Мезенская роспись

Содержание

Слайд 2

Мезенская роспись возникла в начале XIX века возникла в начале XIX

Мезенская роспись возникла в начале XIX века возникла в начале XIX

века в низовьях реки Мезень возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».
Слайд 3

Слайд 4

Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный —

Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный —

охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере»
Слайд 5

Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря

Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером

глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Слайд 6

Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое

Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое

интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет.
Слайд 7

Слайд 8

Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской

Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской

росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны.
Слайд 9

Слайд 10

Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха,

Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха,

плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма.
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу

персонажи Мезенской росписи:

красные кони — условный знак Солнца, его движения

по небосводу
Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле

оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле


Слайд 17

уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту

уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и

помогают нам в трудную минуту
Слайд 18

Слайд 19

мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами.

мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами.

Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.
Слайд 20

Слайд 21

Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою

Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою

прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.
В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением.
Слайд 22

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине

уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.
Слайд 23

Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с

Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с

помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.
Слайд 24

Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на

Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на

каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы.
Слайд 25

Традиционная народная роспись — это живая нить, уводящая нас в глубину веков.

Традиционная народная роспись — это живая нить, уводящая нас в глубину

веков.
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Простые элементы

Простые элементы

Слайд 37

Узоры в косой клетке

Узоры в косой клетке

Слайд 38

Ленточный орнамент

Ленточный орнамент