что

во второй панели идет отсчет времени работы с программой

При создании программного кода нам часто приходится использовать различные типы данных. Также часто приходится делать преобразование типов из одних в другие. Поэтому удобно иметь под рукой справочник по работе с различными типами данных, строками, файлами, памятью – все это есть в прилагаемом к курсу справочнике «Типы данных в Delphi»

Запускаем ->

Слайд 19

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 8 Использование диалогов

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 8

Использование диалогов

Слайд 20

Использование диалогов А сейчас давайте познакомимся с организацией диалога компьютера и

Использование диалогов

А сейчас давайте познакомимся с организацией диалога компьютера и

пользователя в процессе работы программы.
Очень часто в программах применяются диалоговые окна – для подтверждения, предупреждения, информирования пользователя – такие диалоги часто показывает нам операционная система Windows

Сейчас мы научимся создавать такие диалоговые окна
Надо сказать, что здесь мы будем использовать функции самой операционной системы Windows (WinApi)
Однако в Delphi существует большой набор компонент, реализующих стандартные функции открытия (файла), сохранения, поиска ... но с ними мы познакомимся на следующем уроке при создании собственного текстового редактора

Слайд 21

Использование диалогов Итак, диалоги: Рассмотрим 3 способа организации диалогов procedure ShowMessagе

Использование диалогов

Итак, диалоги:

Рассмотрим 3 способа организации диалогов
procedure ShowMessagе


function MessageDlg
function MessageBox

Самый простой способ – использование процедуры ShowMessage (показать сообщение)
Формат записи:
procedure ShowMessage(const Msg: String) – здесь const – выражение строкового типа, которое будет «выдано» в сообщении (и конечно оно записывается в апострофах). Этот способ не только самый простой, но и функционально ограниченный, т.к. в окне диалога есть только кнопка ОК, которая закрывает окно и больше никаких функций

Мы будем рассматривать диалоги на примере программы решения квадратного уравнения, созданного нами на 5 уроке, где используем все три вида диалогов для информации пользователя, обработки исключений и пр.

1 способ (ShowMessage)

Слайд 22

Использование диалогов Давайте сначала запустим программу и посмотрим действие диалогов, а

Использование диалогов

Давайте сначала запустим программу и посмотрим действие диалогов, а

затем разберем код

Запустите программу и попробуйте:
Ввести в Edit любого коэффициента не цифру, а букву
Нажать кнопку НАЙТИ, не введя все коэффициенты

Запустить ->
при ошибочном введении буквы вместо цифры

при нажатии кнопки НАЙТИ, если не все коэффициенты введены

Мы видим, что выходят сообщения

Слайд 23

Использование диалогов Рассмотрим код 1. Попытка ввести в Edit вместо числа

Использование диалогов

Рассмотрим код

1. Попытка ввести в Edit вместо

числа букву (страховка пользователя от случайного нажатия «не той» клавиши

Здесь мы использовали событие Edit1.KeyPress (нажатие клавиши, когда фокус ввода имеет Edit1) – находим его в инспекторе объектов
А дальше понятно:
Делаем проверку условия
Если нажата клавиша, соответствующая одной из множества русских или латинских букв, то ничего не вводим (Key:=#0 – вспомните кодовую таблицу ASCII) и выдаем сообщение, что надо ввести цифру

Слайд 24

Использование диалогов Рассмотрим код 2. Попытка нажать кнопку НАЙТИ, когда еще

Использование диалогов

Рассмотрим код

2. Попытка нажать кнопку НАЙТИ, когда

еще не все коэффициенты введены

Здесь при нажатии кнопки НАЙТИ проверяется, а не является один из Edit-ов для ввода коэффициентов «пустым»
Если ДА, то напоминаем о необходимости ввести все коэффициенты
ИНАЧЕ следует алгоритм расчета корней уравнения ...

Слайд 25

Использование диалогов 2 способ (MessageDlg) function MessageDlg (const Msg: String; DlgType:

Использование диалогов

2 способ (MessageDlg)

function MessageDlg (const Msg: String; DlgType: TMsgDlgType;

Buttons: TMsgDlgButtons; HelpCtx: integer): integer,

Здесь:
const Msg: String – это текст нашего сообщения
DlgType: TMsgDlgType –это вид диалогового окна

Buttons - кнопки диалогового окна: mbYes, mbNo, MbCancel, mbRetry, mbAbort, mbOk, mbIgnore, mbHelp, mbAll, mbYesToAll, mbNoToAll - словом, все, какие ни есть и даже готовые комбинации: mbYesNoCancel, mbOKCancel, mbYesAllNoAllCancel, mbAbortRetryIgnore, bmAbortIgnore.

HelpCtx: integer – ставьте ноль

Слайд 26

Использование диалогов 2 способ (MessageDlg) И опять давайте посмотрим пример, а

Использование диалогов

2 способ (MessageDlg)

И опять давайте посмотрим пример, а

затем разберем код

Запустите программу и попробуйте:
Нажать на кнопку ОЧИСТИТЬ

Запустить ->

В результате мы видим сообщение более функциональное

В сообщении присутствует значок для привлечения внимания и уже две кнопки, дающие возможность выбора
Недостаток: кнопки не русифицированы

Слайд 27

Использование диалогов Рассмотрим код Это текст нашего сообщения Это вид значка

Использование диалогов

Рассмотрим код

Это текст нашего сообщения

Это вид

значка в окне

Здесь мы выбрали 2 кнопки: ОК и Cancel

Ноль означает отказ от справки

Слайд 28

Использование диалогов Рассмотрим код Если нажата кнопка ОК, то очищаем все

Использование диалогов

Рассмотрим код

Если нажата кнопка ОК, то очищаем

все Edit -ы

В этом алгоритме мы используем case – выбор (вспомните Паскаль)

Если нажата кнопка Cancel, закрываем диалог

Слайд 29

Использование диалогов function MessageBox (Parent: HWnd; Txt, Caption: PChar; TextType: Word):

Использование диалогов

function MessageBox (Parent: HWnd; Txt, Caption: PChar; TextType: Word): Integer


3 способ (MessageBox)

Здесь:
Parent: HWnd– "хозяин" (окно, владеющее сообщением)
Txt - 'текст сообщения'
Caption – заголовок диалогового окна
TextType – параметр, определяющий вид иконки в окне и какие в нем будут кнопки, например (некоторые из вариантов):

Слайд 30

Использование диалогов 3 способ (MessageBox) Преимущества этого способа в том, что

Использование диалогов

3 способ (MessageBox)

Преимущества этого способа в том, что

кнопки окна «русские» (точнее говоря – они соответствуют языковой версии установленной на компьютере Windows)

Запустите программу и попробуйте:
Нажать на кнопку ВЫХОД

Запустить ->

В результате мы видим сообщение с русскими кнопками – это удобнее

Слайд 31

Использование диалогов Рассмотрим код Указываем, что «хозяином» диалога является форма Form1

Использование диалогов

Рассмотрим код

Указываем, что «хозяином» диалога является форма

Form1

Это текст нашего сообщения

Это заголовок диалогового окна

Это параметр, указывающий, что в окне 2 кнопки (ДА и НЕТ) и иконка предупреждения

Слайд 32

Использование диалогов Рассмотрим код Если выбрана кнопка ДА (Yes), то форма

Использование диалогов

Рассмотрим код

Если выбрана кнопка ДА (Yes), то

форма 1 закрывается

Если выбрана кнопка НЕТ (no), диалог прерывается

И на этом мы закончим знакомство с диалогами

Слайд 33

На этом уроке мы научились создавать выпадающее меню программы, использовать панель

На этом уроке мы научились создавать выпадающее меню программы, использовать

панель статуса, а также познакомились с созданием диалогов пользователя и программы

ИТОГИ УРОКА:

ООП на Delphi – 9:
Мы познакомимся с стандартными диалогами и создадим свой текстовый редактор

НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ: