Межкультурная коммуникация и коммуникативное поведение

Содержание

Слайд 2

Эдвард Холл не только доказал теснейшую связь между культурой и коммуникацией,

Эдвард Холл не только доказал теснейшую связь между культурой и коммуникацией,

но и акцентировал внимание на необходимости исследований не столько целых культур, сколько на изучении их отдельных поведенческих подсистем, определяющих специфичность каждой культуры.
Слайд 3

1. Время По способу использования времени культуры делятся на два типа:

1. Время По способу использования времени культуры делятся на два типа:


монохронные (Германия, США, страны северной Европы);
полихронные (Латинская Америка, Ближний Восток и государства Средиземноморья, Россия)
Слайд 4

2. Контекст Э. Холл сравнивает культуры в зависимости от их отношения

2. Контекст
Э. Холл сравнивает культуры в зависимости от их отношения к

контексту. Он определяет контекст как информацию, окружающую и сопровождающую событие.
низкоконтекстные культуры (швейцарская, немецкая, североамериканская)
высококонтекстные культуры (Китай, Япония, Италия, Греция)
Слайд 5

В стандартном высказывании в рамках низкоконтекстной культуры (швейцарской, немецкой, североамериканской) информация,

В стандартном высказывании в рамках низкоконтекстной культуры (швейцарской, немецкой, североамериканской) информация,

которая требуется для правильной интерпретации данного сообщения, содержится в максимально вербализованном виде.
Высказывания же в высококонтекстных культурах (Китай, Япония) часто не могут быть поняты на основе содержащихся в них собственно языковых знаков. Для их правильной интерпретации требуется знание контекста, причем не узкого, ситуативного, но весьма широкого, культурологического.
Поэтому на уровне обыденного европейского сознания японскую беседу часто описывают как игру недомолвок. А японцам, в свою очередь, нередко кажется, что европейцы слишком прямы и нетактичны.
Слайд 6

Высококонтекстные культуры – это культуры, в которых многое определено неязыковым контекстом: иерархией, статусом, внешним видом.

Высококонтекстные культуры – это культуры, в которых многое определено неязыковым контекстом:

иерархией, статусом, внешним видом.
Слайд 7

Признаки высококонтекстной культуры: невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;

Признаки высококонтекстной культуры: невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;

огромная роль невербального общения, умения «сказать глазами»; отсутствие избыточности информации; стремление избежать конфликта. Открытое выражение недовольства неприемлемо, ни при каких условиях.
Слайд 8

Низкоконтекстные культуры – это культуры, в которых большая часть информации содержится

Низкоконтекстные культуры – это культуры, в которых большая часть информации содержится

в словах, а не в контексте общения, люди открыто выражают свои желания, намерения, не предполагая, что их можно понять из ситуации общения.
Слайд 9

Признаки низкоконтекстной культуры: прямая и выразительная манера речи, недоверие к молчанию;

Признаки низкоконтекстной культуры: прямая и выразительная манера речи, недоверие к молчанию;

невербальное общение менее значимо; все должно быть выражено словами, всему дана ясная оценка; конфликт созидателен; в открытых случаях возможно открытое выражение недовольства.
Слайд 10

. 3. Пространство Восприятие пространства обладает специфическими особенностями, зависящими от культуры.


.

3. Пространство
Восприятие пространства обладает специфическими особенностями, зависящими от культуры.


Э. Холл был одним из первых исследователей в области изучения пространственных потребностей человека и установил существенные их отличия у представителей различных культур.
Он ввел в научный обиход термин ПРОКСЕМИКА которым подразумевал учение об использовании людьми пространства как культурного артефакта, организационной и коммуникативной систем.
Слайд 11

Проксемика - - это использование пространственных отношений при коммуникации. Э.Холл выделил

Проксемика -

- это использование пространственных отношений при коммуникации.
Э.Холл выделил

четыре зоны коммуникации:
Интимная
Личная
Социальная
Публичная
Слайд 12

. 4. Информационные потоки В одних культурах информация распространяется медленно, целенаправленно,


.


4. Информационные потоки
В одних культурах информация распространяется медленно,

целенаправленно, по специально предназначенным каналам и поэтому носит ограниченный характер.
В других культурах система распространения информации действует быстро и широко, вызывая соответствующие действия и реакции.
Слайд 13

Гирт Хофстеде (1928) - нидерландский социолог, антрополог. Хофстеде, работая в одной

Гирт Хофстеде (1928) - нидерландский социолог, антрополог.
Хофстеде, работая в одной из

американских транснациональных корпораций, имел уникальную возможность изучать национальные культуры в контексте их влияния на организационное поведения людей в 50 странах и 3 регионах.
Его исследования длились более чем 14 лет и проводились в 1960--70-е годы.
Слайд 14

Широко известны две работы Хофстеде: 1. «Последствия культуры» («Culture’s Consequences», 1980)

Широко известны две работы Хофстеде:
1. «Последствия культуры»
(«Culture’s Consequences»,

1980)
2. «Измерения национальных культур в пятидесяти странах и трех регионах» («Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions”, 1983).
Слайд 15

Хофстеде определяет культуру следующим образом: «коллективная ментальная запрограммированность, часть предопределенности нашего

Хофстеде определяет культуру следующим образом:
«коллективная ментальная запрограммированность, часть предопределенности нашего

восприятия мира, общая с другими представителями нашей нации, региона или группы и отличающая нас от представителей других наций, регионов и групп».
Слайд 16

Признаки, которые могут описывать национальные культуры индивидуализм — коллективизм; индекс дистанции

Признаки, которые могут описывать национальные культуры

индивидуализм — коллективизм;
индекс дистанции власти;
неприятие неопределенности;
мужественность

— женственность;
краткосрочная — долгосрочная ориентация на будущее
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Ричард Льюис — специалист в области межкультурного взаимодействия

Ричард Льюис — специалист в области межкультурного взаимодействия

Слайд 23

«Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию» Книга является

«Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию»
Книга является практическим

руководством по общению с представителями различных культур и стран. Значительная ее часть посвящена характеристике особенностей культур 14 ведущих стран мира, представляющих все континенты. По каждой стране предлагается набор практических рекомендаций. Они позволяют предвидеть и учитывать реакцию и возможные варианты поведения людей, и важны для управления многонациональными коллективами, ведения переговоров, заключения сделок и в целом для формирования успешного долгосрочного сотрудничества.
Слайд 24

. Культура - коллективное программирование мышления группы людей, которое оказывает влияние


.

Культура - коллективное программирование мышления группы людей, которое оказывает влияние

на поведение человека и той общности, к которой он принадлежит.
Ричард Льюис указывает на 4 фактора, влияющие на формирование культуры народа:
климат и окружающая среда,
язык,
религия,
история.
Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Культура – продукт миллионов разумов, отфильтрованный сотнями поколений и представленный в


Культура – продукт миллионов разумов, отфильтрованный сотнями поколений и представленный в

виде устойчивых ценностей, верований и моделей общения.
Зная особенности этого программирования, можно построить коммуникационную модель, которая позволит успешно общаться с представителями других культур.
Слайд 28

Коммуникационная модель предполагает 5 этапов последовательных действий: 1. Изучите особенности программирования

Коммуникационная модель предполагает 5 этапов последовательных действий:
1. Изучите особенности программирования различных

культур, включая свою собственную.
2. Разграничьте кажущиеся и действительные характеристики (избавьтесь от ложных стереотипов).
3. Посмотрите, как культуры подразделяются на 3 группы, и установите, какая из групп вам ближе (определите свой культурный профиль).
4. Проанализируйте, как те или иные культуры функционируют в различных ситуациях.
5. Сравните культуры, выделите у них общие черты и на их основе постройте алгоритм достижения взаимопонимания (эмпатии).
Слайд 29

Примеры рекламных материалов Volkswagen Polo, которые использовались в разных странах

Примеры рекламных материалов
Volkswagen Polo, которые использовались в разных странах

Слайд 30

Германия - упор на надежность и прочность автомобиля, то, на что всегда обращают внимание немцы.

Германия - упор на надежность и прочность автомобиля, то, на

что всегда обращают внимание немцы.
Слайд 31

Автомобиль настолько надежен, что ему не страшно столкновение немецких и голландских футбольных фанатов.

Автомобиль настолько надежен, что ему не страшно столкновение немецких и голландских

футбольных фанатов.
Слайд 32

Англия – связь с безопасностью автомобиля. Среди англичан высокий уровень избегания

Англия – связь с безопасностью автомобиля. Среди англичан высокий уровень избегания

неопределенности, то есть, чем безопаснее, чем меньше рисков, тем лучше.
Слайд 33

Слайд 34

Венгрия – в первую очередь баннер обращает внимание на стоимость автомобиля

Венгрия – в первую очередь баннер обращает внимание на стоимость автомобиля

(Базовая стоимость будет выглядеть следующим образом… "Volkswagen уже 2.199.000 венгерских форинтов"). Венгрия одна из беднейший стран Европы, поэтому покупателем в первую очередь важна цена автомобиля. Ну и конечно, это страна с краткосрочной ориентацией на время, у покупателей нет времени откладывать деньги, хочется сегодня и сейчас, и поэтому лучше купить самый дешевый автомобиль для начала.
Слайд 35

Италия – низкоконтектстная культура, представителям культуры не требуется особых знаний и

Италия – низкоконтектстная культура, представителям культуры не требуется особых знаний и

фактов об описываемом явлении или предмете. На переднем плане вообще отсутствует изображение автомобиля. Текст гласит об экономичности машины в вопросах потребления топлива.